Рассуждая о «мирном атоме», приходится говорить не только о рисках и фобиях, которые сопровождают использование атомной энергии, но также и о том, что сегодня и в ближайшей перспективе альтернативы «атомному» электричеству нет. Причем это не только украинская, но и общемировая тенденция.
Если запасов нефти на планете осталось лет на пятьдесят-восемьдесят, то общий объем запасов урана в мире составляет примерно 35 млн. тонн и при широком использовании «быстрых реакторов» этого ресурса хватит на 2,5 тыс. лет.
Поэтому атомная энергетика рассматривается ведущими странами как обязательный компонент их нынешней энергетической безопасности и как безальтернативный вариант энергообеспечения в будущем. По состоянию на 1 августа 2005 г. в 30 странах мира в общей сложности эксплуатировалось 440 атомных реакторов суммарной мощностью 367 684 МВт. Еще более ста либо строятся, либо проектируются.
Большие планы относительно строительства новых энергоблоков озвучивали и украинские власти. Однако уже в ближайшее время наша страна может столкнуться не столько с проблемой запуска новых, сколько с необходимостью выведения из эксплуатации или модернизации уже существующих реакторов.
Сроки окончания эксплуатации энергоблоков №1 и №2 Ривненской и №1 Южно-Украинской АЭС истекают соответственно в 2011, 2012 и 2013 годах. Для продления срока их работы необходимы средства из расчета 200 долл. на один установленный кВт.ч электроэнергии. Глава «Энергоатома» Юрий Недашковский оценивает модернизацию одного блока типа ВВР 440 в 80—90 млн. долл. Причем НАЭК должна представить регулирующему органу отчет о возможном продлении срока эксплуатации блока №1 РАЭС уже до 2009 года.
Проводить надлежит и другие, не менее важные, работы. В 2005 году была принята Концепция повышения безопасности действующих атомных электростанций, рассчитанная до 2010 г. Но, похоже, в пятилетний срок уложиться вряд ли удастся. Примером трудностей, с которыми столкнулись украинские атомщики, может служить тендер, проведенный «Энергоатомом» на поставку оборудования и услуг для замены существующей автоматической противопожарной сигнализации (АПС) на информационно-управляющую систему противопожарной автоматики на энергоблоках ВВЭР-1000: трех — Запорожской АЭС (1,2,6) и одном — Южноукраинской (3).
Тендер состоялся 24 февраля 2006 года, и его победителем стало украинское ЗАО «Радий», предложившее качественное оборудование по приемлемой цене. Однако 19 мая сего года Хозяйственный суд г. Киева вынес решение, которым аннулировал результаты тендера, мотивировав это тем, что в условия тендера внесено квалификационное условие, которое не отвечает законодательству.
Даже исключив «отбракованное» судом условие, тендерный комитет НАЭК «Энергоатом» 25 мая, изучив полученные предложения, подтвердил принятое решение относительно победителя тендера и высказал намерение обратиться в вышестоящий суд с апелляцией. Члены тендерного комитета посчитали, что решение суда лишь отмечает недостатки тендерной документации, которые не могут быть основанием для отмены результатов тендера в целом.
Вот только одна «загвоздка». Пока суд да дело (вернее, отсутствие дела), выполнение соответствующих работ заблокировано. Оборудование лежит на складе, но устанавливать его нельзя. Оно произведено, но деньги за него получить не представляется возможным. В результате в проигрыше и поставщики, и атомщики. Вот и приходится задаваться вопросом: «Кому это выгодно?».
Впрочем, далеко за ответом ходить не нужно. Дело в том, что еще в 2004 году первым партнером «Энергоатома» по обновлению систем пожаротушения стал консорциум «СППАС-Альфа», созданный украинским ООО «Сенсор-Украина» и Макеевским заводом железобетонных, бетонных изделий и конструкций. Консорциум выиграл тендер, состоявшийся 24 марта 2004 года. Видимо, особой конкуренции со стороны альтернативных поставщиков не было, поскольку цена предложения консорциума была почти в два раза выше, чем могла бы быть в условиях реальной состязательности за заказ (это стало ясно в ходе следующих тендеров, прошедших уже в «постреволюционных» условиях).
