В ближайшее время Украинское государство, очень похоже, лишится контроля над крупнейшим отечественным авиаперевозчиком — компанией «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Ее быстренько и, судя по всему, очень недорого продадут. Причем заранее известно, кому и с чьей помощью.
Собственно, попытки размыть контрольный пакет акций государства в МАУ (61,58%) не прекращаются уже года четыре. Однако раньше Фонд госимущества их все-таки отражал. Хоть и не без колебаний.
Авиакомпания занимает существенную долю рынка авиаперевозок, является прибыльной, и все понимали, что при желании ее можно продать недешево. Но, похоже, как раз с таким желанием у приватизаторов неважно. В итоге МАУ настойчиво «сливают» совершенно конкретному покупателю.
Процесс резко ускорился в марте этого года, когда малоизвестная компания Capital Investment Project приобрела 5,97% ее акций, раньше принадлежавших ирландской компании AerCap. Около года они висели на балансе компании, а потом их предложили купить акционерам, имевшим преимущественное право на приобретение. Однако те от покупки отказались.
По идее, после этого ФГИ должен был выставить акции на открытую продажу — благо, желающие были. Но по «доброй» традиции руководство фонда предпочло быстро и непрозрачно сбыть их уже у помянутой Capital Investment Project. За ней знакомо маячила фигура экс-гендиректора и экс-председателя наблюдательного совета ЗАО «АэроСвит» Арона Майберга. К тому времени он как раз завершил скандальный уход из «АэроСвита».
Буквально через несколько дней власть в ФГИ поменялась, и уже новому председателю ФГИ Александру Рябченко, приступившему к исполнению обязанностей 18 марта 2010 года, предлагали пересмотреть сделку, но… предложение было проигнорировано.
Умение г-на Майберга убеждать наших чиновников всех оттенков политической радуги вообще легендарно. В его бытность в руководстве «АэроСвита» они в упор не замечали, как крымскую землю в районе президентского Фороса стоимостью в 150 млн. долл. «уводили» из компании по цене в 15 раз ниже. Теперь закрыли глаза на появление г-на Майберга в МАУ.
Естественно, что 6% акций были только первым шагом.
В компании, кроме государства, было еще два акционера — австрийская компания Austrian Airlines (AA), через «дочернюю» UIA Beteiligungsgesellschaft AG владевшая 22,52%, и Европейский банк реконструкции и развития (9,93%).
Австрийцы еще года два назад лелеяли планы нарастить пакет как минимум до блокирующего, если не контрольного.
Но кризис сильно ударил по компании, и уже самому австрийскому правительству пришлось продать «Люфтганзе» почти 43% акций АА.
В итоге австрийцы выставили на реализацию и свой украинский актив. И тут у ФГИ возникла блестящая возможность заработать денег для государства.
Дело в том, что, согласно вступившему в силу в апреле 2009 года Закону «Об акционерных обществах», авиакомпания проводила перерегистрацию из закрытого акционерного общества в частное акционерное общество. При этом ФГИ получил возможность не включать в устав пункт о праве акционеров на преимущественный выкуп акций. После чего госпакет можно было преспокойно выставлять на открытый аукцион.
Для этого было достаточно договориться с теми же австрийцами — им тоже было выгодно, так как росла стоимость пакета акций. ЕБРР также вряд ли бы возражал.
Правда, все это — при том фантастическом допущении, что чиновники вдруг начнут заботиться о государственном интересе. Ну, примерно так, как написано в программе приватизации — «достижение максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации». Правда, смешно?
Уж в этом чиновников точно никто не обвинял — нередко подозревали прямо противоположное.
Так что официально никаких переговоров в пользу державы ФГИ не вел. Зато он привычно… заваливал годовой план приватизации. К началу ноября при задании в размере 6,35 млрд. грн. в бюджет поступило аж… 0,52 млрд. грн. (8,2%). Отметим, что план и так уже уменьшили почти на 40% — первоначально от приватизаторов ожидали 10,26 млрд.
В этих условиях деньги от продажи МАУ были бы не лишними. Но цели чиновников были явно далеки от «максимального экономического эффекта от продажи».
Тем временем уже в начале июня появилась информация, что Austrian Airlines вышла из состава акционеров МАУ. При этом покупателем называли… г-на Майберга, ставшего крупнейшим после ФГИ акционером — до 28,49% акций МАУ.
А 3 ноября «Международные авиалинии Украины» закончили перерегистрацию с любопытным сохранением все того же права приоритетного выкупа.
И буквально через день, 5 ноября, государство, а точнее, чиновники ФГИ, срочно озаботилось продажей пакета, нарисовав приказ о продаже госпакета.
В среду, 17 ноября, был также экстренно объявлен конкурс по отбору компании-оценщика рыночной стоимости государственного пакета акций МАУ — «для его последующей продажи». Причем со сроком подачи заявок аж в целую неделю.
В переводе с бюрократического это значит, что ни один серьезный и «не свой» оценщик подготовить пакет документов банально не успеет. Теперь понятно, как у ФГИ получаются оценки госпакетов в три-четыре раза ниже рыночной стоимости.
Так уже было с «АэроСвитом» (к счастью, процесс продажи госпакета в нем за бесценок удалось затормозить), и теперь практически наверняка увидим повторение на МАУ. Тем более что номинальная стоимость контрольного пакета компании с годовым оборотом (даже в условиях кризиса) в 280 млн. долл. — всего
8 млн. долл.
Благо, что глава ФГИ уже заявил, что в дальнейшем рыночная стоимость МАУ будет падать. Рискнем предположить, что оценщик эту глубокую мысль подхватит и разовьет…
Тем более что набор покупателей совершенно ясен — это уже упомянутая компания Capital Investment.
Ведь сразу после приказа ФГИ о выставлении госпакета «Международных авиалиний» на продажу австрийцы заявили — теперь уже официально — о выходе из числа акционеров. ЕБРР, по заявлению его представителей, тоже собирается выйти из капитала МАУ и участвовать в покупке госпакета не будет.
То есть при всем богатстве выбора остается один участник, который и продиктует цену. Наверное, именно этого ФГИ и добивался. Предположить, что такой признанный эксперт в области приватизации, как Рябченко, не понимал этих последствий и их соответствия интересам государства, ну очень трудно...
Фактически вместо того, чтобы с максимальной пользой для бюджета продать госдолю в МАУ и привлечь в нее квалифицированного инвестора, чиновники в очередной раз избрали стратегию кулуарной продажи крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Логично задать вопрос — кому это выгодно?
Ведь при всех многообразных достоинствах г-на Майберга никаких ресурсов для того, чтобы этот бизнесмен смог поднять отечественного авиаперевозчика на новый уровень, нет. Да и опыт его деятельности в авиационной отрасли трудно назвать блестящим.
Скорее всего, потенциальный покупатель и не планирует развивать МАУ. Купив компанию по «льготной цене», он станет просто транзитным собственником. Бюджет, как уже отмечалось, ничего серьезного не получит.
Честно говоря, очень бы хотелось, чтобы ФГИ как-то прокомментировал свою позицию, плавно переходящую от полной пассивности к гиперактивному «сливу» госпакета, как общественности, так и компетентным органам. Благо, процесс продажи пока не поздно остановить.
Украина заинтересована как минимум в прозрачной продаже, с максимально возможным количеством участников. Тем более на носу у нас приватизация «Укртелекома». Если и его будут продавать по подобной схеме, то с мыслями о каких-то серьезных поступлениях в бюджет можно смело расстаться.
Устраивает ли это ФГИ — вопрос интересный (у него снова могут найтись и другие резоны), но вот Кабмин это точно не порадует.