Глядя на ее худую, прямую фигуру, невольно вспоминаешь Дон Кихота. Если бы только мельницы, с которыми она борется — бескомпромиссно, бесстрашно и, со стороны, безумно, — не были настоящими великанами.
«Я могу сделать театр на колене», — говорит она. А я могу продолжить: в удушливой атмосфере сонного, чванливого райцентра. Когда-то живого буйной жизнью труб, факелов, жаром печей и реакторов, адской жизнью молодого промышленного гиганта, а теперь — почти обессилевшего, обездвиженного то ли ленью, то ли безнадежностью.
Она делает театр по любому поводу и из чего угодно. Для студентов местного «кулька», которые, получив свои дипломы клубных работников, уйдут замуж и в телесериалы или уедут на заработки. Или будут работать «по специальности» — обслуживать свадьбы, чье богатство и пышность отчетливо смердит отчаянием. Но хотя бы раз в жизни эти дети сыграют на сцене Лорку — такого, как он мог быть сыгран в пыльном галисийском селении, в кузове грузовика. Или «Боярыню» — такую, какой видела и писала ее Леся до того, как ее покрыли непробиваемо толстой глазурью непритязательного школьного мифа.
Она сделает свой театр для женщин — и он вытащит из темных закутков провинциальной традиции то, что хранится ею, как незыблемые устои. Вытащит все, о чем стыдно говорить вслух, но не стыдно практиковать и воспроизводить. Она «делает театр» — и оказывается, что можно жить с поднятой головой, что можно говорить о том, от чего всегда было принято умирать молча.
Ее «Любарт» стал тем местом, куда пришли дети первой — Оранжевой — революции. Не потому, что их интересовал театр. Многие из них не знали, что это такое. Просто им хотелось «что-то делать». Их распирали силы, которые они в себе почувствовали и которые разрывали изнутри, когда взрослые, достигнув всего, чего хотели, сообщили им, как статистам на площадке: «Съемка окончена, расходитесь». А ведь им казалось, что они, наконец, обрели смысл, увидели впереди проблеск света и могут свернуть горы...