Вы получили наследство…

23 декабря, 2011, 16:10 Распечатать
Выпуск № 47, 23 декабря-29 декабря 2011г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Размышления земельного менеджера.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Вы получили наследство… То есть почти получили. Самое щедрое в мире. Вот только в свидетельстве о наследстве ваши фамилия и адрес написаны с ошибками, печать едва заметна, дом назван сараем, участок имеет иную площадь и конфигурацию, а бланк свидетельства попахивает жареными пирожками с капустой. И еще: помощник нотариуса, который на прошлой неделе собственноручно выписывал это свидетельство, сегодня стал важным экспертом, убедительно и публично доказывающим вам, почему именно вы не сможете получить наследство. Только, в отличие от него, у вас прямо противоположные задачи…

Объявленная 21 год назад земельная реформа была направлена, прежде всего, на реализацию извечной украинской мечты - возврат земли людям, преодоление коммунистического вируса «ничейности», отчужденности земли от людей и, как следствие, бесхозяйственного отношения к ней. Землепользование постепенно становилось платным - иметь обширные площади и эффективно не использовать их стало невыгодно. Граждане начали получать в собственность свои приусадебные, дачные, садовые участки. Предприниматели занялись выкупом участков под объекты коммерческой недвижимости. Бюджеты всех уровней ощутили значительную подпитку из новых, ранее неведомых источников.

В середине 90-х в реформировании земельной сферы доминирующим стал аграрный вектор: колхозы реорганизовали в КСП, буквально на коленке нарисовав им государственные акты на право коллективной собственности. Потом все это мелко нарезали на пару десятков миллионов частей, перемешали и раздали людям, ожидая от них взамен бурного роста аграрного производства… Жаль лишь, что авторами и исполнителями этого увлекательного действа были подзабыты традиции когда-то лучшей в мире советской геодезической школы: раздача земель шла без проведения их инвентаризации и создания единой электронной базы кадастра; геодезическая съемка участков если и велась, то (с благословения самых высоких чиновников) с привязкой не к пунктам единой государственной геодезической сети, а к ближайшему столбу. План по валу, конечно, при этом выполнялся, вот только о последствиях и масштабах той паутины проблем, которой опутывали земельную сферу профессиональные землеустроители 90-х, мало кто задумывался. В общем, хотели как лучше, а сделали, как смогли. Но нет худа без добра: ведь, в отличие от ваучерной приватизации государственного имущества, люди получили на руки не бессмысленные бумажки, а реальную землю, которую пронырливые дельцы не смогут отобрать у них через разные корпоративные схемы. И это, конечно, безусловный плюс земельной реформы.

Случившийся в 2001-2003 годах бурный рост законодательной базы земельной реформы, к сожалению, не помог улучшению ситуации. Законы «О землеустройстве» и «Об охране земель» оказались пустыми и малополезными, а Закон «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности» - полностью недееспособным. Загоняя бюджеты всех уровней на путь астрономических трат, за семь лет своего действия он смог обеспечить размежевание лишь 0,6% государственных земель. К тому же немногих смельчаков, решившихся на это затратное мероприятие, «на выходе» ждал еще один подарок от авторов закона: потративший кучу бюджетных денег и все-таки дошедший до конца «счастливчик» оказывался в правовом тупике, столкнувшись с юридической невозможностью оформить плоды своих недешевых трудов в виде надлежаще зарегистрированного права коммунальной собственности. Начиная с 2008 года, печально известным Законом «О государственном бюджете на 2008 год» процесс передачи в аренду свободных земель был полностью загнан в тень: закон требовал их предоставления исключительно на конкурентных началах (через аукционы), а о механизмах проведения, необходимых для этого земельных торгов, тогдашняя власть позаботиться не смогла.

Долгие годы без внимания оставалась тематика создания нормативной базы и построения современной системы электронного кадастра. Принятая в 1997 году программа его автоматизации была провалена, а региональные электронные базы были созданы с нуля лишь в 2003 году без объединения в единую систему и без наличия единого для всей страны программного обеспечения. Стоит ли говорить, что качество внесенных в эти базы кадастровых данных далеко не всегда являлось приемлемым.

