Последние налоговые результаты розничных сетей за третий квартал 2024 года оставляют неоднозначное послевкусие. Да, по сравнению с 2021-м собирать стали намного больше. С другой стороны, в третьем квартале процесс увеличения поступлений «заправочных» налогов затормозился. И не потому, что исчерпался потенциал. По-прежнему невооруженным глазом видно, кто платит налоги, а кто нет. Более того, неплательщики открывают новые заправочные станции и даже покупают газодобывающие компании. Почему это происходит и сколько еще будет продолжаться, неизвестно.
Сначала о хорошем. В ретроспективе прогресс более чем очевиден: по данным главы налогового комитета парламента Даниила Гетманцева, за 11 месяцев 2024 года оптовые и розничные продавцы горючего уплатили 22,4 млрд грн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2021-го.
Также ощутимый прирост наблюдается и по сравнению с предыдущим годом: уплата операционных налогов (НДС, налога на прибыль, НДФЛ и ЕСВ) почти 50 крупнейшими сетями за девять месяцев 2024 года увеличивалась до 9,3 млрд грн, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2023-го (6,3 млрд). В частности, вдвое повысились сборы НДС, что объясняется в основном действием льготного «топливного» 7-процентного НДС в первом полугодии 2023-го. Также привлекает внимание 30-процентный рост «зарплатных» налогов. А вот налога на прибыль от большинства нефтебаронов государство как не видело, так и не видит (см. рис. 1). Но обо всем по порядку.
Бег на месте
«Вот увидите, в третьем квартале 2024 года будет серьезный прогресс», — анонсировал источник в налоговой службе в ответ на традиционный вопрос об отдельных игроках, откровенно уклоняющихся от уплаты налогов. Но прорыв не случился. ТОП-10 сетей по количеству АЗС уплатили за квартал 2,609 млрд грн против 2,655 млрд во втором квартале прошлого года. Притом что объем реализации согласно РРО увеличился на 5%.
Замечу, что на протяжении квартала большинство сетей из ТОП-50 улучшили показатель налоговой эффективности с литра реализации. Но этот прогресс суммарно был нивелирован вынужденной паузой со стороны неизменного лидера налогового рейтинга.
Итак, среди ТОП-10 первую строчку по налоговой эффективности с литра занимает ОККО (3,2 грн), антилидер — МОТТО (см. рис. 2).
Неизменный лидер налогового рейтинга несколько утратил темп, что в частности прослеживается по уменьшению выплат налога на прибыль (НнП). Это можно связать с болезненными потерями вследствие российских атак, из-за которых в июне были разрушены две нефтебазы ОККО и уничтожены тысячи тонн нефтепродуктов. Тем не менее даже при этом ОККО обеспечила 52% уплаты налога на прибыль сред ТОП-10 сетей (раньше эта доля достигала 80%). А на двоих с WOG они продолжают удерживать показатель более 90% НнП, это является лучшим индикатором того, что большинство участников рынка игнорируют уплату этого налога (см. рис. 3).
Что касается МОТТО, то именно в третьем квартале подтвердилось то, что все и так знали, — эту сеть контролирует «Параллель». Последняя получила от АМКУ разрешение на приобретение сети Эдуарда Ставицкого. По факту это воссоединение произошло в конце 2023 года, тогда же к новообразованному пулу присоединилась сеть «Прайм». Новые владельцы МОТТО и «Прайма» в течение года рассказывали, что вскоре проведут реструктуризацию бизнеса и начнут нормально платить налоги. И вот дело сделано, а налогов как не было, так и нет. Если взять в качестве норматива средний показатель по первой пятерке налогового рейтинга (2,5 грн/л), то за девять месяцев 2024 года государство недополучило от МОТТО и «Прайма» более 180 млн грн.
Но какие-то танцы в исполнении налоговиков и главы «Параллели» Александра Дубинина все же происходят, о чем свидетельствует уплата НДС. Так, в первом квартале 2024-го сеть уплатила 28 млн грн, во втором — 2 млн, а в третьем — 29,6 млн грн. Ради объективности добавлю, что, даже несмотря на нестабильность, это в несколько раз больше, чем «Параллель» платила в 2023 году. И если НДС налоговики неплохо контролируют, то налог на прибыль и НДФЛ остаются на совести бизнесменов, а с этим у «Параллели» проблемы.
Главным же вопросом остается следующий: откуда у разрушенной донецкой сети деньги на приобретение МОТТО, «Прайма», до десяти АЗС и на строительство собственных? Налоги минимальные, прибыли почти нет, с 2021 года висит долг за покупку самой «Параллели» у СКМ, а деньги на новые приобретения есть. В любом случае можно говорить о появлении на рынке нового игрока с сетью из более чем 120 АЗС, и внимание налоговиков к этому новообразованию должно быть повышенным.
Идем дальше. Настоящий взлет произошел у KLO: в третьем квартале прошлого года сеть платила 2,4 грн с каждого литра, что в 2,5 раза больше, чем год назад. Правда, пока слишком рано говорить, будет ли такой результат постоянным. Ключевым фактором стало резкое увеличение выплаты НДФЛ в непроизводственной компании этой группы, что, скорее всего, свидетельствует о выплате дивидендов (такие всплески периодически случаются в разных сетях). Другим фактором, помогшим KLO показать несвойственные ей результаты, стало уменьшение объемов продаж.
Рекордным за два года стал этот квартал и для WOG, уплатившей 593 млн грн налогов и наконец преодолевшей отметку в 2 грн/л. Основной прорыв произошел в уплате налога на прибыль — почти в полтора раза. Также на 10% увеличились по сети официальные оклады, а с ними НДФЛ и ЕСВ. Росту финрезультатов, а соответственно, и налогов от ритейлера №2 мешает большой валютный долг перед банками, который, оценочно, мог уменьшить прибыль сети в 2024 году на 1 млрд грн только за счет курсовой разницы.
