Судьба и судьбы
«Потичок»

Марианна Гончарова
писательница
У нас же здесь, на границе между Бессарабией и Прикарпатьем, да и в самих Карпатах живут такие загадочные люди, что диву даешься, откуда они взялись. То ли инопланетяне, то ли ангелы, то ли кто еще. Видно, упали к нам откуда-то с небес, да и остались.

Такое у нас было одно село Багна, в Вижницком районе, в Карпатах, ну такое нищее, особенно в девяностые годы.

А один вуйко, Васыль, совсем простой, но страшно мудрый, вдруг всем стал говорить:

— Знаете что, люды, я тут сон один видел, что надо воду нашу из потичка пить, и станем мы богатые. Еще снилось, что будут ехать к нам издалека паломники и везти сюда гроши. И снилось мне это все накануне праздника, поэтому точно все сбудется. Вот увидите. Вы, главное, воду пейте. И увидите.

Односельчане в ответ:

— Га-га-га!!!

Смеялись, говорили, что он блаженный. А потом становились серьезными и угрожали тому дядьке:

— Ты нам, Васыль, зубы не заговаривай и водой не заливай. Крест где? Куда крест дел? Крест отдай. Мы хоть зерно для посева на этот крест выменяем.

А вуйко Васыль — тот своё:

— Пейте воду, и всё!

Ну, чуть не прибили его, этого дядьку Васыля. И пришлось ему признаться. Но он что сделал, какой умница был изобретательный. Он к каждому главе семейства пришел, поклонился и каждому — каждому! — сказал:

— Только вам говорю, тайну открываю, потому что вы самый умный у нас в селе.

И потом уже под дружескую горивОчку (то есть гуцульскую самодельную горилку) открывал тайну серебряного креста.

А началось все с пожара. Люди в этом селе очень бедствовали. А беда одна ж не таскается по миру. Обязательно тянет за собой еще. И притянула. Сгорела ночью сельская церковь. Это обычное дело в те времена: церковь деревянная, свечи кругом горят, бабушка, что там дежурила, задремала, не досмотрела. Ну, и зажглось одно от другого, одно от другого, пополз огонь, стал лизать стены, иконы. Люди сбежались, бабушку вытащили, конечно, но уже такой был пожар, что нечего там было заливать. Тем более, воды было мало, потичок там в селе был совсем слабенький и мелкий, воду надо было долго набирать, а речка совсем далеко. Только один не испугался, тот самый вуйко Васыль. Он влез в пожарище и вынес оттуда большой серебряный крест. Еще местная громада на этот крест, да и на церковь когда-то давно деньги собирала. Но коммунисты их то ли выслали куда-то, то ли расстреляли вообще, объявив бандеровцами за то, что они урожай своего села хотели сохранить и овец не отдавали. Этот вуйко Васыль вынес крест и в суматохе спрятал куда-то. Понятное дело, что закопал. И не для себя, не для своих детей или внуков. А для всех. А вот где? Он закопал крест… в струмок. То есть в тот самый потичок.
И со временем был этот ручеек переименован в буркут. То есть в минеральный источник. Ну, не то чтоб действительно минеральный. Вода в горах, конечно, кристально чистая и действительно полна живительной силы. Но буркут этот еще и серебром обогатился. И все односельчане того самого вуйка Васыля перестали болеть. А если и болели, то быстро выздоравливали. Стали крепкие, выносливые. И пошла слава про то село и про святой источник. И начали приезжать туда люди, лечиться. И останавливались по хатам у людей, и платили им деньги, и везли дефицитную в девяностые еду невиданную — цукерочки в папирчиках, сахарок кубиками, колбасу, большие яблоки и помидоры. В горах тогда совсем не знали помидор. Разное знали: ягоды — черника, земляника, ежевика и малина дикая, яблочки-дички маленькие, да и то если в долине, но помидоры — нет.

Короче, сейчас это одно из самых богатых мест в Карпатах. Санатории, дома отдыха, частные пансионаты.

Но в селе есть негласный закон: тропинка к основанию потичка завалена. Хода туда нет. Есть тайная дорожка, и знают ее только несколько стариков. И не дай Боже там копать, не дай Боже.

И я вот сейчас думаю, а как он догадался, тот вуйко Васыль, что крест надо не продать, не в своем огороде или просто в лесу густом, а в струмок закопать?
Читайте также
Made on
Tilda