За последнее десятилетие Одесский припортовый завод пережил несколько попыток приватизации: в 1994-м, 1996-м и последний раз в 2004-м. И вот — очередная попытка. На этот раз с возражениями, протестами и призывами «не допустить». Правда, недовольство касается не столько приватизации, сколько методов, с помощью которых она осуществляется.
Перед тем, как продать припортовый, идеологи приватизации из Минпромполитики решили его реструктуризировать, то есть расчленить. Между тем речь идет об объекте чрезвычайно повышенной опасности, который строился как единый организм с единой системой безопасности. И дробить его нецелесообразно, считают специалисты. Как говорят заводчане, это технически безграмотно и экологически опасно. В общем, данная реструктуризация, свалившаяся на предприятие, как снег на голову, сегодня стала поводом для тревоги и обращений к президенту страны, премьер-министру и председателю Верховной Рады.
Надо отметить, что припортовый — это одно из тех богатых предприятий, вокруг которых всегда была тишина. Монополист жил спокойно и размеренно, несмотря на то, что повидал не один предприватизационный процесс. Во всяком случае, из избы никогда ничего не выплескивалось. И если бы не реструктуризация, то предстоящая приватизация, надо полагать, прошла бы без особых эксцессов. Хотя недовольств по поводу продажи завода предостаточно.
Внеочередная сессия Южненского горсовета, которая в понедельник рассматривала ситуацию вокруг завода, — тому подтверждение. И хотя депутаты собрались, чтобы обсудить грядущую реструктуризацию и ее последствия, вопросы относительно приватизации звучали не менее остро. Кому выгодна продажа высокорентабельного предприятия? Что она принесет заводу, городу и государству в целом? Для города Южного припортовый наряду с портом «Южный» являются градообразующими предприятиями.
Прозвучало мнение, что задуманное дробление производства похоже на попытку снять напряжение от приватизации и закрыть таким образом данную тему. Государство, мол, выставляет на продажу не весь завод целиком, а только его половину, оставляя у себя 50 % (минус одна акция). Так что причин для особого беспокойства быть не должно.
Однако специалисты завода считают по-другому. Но их мнение наверху, похоже, мало кого интересует. Во всяком случае, заводчане, как заявляет администрация предприятия, в подготовке решения о реструктуризации участия не принимали. А свои возражения о нецелесообразности ее проведения направляли в Кабмин, Фонд госимущества и министерство, но все равно услышаны не были.
О том, что припортовый собираются реструктуризировать в сжатые сроки, руководству предприятия вообще стало известно после выхода распоряжения Кабмина о согласовании планов-графиков подготовки и проведения продажи объектов приватизации, подписанного Ю.Тимошенко 25 июля 2005 года. Сегодня заводчане надеются, что обращение сессии Южненского горсовета к президенту страны, Кабмину, Фонду госимущества и председателю Верховной Рады с просьбой не допустить реструктуризацию возымеет действие. Подготовлено обращение в Кабмин и от имени депутатов Одесского областного совета. Оно было рассмотрено на президиуме совета во вторник.
Чем же страшит предстоящая реструктуризация, которую следует провести в сжатые сроки? Согласно плану-графику подготовки и проведения продажи пакета акций завода, утвержденного вышеупомянутым распоряжением Кабмина, ее следует завершить 31 августа. И уже с 1 сентября Фонд госимущества должен заняться подготовкой проекта уточненного плана размещения акций. А до конца сентября провести оценку пакета акций и сформировать состав конкурсной комиссии по его продаже. Договор купли-продажи планируется к подписанию 9 декабря 2005 года.
Так вот, исходя из тех предложений, которые поступают, реструктуризация предполагает отделение от завода цеха перегрузки аммиака и присоединение его к государственному предприятию «Укрхимтрансаммиак», в ведении которого находится аммиакопровод. А если говорить точнее, то он значится на балансе Николаевского управления магистрального аммиакопровода.
