Едва председатель Фонда госимущества Александр Рябченко сообщил, что за 61,58% акций крупнейшего украинского авиаперевозчика — «Международных авиалиний Украины» — он надеется получить не менее 250 млн. грн., его стали обвинять в занижении стоимости компании. То, что им названа лишь минимальная цена и процедура оценки продолжается, как-то позабылось.
Вообще вопросы приватизации в нашей стране часто оказываются предметом горячих дискуссий. Кто-то критикует Фонд госимущества за продажу стратегического объекта иностранцам на открытом аукционе, кто-то, наоборот, — за прописанные под конкретного отечественного покупателя условия конкурса. Меняются лица и обстоятельства, а недовольство фондом остается. Но в случае с планируемой приватизацией госпакета акций «Международных авиалиний Украины» («МАУ») критика приватизационного ведомства со стороны одной из финансово-промышленных групп носит четко выраженный характер.
Главный пункт претензий — признание ФГИУ за акционерами преимущественного права на покупку госпакета компании (в фонде, мол, хотят продать компанию определенному покупателю). На самом деле уставом частного акционерного общества, каковым является «МАУ», такое право за акционерами закреплено и было закреплено всегда, с момента регистрации первого устава совместного закрытого акционерного общества «МАУ» в 1992 году.
Да и Закон Украины «Об акционерных обществах» гласит, что «акционеры частного акционерного общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене и на условиях, предложенных акционером третьему лицу, пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них» (п. 3. ст. 7 закона).
Анализ ситуации на отечественном авиарынке позволяет заключить, что намерения обвинителей заметно иные.
Внешне все довольно благостно. Так, контролируемая группой «Приват» «Днеправиа» в письме главе ФГИУ называет себя «одной из ведущих, наиболее авторитетных и опытных авиакомпаний на рынке Украины» и заявляет, что в случае покупки «МАУ» готова осуществить необходимые меры «для улучшения производственно-экономических показателей этой авиакомпании». Вроде трудно возразить, намерения вполне похвальные.
А заявления, что «Днеправиа» готова купить госпакет «МАУ» по «справедливой рыночной цене» в
516,8 млн. грн., и вовсе звучат красиво. Проблема в том, что откуда эти средства возьмутся, компания не уточняет. Ведь прошлый год «авторитетная и опытная» компания завершила… с убытком 274,7 млн. грн., так что и сама нуждается в необходимых мерах для улучшения показателей.
Более того, как раз в прошлом году ФГИ продал 94,6% акций самого ОАО «Авиакомпания «Днеправиа» за 59,02 млн. грн. Покупателем стало близкое к группе «Приват» днепропетровское ООО «Галтера». Причем стартовую цену, назначенную оценщиком, превысили аж на 1%. Любопытно, что ни малейших претензий ни к процедуре оценки, ни к полученной в ходе ее проведения стоимости от компании не прозвучало.
Уже в ноябре этого года близкая к той же группе инвесткомпания «Бизнес-Инвест» (Днепропетровск) приобрела последний государственный пакет акций «Днеправиа» (4,89%) за 1,45 млн. грн. То есть «справедливая стоимость» ее акций за год с небольшим упала вдвое. И снова — никаких претензий к работе оценщика…
Зато за последние годы хватало других новостей, и не всегда позитивных. То неожиданный рост цен на контролируемых авиакомпанией маршрутах, то доступ в свой базовый аэропорт Днепропетровск запретят тем, кто им не нравится, то имущество государственное не вернут, вопреки обязательствам, взятым в процессе приватизации. Чего стоил давнишний конфликт с недопуском в Днепропетровск рейсов Luftgansa…
Собственно, демарш «Днеправиа» не привлек бы особого внимания, если бы за ним не стояла группа, взявшая курс на монополизацию украинского авиарынка.
«Днеправиа» с недавних пор входит в альянс «Украинская авиационная группа», контролируемый структурами группы «Приват», членами которого также являются «Аэросвит» и «Донбассаэро».
