Новый налог и не только. Законодатели ограничивают права людей с инвалидностью, а бизнес за это должен заплатить

Опрос читателей
Поделиться
Новый налог и не только. Законодатели ограничивают права людей с инвалидностью, а бизнес за это должен заплатить © depositphotos/AndreyPopov

В стране, в которой в последний год страшные ранения получили тысячи как гражданских, так и воинов, сделали попытку ограничить права людей с инвалидностью на социальную защиту, реабилитацию и трудоустройство.

Собственно, это предполагает законопроект №5344-д, уже трижды включавшийся в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады Украины и не поддержанный народными депутатами из-за антисоциальности и дискриминационности. Но 23 марта 2023 года проект отправили на повторное первое чтение.

К сожалению, редакция уже доработанного законопроекта к повторному первому чтению не изменила его сути. Внесенные в него косметические поправки лишь камуфлируют антисоциальные нормы с целью продавить всеми возможными методами этот проект закона хотя бы в первом чтении.

Именно поэтому ни одно реальное общественное объединение людей с инвалидностью не поддержало этот законопроект. Ни одна норма в законопроекте №5344-д при его доработке к повторному первому чтению не была согласована с общественными объединениями людей с инвалидностью.

Пенсия по инвалидности: учитывают ли период обучения в стаже
Пенсия по инвалидности: учитывают ли период обучения в стаже

Какие изменения предусмотрены

Авторы законопроекта предлагают наполнять Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью новыми источниками — взносами работодателей на поддержку трудоустройства лиц с инвалидностью и штрафами за неуплату или нарушение порядка уплаты этих взносов. Другие источники финансирования, такие как средства госбюджета или иные незапрещенные источники, включительно с благотворительными взносами, остаются. Но при этом среди мер, которые будет финансировать Фонд, остаются только касающиеся поддержки трудоустройства лиц с инвалидностью.

По направлениям финансирования изъяты социальная, профессиональная, трудовая и физкультурно-спортивная реабилитация и реабилитационная помощь, а также предлагается исключить целую статью о трудовой реабилитации лиц с инвалидностью. Поскольку средства госбюджета также будут источником наполнения Фонда, то не очень понятно, почему его функции должны быть сужены лишь до вопросов трудоустройства.

Также в нарушение Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью законопроект №5344-д отменяет законодательную норму о необходимости привлекать общественные объединения лиц с инвалидностью(!) ко всем решениям, касающимся граждан с особыми потребностями.

Отстранение общественных объединений лиц с инвалидностью от сотрудничества с институтами власти — это принципиальная, но непонятная позиция как членов профильного парламентского комитета, так и Министерства социальной политики. В подтверждение этого Минсоц, даже не ожидая принятия этого закона, уже вышло с инициативой не согласовывать и все другие проекты нормативно-правовых актов с общественными объединениями лиц с инвалидностью. В частности, 10 марта 2023 года Минсоцполитики направило в Минюст для проведения правовой экспертизы соответствующий проект постановления правительства.

К тому же законопроект №5344-д не согласуется с Европейской стратегией прав людей с инвалидностью на 2021–2030 годы, предусматривающей усиление сотрудничества с объединениями лиц с инвалидностью. Действующая норма, гарантирующая такое сотрудничество, уничтожается, а вместо нее законопроектом №5344-д предлагается декларативная и абсолютно недейственная в реализации норма, которая это сотрудничество блокирует. Права общественных объединений определены в максимально общем виде: «консультации с гражданским обществом», «осуществление общественного контроля», «могут создаваться совещательные органы». Главное научно-экспертное управление ВРУ в своем заключении указывает, что замену конкретных законодательных норм общими вряд ли можно считать улучшением законодательства. Отказ от конкретных формулировок — это риск «снижения роли общественных объединений лиц с инвалидностью в принятии решений центральными органами исполнительной власти, касающихся жизненно важных вопросов для лиц с инвалидностью, что может негативно сказаться на их социальной защите».

Социальная защита: могут ли быть у человека два льготных статуса
Социальная защита: могут ли быть у человека два льготных статуса

Проект фактически отменяет права общественных объединений лиц с инвалидностью на:

  • пользование преференциями, предусмотренными законодательством;
  • привлечение их представителей в состав коллегий и консультативно-совещательных органов власти разных уровней;
  • влияние позиции общественных организаций на принятие касающихся их решений и т.п.

Несмотря на включение в законопроект №5344-д ряда новаций, цель которых — улучшить в Украине ситуацию с трудоустройством и занятостью лиц с инвалидностью, выписаны они абсолютно без учета реалий дня сегодняшнего, вследствие чего их практически невозможно будет применить на практике. Понятно, что наполнение Фонда штрафами с работодателей — это тоже путь, но проблему безработицы среди людей с инвалидностью таким образом точно не решить.

Стоит обратить внимание, что законопроект невозможно реализовать без дополнительных и многочисленных изменений в кодексы и законы, включительно с Бюджетным кодексом  (о котором авторы вообще забыли). Проект неструктурированный, несистемный, не имеет логической последовательности и однозначности в понимании, содержит множество несогласований между частями и с действующим законодательством. Как для повторного первого чтения, то в проекте слишком много даже технико-юридических ошибок.

А главное, вопреки требованиям законодательства, к законопроекту №5344-д не добавлены какие-либо финансово-экономических расчеты, хотя он напрямую касается финансирования государственного фонда и ряда его мероприятий. Отсутствие оценок и расчетов также не позволяет оценить и задекларированные разработчиками так называемые позитивы от принятия этих изменений.

Сейчас понятно только одно: новый взнос с работодателей, предложенный законопроектом вместо административно-хозяйственных санкций, фактически является новым императивным налогом (уплата его неизбежна, если не обеспечено выполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью), который будет введен во время войны для всех работодателей. И он будет серьезным бременем для бизнеса, ведь этот взнос — это произведение 40% средней месячной зарплаты, которую получают все работники плательщика взноса, и разницы между установленным нормативом рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью и количеством рабочих мест, на которых фактически трудоустроены лица с инвалидностью.

Так не является ли подозрительной ситуация, когда денег в Фонд будут собирать больше, статей финансирования, наоборот, станет меньше, а хоть какого-то внешнего контроля со стороны общественных объединений не будет вообще?

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме