Пожалуй, нет сегодня более известного и более сильного по сплаву эмоций стихотворения о Крыме. Оно звучит отовсюду: его читают на митингах и со сцены Национальной оперы известные актеры и политики, взрослые и дети. А смонтированные много лет назад ролики с авторской начиткой, с трагическими кадрами депортации крымских татар в 1944-м, не менее драматичными — о возвращении на Родину в начале 90-х и борьбе за восстановление прав в нулевых, дополняют хроникой второй аннексии Крыма Россией и репрессий сегодняшних дней... Написанное более четверти века назад стихотворение снова стало манифестом возвращения, но теперь уже не только для крымских татар, а для всех политических украинцев, выдавленных оккупантами из Крыма. От его прочтения не хочется плакать. Хочется жить.
Когда мы вернемся, а мы все вернемся!
Однажды в степи иль горах соберемся
И весело, с музыкой справим поминки
По вашим указам, по вашим дубинкам,
По сказочкам вашим о дружбе народов
В то время, когда нас лишали свободы!
...Лиля уже не припомнит, как родилось именно это стихотворение — в начале перестройки писала много, одно за другим, строчки рождались просто в дороге на работу, а в народе расходились в «списках». Восемь листов бумаги через копирки закладывали в пишущую машинку и таким образом размножали. Стихи расходились не только в Узбекистане — по всем местам депортации, их везли и пересылали в Крым. Тогда же, в 1989-м, самиздатом вышел первый сборник «Не купленный билет», за ним второй — «Когда мы вернемся»...
Но она на всю жизнь запомнила момент, когда почувствовала, что должна писать. В 1987-м преподаватель русского языка и литературы Лиля Буджурова еще не была участником национального движения. Но во время митинга на площади в Ташкенте, после рассказа женщины о том, как умирали после выгрузки из «телячьих вагонов» депортированные крымские татары, за телами которых раз в сутки приезжал грузовик, она почувствовала, как что-то будто толкнуло ее в спину. Так сильно, что она буквально вылетела из толпы в круг, увидела зеленые глаза этой женщины, наполненные слезами, и пошла выступать — читать свои стихи. И в корне менять свою жизнь. Зная это, я теперь понимаю, откуда у нее столько решительности на очередной рывок, который многим виделся нереальным.