Через данный альянс «Приват» уже фактически монополизировал добрую половину (48,5%) рынка. Но в текущем году процесс поглощения продолжился. Под контроль группы попала компания «Роза Ветров», что увеличило рыночную долю «приватовского» пула еще на 9,2% — до 57,7%.
Понимая, что такая концентрация уже совершенно однозначно подпадает под антимонопольные ограничения, «Приват» старается не афишировать принадлежность «Розы Ветров» к пулу.
Формально все четыре указанных авиаперевозчика существуют в качестве отдельных юридических лиц, а их самолеты раскрашены по-разному. Однако эксперты рынка хорошо видят многочисленные объективные признаки того, что общее руководство осуществляется из единого центра управления.
Согласованность действий хорошо видна на нескольких примерах. Украинские перевозчики имеют 35 частот в неделю на направлении Киев—Москва. «Аэросвит» совершает 26 рейсов, а «Роза Ветров» — 9. В результате присоединения последней к альянсу конкуренция между украинскими компаниями на маршруте, который, по экспертным оценкам, приносит до 35 млн. долл. ежегодно, исчезла.
Такую же монополию до появления в израильском небе «МАУ» группа «Приват» (в лице «Аэросвита» и «Донбассаэро») удерживала на маршруте Киев—Тель-Авив (около 90 млн. долл. дохода ежегодно).
Плоды такого «согласования» уже видны и на рынках Украина—Азербайджан, Украина—Армения, на внутренних маршрутах. Так, аэропорт Днепропетровск, принадлежащий «Днеправиа», фактически закрыт для выполнения полетов той же «МАУ», что ущемляет права потребителей.
В контексте реализации стратегии монополизации авиационных перевозок со стороны группы «Приват» интерес «Днеправиа» к «МАУ» вполне очевиден и понятен.
Единственный независимый от «Привата» игрок с долей в треть рынка не может не быть желанным объектом для поглощения. По мнению экспертов рынка, если группа сможет каким-либо образом поставить «МАУ» под свой контроль, то мы будем иметь монополиста, практически безраздельно контролирующего украинское небо.
Мягко говоря, это не самая хорошая новость. В Украине и без этого цены полета эконом-классом из Киева в Лондон (3 тыс. грн.) и из Киева в Днепропетровск или из Киева в Одессу (1,6 тыс. грн.) вполне сопоставимы. И можно однозначно сказать, что сокращение конкуренции совсем не способствует удешевлению внутренних авиаперевозок и снижению цен на билеты.
Возможен и вариант, что после того, как «Украинская авиационная группа» подомнет под себя ключевые отечественные компании, бизнес будет выставлен на продажу какой-нибудь крупной зарубежной авиакомпании. Группа не раз заявляла, что готова продать любой свой бизнес. Вопрос в цене.
Хотя вполне вероятно, что преследуется тактическая цель — сорвать процесс приватизации «МАУ» и притормозить развитие конкурента. Соответствующий опыт у «Днеправиа» уже есть. В прошлом году была фактически сорвана приватизация «Аэросвита», который теперь, вместе со своей ранее дочерней, а теперь псевдо-независимой авиакомпанией «Донбассаэро», принял «Днеправиа» в упомянутый альянс и мирно сосуществует с ней, осуществляя в рамках и вне рамок этого альянса согласованные действия.
«МАУ» действительно остро нуждается в приходе частного собственника. Компании нужны средства для обновления и наращивания флота, разработки новых маршрутов, повышения уровня обслуживания. В случае срыва приватизации авиаперевозчик рискует серьезно отстать в своем развитии.
В этой ситуации даже не сумма, вырученная за госпакет, должна больше всего интересовать государство.
Уже понятно, что даже если государство на этапе приватизации получит относительно небольшие деньги, то в стратегической перспективе оно получит гораздо больше от развития бизнеса «МАУ». Государству и авиакомпании нужен ответственный частный инвестор, готовый вывести бизнес на более высокий уровень, а не желающий его кончины во имя своих корыстных целей. Здоровая конкуренция еще никому не вредила. Монополизм же губил многих.