«Денег нет, но вы держитесь!»
Всю картину налоговых успехов и их неизбежности продолжает множить на нуль наличие персонажей, для которых не платить налоги во время войны, похоже, уже является принципиальным вопросом. Наиболее яркий из них — БРСМ. Дошло уже до того, что сеть сделала своеобразный каминг-аут — впервые в истории опубликовала свои налоговые достижения якобы для того, чтобы опровергнуть наши данные (то есть данные Временной следственной комиссии парламента). Но в результате фактически подтвердила их. В частности, расписалась в выплате минимальных зарплат (читай — в выплате зарплат в «конвертах»). Кроме того, сообщила на весь мир, что использует безакцизные растворители собственного производства для изготовления бензина. Как вишенка на торте, заявила, что увеличивать уплату операционных налогов в третьем квартале 2024 года сеть не планирует (читай — минимальные официальные зарплаты сохранятся).
Как и в случае с «Параллелью», налоговая ведет с БРСМ непонятную игру. Год назад, в третьем квартале 2023 года, удалось выбить из Андрея Бибы около 300 млн грн «сверхплановых» платежей. «Кто нам тогда только не звонил», — вспоминает те события один из приближенных к ГНС персонажей. Но эти звонки, наверное, все-таки подействовали, потому что в следующие три квартала БРСМ снова вернулась к уплате «нормативных» 100 млн грн. Когда продолжительный саботаж стал уже очевидным и был показан на страницах ZN.UA, что-то начало происходить, в том числе и упомянутый выше каминг-аут.
В результате свое предыдущее заявление об отсутствии планов увеличивать уплату налогов БРСМ пересмотрела. В третьем квартале показатель уплаты налогов на литр в этой сети увеличился вдвое — с минимальных 0,6 грн/л во втором квартале до 1,3 грн/л. Произошло это благодаря увеличению уплаты НДС на 90 млн грн. Кроме того, Даниил Гетманцев на отраслевой конференции Petroleum@LPG Ukraine 2024 сообщил, что сеть на букву «Б» увеличила в сентябре зарплаты на 38%.
Выглядит этот «подвиг» откровенной подачкой, поскольку согласно расчетам БРСМ недоплачивает в бюджет минимум 100 млн грн налогов ежемесячно на протяжении минимум двух последних лет (столько есть возможность анализировать данные). Даже консервативный расчет от упомянутых 2,5 грн/л дает цифру недоплаты налогов за девять месяцев 2024-го в 640 млн грн.
Ну, и вряд ли можно считать победой повышение официальных окладов менее чем с 10 тыс. до 13 тыс. грн/мес. Потому что это вдвое или даже втрое меньше, чем фактически зарабатывает персонал в этой сети, как показало недавнее журналистское расследование. Кстати, если повышение зарплат и произошло, то в конце сентября, потому что это не успело повлиять на квартальный результат. А он следующий: средний расчетный оклад по БРСМ составлял 9889 грн/мес.
И еще одна гнилая вишенка на торте: на фоне минимальной уплаты налогов БРСМ заявила о покупке газодобывающей компании ООО «Газинвест» и буровой компании ООО «Карпатская буровая компания». Как тут не вспомнить нетленку «денег нет, но вы держитесь!».
Что касается других сетей рейтинга ТОП-10, то привлекает внимание аналогичное торможение налоговых успехов со стороны Avantage 7. Как и с БРСМ, налоговики неплохо поработали с этим бизнесом в четвертом квартале 2023-го, даже останавливали работу АЗС, после чего руководство сети якобы письменно поклялось платить средний по области норматив налогов. И действительно, изменения были очевидны — на 60% возросли официальные оклады, появился налог на прибыль. Но, как видим, до норматива слишком далеко: если отталкиваться от средних 2,5 грн/л, недоплату за девять месяцев 2024 года можно оценить в 270 млн грн.
Доживем — увидим!
Что остается неизменным, так это (не)уплата налога на прибыль. Государство фактически расписалось в неспособности его собирать, поэтому было принято непопулярное решение: взимать хотя бы часть этого налога в принудительном порядке. Речь идет об авансовой уплате НнП, которая стала частью многострадального закона «об историческом повышении налогов». В зависимости от наличия торговли алкоголем и табаком, а также от ассортимента горючего, ставка авансового платежа, который не будут возвращать, несмотря на фактический результат хозяйственной деятельности АЗС, составляет 30–60 тыс. грн в месяц.
Как свидетельствует статистика, сумма более чем подъемная для абсолютного большинства АЗС (см. рис. 5).
***
Налоговые показатели топливных сетей понемногу улучшаются, но темпы этого процесса нужно бы ускорить. Для бюджета воюющей страны важна каждая копейка. По-прежнему непонятна позиция ГНС по откровенным оптимизаторам — это не только потерянные средства, но и демотивация для остальных бизнесов. Особенно на фоне постепенного расширения неплательщиков, которые раньше приобретали и строили новые АЗС, а сейчас уже начали покупать газонефтедобывающие компании.
Сколько это будет продолжаться? Даниил Гетманцев считает, что на ликвидацию самых вопиющих случаев может понадобиться еще год. Он также обещает, что налоговая не забудет о прошлых периодах, когда реально были неуплачены огромные суммы налогов, в том числе и за счет завышения таможенных цен на нефтепродукты для вывода денег за границу.
Остается только дожить до тех светлых времен.