Судьба и судьбы
Последний выход на авансцену
Мустафа Найем
народный депутат
Я не знал этого человека лично. Видел его лишь один раз, мельком, сидящим в кафе на улице в Киеве в компании очаровательной девушки. Потом — несколько раз на фотографиях близких людей и уже позже — в сотнях публикаций и постах в социальных медиа — с известием о его смерти… К сожалению, многие факты его биографии я узнал уже после.
Он родился во Львове, в семье работников Львовского автобусного завода, в середине 70-х, с самого детства пел в хоровой капелле, и еще будучи студентом, исполнял роли в операх Моцарта, Мусоргского, Чайковского, Верди и Пуччини. Но, как водится, признание получил за границей, во французском Клермоне, где выиграл вокальный конкурс, а спустя два года переехал в Париж, где и оставался солистом Парижской национальной оперы до последнего дня.

Еще во время Революции он помогал из Франции сбором средств на нужды Майдана, а когда началась война, после 19 лет проживания в Европе, вернулся в Украину, вступил в ряды добровольческой армии и пошел на фронт.
В боевых рядах он называл себя Мифом, сокращенно от Мефистофель, — партию которого в опере Шарля Гуно он любил больше всего. Хотя из разговоров с людьми, которые знали его лично, очевидно, что это была скорее ребяческая бравада, чем суть. Как по мне, ему больше шел позывной Алкид — урожденное имя древнегреческого Геракла. В жизни мой герой был неимоверно щедрым на внимание, тепло и заботу. В первые минуты он мог показаться несколько пафосным, но со временем становилось понятно, что это издержки профессии театрального прошлого и контуры искренних порывов, которые, судя по всему, ни в какие другие формы облечь не удавалось.

В дни, когда десятки тысяч наших ребят стоят на фронте, и многие — добровольно, многим такие жертвы уже не кажутся чем-то удивительным. Мы привыкли. Но моему герою было бы намного легче «привыкнуть», наблюдая за тем, что происходит на фронте, где-нибудь на Сардинии, пафосно перечисляя часть своих гонораров в общевойсковую кассу волонтеров.
Между тем, для меня этот человек — не просто еще один герой, но еще и символ, который может и должен стать образом украинского добровольческого движения этой войны. Свободный, бережный и вселявший уверенность человек большого мира, променявший статус, карьеру оперного певца на самых престижных сценах мировой оперы и уют европейских столиц на окопы и блиндажи восточного фронта.

Такие истории — живое отрицание и ответ на манипулятивный и избитый образ украинских добровольцев — зашоренных, воинствующих националистов, потерявшихся в своих детских комплексах, — который навязывается обществу извне и зачастую невольно поддерживается несознательными радикалами внутри страны.

Париж, Масси, Сент-Этьен, Будапешт, Лос-Анджелес, Нью-Йорк — и Дебальцево… Василий Слипак был убит снайперской пулей 29 июня 2016 года во время вражеской атаки, в составе 7-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор». И теперь я очень жалею, что не знал этого человека лично. Но я бы очень хотел, чтобы кто-нибудь из тех, кто был с ним знаком, написал о нем книгу. Уверен, она появится.
Читайте также
Made on
Tilda