Как сообщил на заседании президиума Одесского облсовета заместитель директора завода по коммерческим вопросам Сергей Назаренко, во время очередной приватизации их цех не раз пытались «привязать» к аммиакопроводу. Припортовый проверяли Генпрокуратура, Фонд госимущества, Минпромполитики. И все они тщательно изучали наличие элементов магистрального аммиакопровода на балансе завода и установили, что таковые отсутствуют.
И вот очередная попытка отделения. Между тем, повторюсь, Одесский припортовый завод спроектирован как целостный комплекс по производству и перегрузке минеральных удобрений и химических грузов. Поэтому руководство предприятия считает, что сегодня неразумно отделять производство аммиака от его перевалки.
Во-первых, цех выполняет не только функции перегрузки на экспорт аммиака сторонних предприятий (3,5 млн. тонн) и собственного производства (600 тыс. тонн). Цех включает изотермические хранилища. Здесь продукцию хранят, захолаживают. Отсюда аммиак поступает на производство карбамида — цех также производит и выдает пар для данного производства. Принимает продувочные аммиакосодержащие газы со всего завода. И многое другое. Иными словами, является звеном единой технологической схемы завода. И отделить его — значит, резать по живому.
Во-вторых, на заводе, как объекте повышенной техногенной и экологической опасности, действуют единые службы для обеспечения безопасной работы всех цехов: аварийно-спасательная, ремонтная, пожарная, военизированная, скорая помощь, а также система контроля за охраной окружающей среды. Как все это делить?
Как объяснил заместитель главного инженера завода Артур Елкин, цех перегрузки аммиака — это сложное оборудование, которое требует постоянного надзора и контроля. Имеющиеся четыре хранилища аммиака представляют потенциальную опасность. «Последние четыре года, — говорит он, — мы регулярно проводим техническое их освидетельствование с полным ремонтом. Следим за состоянием материала хранилищ. Все показания выведены в заводскую лабораторию диагностики, где и ведется контроль. Эти показания затем идут в Киев, в Институт электросварки им. Патона, где специалисты отслеживают состояние металла хранилищ. Сегодня при появлении малейших пропусков аммиака (что бывает при технологическом процессе) мы сразу их устраняем. Диспетчер завода видит сбои раньше, чем сменный персонал. В случае возникновения какой-либо серьезной проблемы, все силы инженерно-технического персонала завода бросаются на ее решение. При наличии опыта, накопленного за 28 лет эксплуатации предприятия, все это ликвидируется мгновенно».
По словам А.Елкина, опыт, а он неоценимый, тоже разделить нельзя. «Конечно, при желании, — замечает он, — отделить можно все. Но, спрашивается, зачем, если это технически безграмотно, и, попросту говоря, вредно?»
И в-третьих. Если говорить об экономике вопроса, то отделение цеха может привести к созданию на заводе новых структур. А это повлечет за собой дополнительные затраты, что выльется в увеличение себестоимости производимой и перегружаемой продукции. Хотя сама перегрузка аммиака в масштабах завода дает весьма незначительную прибыль. За 2004 год она составила 2,55% от общей суммы прибыли, полученной от реализации продукции и услуг. Поэтому аргумент, что перегрузка — это сверхприбыльное дело и ее надо отделить и оставить в государственной собственности, не выдерживает критики, считает руководство завода. К тому же за государством после приватизации припортового останется 50% акций. Так что и с точки зрения экономики в намечаемой реструктуризации, по мнению заводчан, тоже нет смысла.
И последнее. Реструктуризация ни экономически, ни технически, ни экологически никак не обоснована. По словам заместителя директора Сергея Назаренко, никакие экспертизы не проводились. Хотя, по законодательству, в процессе реструктуризации и предприватизационной подготовки заводов должны быть представлены технико-экономические обоснования. При этом он привел опыт Латвии, где есть аналогичный завод. В свое время в процессе приватизации латвийское предприятие тоже раздробили. Но через полтора года все разделенные цеха передали в управление одному собственнику.
В заключение повторюсь, что все вышесказанное — это точка зрения специалистов Одесского припортового завода, которая, по их словам, сегодня никак не учитывается при принятии решений. Поэтому они вынуждены бить тревогу и подключать общественность и депутатов к разрешению ситуации.