Хотя в извещении о победе, направленном «Энергоатомом» в адрес ООО «Сенсор-Украина» 7 апреля 2004 г., было оговорено, что контракт с победителем будет подписан на поставку и монтаж оборудования только для блока №4 Ривненской АЭС и блока №2 Хмельницкой АЭС, «СППАС-Альфа», посчитал, что является эксклюзивным поставщиком для всех попадающих под реконструкцию энергоблоков ВВЭР-1000. Учитывая цену вопроса (расчетная сумма закупки по результатам тендера 24 февраля составляет 120 млн. грн.), победа «Радия» стала для ООО «Сенсор-Украина» серьезной помехой в реализации собственных планов.
Для пожарной безопасности АЭС безразлично, конечно, какого именно производителя стоит клеймо на оборудовании (при условии, что речь идет о качественном оборудовании одного класса), и кто это оборудование поставил. Но государственной компании вовсе небезразлично, во сколько обойдется его приобретение и монтаж. Кроме того, 30 ноября прошлого года специалисты Хмельницкой АЭС отметили, что оборудование, поставленное СППАС, имеет ряд недостатков. И хотя в целом оно годится для установки на АЭС, отсутствие резервного автономного питания, контроля предпожарного состояния извещателей, который предупреждает персонал о возможной тревоге или ложном срабатывании извещателя, возможности хранения накопленной информации в электронном виде на внешних носителях и др. не усиливает позиции поставщика. Ведь речь идет о технике, которая должна не столько тушить возможные пожары на станциях, сколько препятствовать их возникновению, а в случае возникновения кризисных ситуаций — оперативно оповещать о них.
Отметим также, что пожар — одна из наиболее вероятных опасностей на АЭС, о ее устранении нужно думать постоянно. Согласно и утвержденному согласованному в прошлом году рядом ведомств Графику реконструкции системы автоматической пожарной сигнализации на энергоблоках АЭС, выполнение основных работ было предусмотрено в нынешнем и в двух следующих годах. Однако если решение вопроса о закупке и установке оборудования и далее будет тормозиться, график будет сорван.
Сейчас сложилась довольно непростая ситуация. С одной стороны, на энергоблоках проводятся ремонтные работы в соответствии со специальным графиком, согласованным с МЧС и Госкомиссией по ядерному регулированию. Если сроки ремонта истекут, а ситуация с тендером не будет разблокирована и новые системы пожаротушения не будут установлены, то контролирующие ведомства просто запретят пуск энергоблоков, что грозит стране серьезными финансовыми потерями. Более того, учитывая, что доля АЭС в выработке электроэнергии достигает почти 50%, простой энергоблоков приведет к росту потребления газа тепловыми электростанциями. А это уже грозит развалом всей энергосистемы страны.
С другой стороны, использовать СППАС также уже не представляется возможным. И не только потому, что победитель последнего тендера ЗАО «Радий» может в свою очередь подать в суд. Главным образом — из-за ценового фактора.
Таким образом, неуемное желание одной компании заработать, а также решение судебной инстанции, которая не до конца продумала последствия своего шага, наносят удар по состоянию целой отрасли, имеющей важнейшее значение для поддержания национальной безопасности. А в том, что это не просто громкие слова, мы можем убедиться, ознакомившись с хроникой только одного прошлого года. Так, 20 января 2005 года произошел пожар на венгерской АЭС «Пакш». 30 июня — пожар на японской АЭС в 150 км от Токио. В ночь с 1 на 2 июля — пожар на распределительном щите на АЭС «Форсмарк» в Швеции. 25 ноября — пожар на бразильских АЭС «Ангра-1» и «Ангра-2».
И в этом году «пожарные ЧП» уже имели место. Не далее как 6 июля 2006 года был пожар на французской АЭС.
Нужны еще какие-то цифры? Или ситуация все же разрешится в пользу безопасности отечественных АЭС?..