Лет девять назад как грибы пос­ле дождя стали появляться многочисленные проекты закона «О рынке земель». Каждая власть хотела иметь такой закон. И именно во время ее каденции. Вот только широкого народного обсуждения эти законопроекты, как правило, не проходили. В отличие от нынешнего законопроекта, прошедшего через строй самого широкого и жесткого публичного обсуждения и вынесшего из него десятки ценных и учтенных в процессе его доработки предложений. Удивительно наблюдать, как некоторые оппозиционные лидеры рвут на себе рубашку, пытаясь представить введение рынка земель масштабной национальной катастрофой. Почему-то они забыли, что предыдущая рубашка была порвана ими в порыве пропаганды того же рынка земли, с той лишь разницей, что условия введения «того» рынка никто с народом обсудить не догадался.

Чего же не хватало земельным реформаторам минувших лет? Опытных землеустроителей, квалифицированных кадастровиков, высоколобых ученых? Все это, вроде, было. Но как-то, со временем, перевелось, растворилось, улетучилось, затянулось трясиной тотальной коррупции, разложением. Да и чисто профессиональных достижений, качественных управленческих решений наблюдалось совсем немного. Возможно, системе не хватало открытости, целеустремленности, системного единства задумок и действий, эффективного профессионального менеджмента?

Меньше всего хотелось бы пенять на предшественников и богатеть «задним умом». Ситуация такая, какая есть, и искать пути выхода из нее нам нужно сегодня. Свой вариант решения наболевших проблем мы видим в полной публичной открытости главного земельного ведомства Украины для граждан, профессиональных сообществ и СМИ, привлечении к решению наиболее острых и сложных проблем лучших специалистов-практиков из всех уголков страны, народных депутатов и нормопроектировщиков из Вер­ховной Рады, интеллектуальных лидеров профессиональных объединений, талантливых, не оторвавшихся от понимания жизненных реалий ученых. Первый опыт публичной открытости уже начал приносить весьма позитивные результаты: создана и эффективно функционирует общественная комиссия с участием представителей ведущих СМИ, контролирующая погашение задолженности по выдаче государственных актов в регионах, разработан и принят инновационный по содержанию Закон «О государственном земельном кадастре», разрабатывается подзаконная нормативная база его функционирования, урегулирован порядок разработки проектов организации севооборотов и упорядочения угодий, разработаны и находятся на рассмотрении Верховной Рады законопроекты об упрощении порядка предоставления земельных участков, упрощении порядка установления границ населенных пунктов, кардинальном изменении (упрощении) порядка размежевания земель государственной и коммунальной собственности. Проделана колоссальная работа по разработке, широкому общественному, профессиональному обсуждению и доработке законопроекта «О рынке земель», завершается создание современного программно-аппаратного комплекса ведения государственного земельного кадастра…

Правда, такая открытость Гос­земагентства не обходится и без некоторых курьезов: наряду с неравнодушными гражданами и честными профессионалами объявилась и целая плеяда паниковских, то навязчиво просящих миллиончик на очередное наукообразное литературное творчество, то предлагающих за пять миллиардов (!) бюджетных гривен пересчитать координаты всех земельных участков в новую, ранее пролоббированную ими систему. Отношусь к таким ходокам с иронией. Просто они никак не могут привыкнуть, что былые времена вольных распилов бюджетных средств в Госземагентстве безвозвратно прошли.

У нынешней ситуации в земельной сфере есть еще одна продиктованная временем особенность: отрасль уже невозможно развивать как «вещь в себе», создавая искусство ради искусства. Государство ждет от «земельщиков» прежде всего двух простых вещей: земельная сфера должна стать мощным рычагом, лифтом всей национальной экономики и финансов. Руководство и специалис­ты Госземагентства сегодня трудятся над выполнением этой задачи.

Нам, ныне живущим украинцам и нашим потомкам, завещано величайшее богатство - плодороднейшая в мире земля, с «бумагами» на которую поднакопилось немало трудностей, скорейшее преодоление которых требует, в первую очередь, эффективного земельного менеджмента.

Сегодня мы меняем саму методологию и инструментарий реформ: вместо попыток реализации бюджетоемких фантасмагорий, выбираем простые и понятные как специалистам-практикам, так и простым людям управленческие решения.

А что остается? Делать на своем рабочем месте реальное, понятное тебе дело или… пополнять армию компетентных политиков и авторитетных экспертов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК