Миллион украинских ФЛП заплатят за новый кредит от МВФ

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Миллион украинских ФЛП заплатят за новый кредит от МВФ © Maksym Yemelyanov / depositphotos

26 ноября 2025 года Международный валютный фонд и украинское правительство объявили о достижении на уровне персонала договоренности о новой четырехлетней программе Extended Fund Facility на сумму 8,1 млрд долл. США. Почти сразу в публичном пространстве появились сообщения о планах украинской власти реформировать упрощенную систему налогообложения, в частности обязать ФЛП регистрироваться плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) при достижении оборота более 1 млн грн в год.

Принципиально важно зафиксировать, что конкретные механизмы реформы предлагает именно украинское правительство. МВФ как кредитор заинтересован в гарантиях возврата средств, но выбор инструментов мобилизации бюджетных поступлений остается прерогативой украинской стороны.

Члены правительства и народные депутаты обсуждают пересмотр упрощенной системы налогообложения уже несколько лет. В частности, глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев предлагает реформу системы единого налога по польской модели, предусматривающей дифференцированные ставки в зависимости от вида деятельности предпринимателя.

Однако сейчас с МВФ согласовывается совсем другой механизм. Установление порога обязательной НДС-регистрации после достижения 1 млн грн годового оборота (примерно 24 тыс. долл., или немногим более 83 тыс. грн в месяц) означает фактическое утроение налоговой нагрузки для упрощенцев после достижения этого порога. Эффективная ставка увеличится с текущих 6% (единый налог плюс военный сбор для третьей группы ФЛП) до 20–22% с учетом НДС. Никакая дифференциация по отраслям в этой схеме сейчас не предусмотрена — предприниматели станут плательщиками НДС со всеми сопутствующими административными и финансовыми последствиями.

Обоснование необходимости обязательной НДС-регистрации тем, что упрощенная система налогообложения превратилась в инструмент тенизации, игнорирует настоящую природу этого явления. Бизнес использует различные схемы не из-за доступности легальных механизмов налоговой оптимизации, а из-за системных институциональных проблем. Коррупция во властных структурах и судах, отсутствие верховенства права и защиты собственности, непредсказуемость регуляторной политики, бюрократические барьеры и произвол контролирующих органов — вот настоящие причины уклонения от уплаты налогов, а не уровень налоговых ставок.

Под ударом оказываются более миллиона ФЛП второй и третьей групп налогообложения, преимущественно в сферах торговли, логистики, информационных технологий, консалтинга и профессиональных услуг, то есть именно те сектора, которые создают наибольшую добавленную стоимость. Как результат, часть из них будет вынуждена зарегистрироваться плательщиками НДС и поднимет цены, что создаст дополнительное инфляционное давление. Другая часть закроет ФЛП и станет безработными. Значительная часть, вероятно, выберет разные формы тенизации: от дробления доходов и P2P-переводов до использования криптовалюты и работы через иностранные юрисдикции.

Отдельно следует отметить возможное влияние этой реформы на эмиграционные настроения среди самозанятых высококвалифицированных специалистов. Это именно та категория, которая характеризуется наибольшей мобильностью и широчайшими возможностями для релокации. Долгосрочные последствия реализации такого решения для экономической состоятельности государства могут оказаться сопоставимыми с другой провальной инициативой украинской власти — разрешением на выезд за границу для мужчин в возрасте 18–22 года. Обе политики объединяет риск масштабной потери самой продуктивной части населения именно в тот период, когда страна больше всего нуждается в сохранении человеческого капитала.

Статистика уже демонстрирует тревожные сигналы: за первые десять месяцев 2025 года закрылись 26 158 ФЛП в сфере компьютерного программирования, зато количество новых регистраций по этим КВЭДам составило только 18 605. И это происходит еще до введения новых налоговых инициатив.

В целом в Украине более 1,7 миллиона ФЛП. Только количество созданных ими рабочих мест составляет как минимум 673 тысячи. Они обеспечивают налоговые поступления, включительно со взносами на оборону, формируют основу среднего класса и являются важной составляющей социальной ткани общества. Радикальное изменение правил игры в условиях российской вооруженной агрессии приводит к риску не только не достичь поставленных фискальных целей, но и нанести долгосрочный ущерб экономической экосистеме, восстановление которой потребует значительно больших времени и ресурсов, чем ее разрушение.

Отдельного анализа заслуживает сам контекст дискуссии о повышении налогов для малого бизнеса в рамках очередной программы МВФ. Украина почти четыре года выполняет функции в сфере безопасности континентального масштаба, сдерживая российскую агрессию и защищая Европу. При такой ситуации логика международной финансовой поддержки не может сводиться к стандартным кредитным условиям с жесткими фискальными требованиями. Вместо этого должна быть логика стратегических инвестиций в общую безопасность, которую сейчас обеспечивает Украина, где финансирование предоставляется в основном в форме грантов, а не займов. Существует очевидный источник компенсации расходов — более 300 млрд долл. замороженных активов страны-агрессора в странах Запада. Использование этих средств как репарационного механизма для военных нужд и восстановления Украины не только экономически целесообразно, но и морально обосновано. Такой подход существенно бы снизил давление на украинский бюджет и избавил от необходимости перекладывать финансовое бремя войны на плечи обычных граждан.

Другие альтернативные пути мобилизации бюджетных поступлений существуют, и они значительно более эффективны, чем повышения налогов для малого бизнес. Среди таких шагов:

  • системный аудит и закрытие неэффективных государственных программ (например, национального кэшбэка и зимней поддержки, которые выглядят как откровенный популизм и издевательство на фоне повышения налогов);
  • сокращение дублирующих функций во властных структурах;
  • реформа таможенной службы и реальная борьба с контрабандой табака, алкоголя, горючего и потребительских товаров;
  • усиление контроля над выводом прибылей крупным бизнесом через офшорные структуры;
  • пересмотр рентных платежей за добычу полезных ископаемых до рыночного уровня;
  • повышение эффективности администрирования налога на недвижимость и землю;
  • внедрение прогрессивной шкалы налогообложения доходов.

Каждое из этих направлений имеет фискальный потенциал в миллиарды гривен. Выбор конкретных механизмов остается за украинским правительством. К сожалению, пока этот выбор — уничтожение бизнеса самозанятого населения при сохранении статус-кво для крупного капитала — демонстрирует логику наименьшего сопротивления: легче повысить налоги тем, кто не имеет лоббистов во властных кабинетах, чем задеть интересы тех, у кого они есть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме