Шаг влево, шаг назад: шесть ударов по реформе правосудия

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Шаг влево, шаг назад: шесть ударов по реформе правосудия © tomloel / depositphotos

Украина заканчивает год с полным пакетом проблем в системе правосудия. Пока ЕС тормозит открытие переговорных кластеров, власть начала размораживать старые практики: атаки на независимые институции и общественность, попытки подорвать проверку добропорядочности судей, постепенное выталкивание международных экспертов из процессов.

Разберем шесть ключевых направлений, где прогресс сменился откатом или буксованием. Последнее же в условиях войны и евроинтеграции все равно движение назад — ведь из-за такой продолжительной стагнации в одних реформах (таких как неназначение судей Конституционного суда) мы не получаем необходимые результаты и не можем браться за новые.

Конституционный суд: кворум есть — состоятельность под вопросом

Конституционный суд имел шансы стать примером прозрачного конкурентного отбора судей при участии международных экспертов. Такой процесс запустили в 2022 году в рамках требований к кандидатству Украины в ЕС, и казалось, что он работает. Однако позже в игру вмешалась украинская реальность и начала проверять процедуру на прочность.

Благодаря новой процедуре удалось назначить четырех новых судей и де-юре восстановить кворум, так что сейчас их в КСУ 13. Однако де-факто способность суда работать эффективно остается крайне ограниченной. Причина этого — нехватка судей, ведь для принятия решений искать необходимых 10 голосов из 13 намного труднее, чем из 18. При этом большинство их избрали еще по старой политизированной процедуре без участия Совещательной группы экспертов, в частности четверо — политические назначенцы Зеленского. Поэтому набрать 10 голосов за отмену выгодной для власти и неконституционной нормы нереально. Таким образом, если хотя бы двое-трое судей будут отсутствовать, например, по болезни и т.п., никаких решений в конституционных делах принять не получится.

Какова роль КСУ в жизни государства? Конституционный суд Украины проверяет законы на соответствие Конституции, рассматривает представления народных депутатов, а также конституционные жалобы граждан. То есть является гарантом конституционного порядка и системы сдерживаний и противовесов в стране.

В ключевые моменты новейшей истории он играл решающую роль. Например, в 2021 году признал закон о государственном языке конституционным и этим усилил позиции украинского языка и ослабил пророссийские силы. Но были и провалы. В 2020 году политизированный КСУ по инициативе 48 депутатов чуть не уничтожил систему электронного декларирования, чем спровоцировал конституционный кризис. Это заставило украинскую власть вместе с европейскими партнерами пересмотреть правила отбора судей.

Сейчас комиссия по отбору судей (Совещательная группа экспертов) рекомендовала достаточно кандидатов, чтобы укомплектовать все должности КСУ по квоте президента и Верховной Рады. Однако оба субъекта назначения не смогли заполнить все вакансии по своим квотам. А парламент вообще провалил голосование на две вакантные должности.

Европейская комиссия на это заявила: «Органы, которые проводят назначение, должны срочно начать отбор и назначение проверенных кандидатов, избегая дальнейших задержек», ведь именно реформа КСУ была первым условием для статуса кандидата в ЕС.

Верховный суд: крепость самосохранения старой системы

Верховный суд здоровой страны должен быть высшим эталоном правосудия и добропорядочности. ВС должен следить за тем, чтобы все суды одинаково применяли закон, пересматривать решения других судов (как кассационный суд), анализировать судебную практику, давать выводы по законопроектам о судебной системе. Также Верховный суд может оценивать действия президента в случае подозрения в преступлении или неспособности выполнять полномочия, обращаться в Конституционный суд относительно конституционности законов и т.п.

Вместо того у нас он все чаще демонстрирует противоположное — неготовность отказываться от старых правил игры, а иногда охотно их восстанавливает. Например, сейчас есть все признаки того, что Верховный суд готовится восстановить одиозного бывшего председателя Окружного админсуда Киева Павла Вовка и скандальную бывшую судью Инну Отрош, которые утратили должности именно благодаря введенным изменениям и усилиям обновленных ВСП и ВККС.

От избиения до фальшивых завещаний, или Как давят на украинских судей
От избиения до фальшивых завещаний, или Как давят на украинских судей

Но, несмотря на все расследования в отношении россиян на топ-должностях, коррупционные скандалы и систематическое противодействие реформам в Верховном суде, высшая судебная инстанция чувствует себя безопасно и комфортно. В законопроекте № 13165-2 о проверке деклараций добропорядочности и родственных связей судей вообще не предусмотрена проверка деклараций судей Верховного суда, которая должна была стать шагом к очищению этого институции.

Кстати, обновленный механизм проверки деклараций добропорядочности и родственных связей должны были запустить к июню этого года. Украина этого не сделала, и вследствие невыполнения этого и других показателей утратила своевременную выплату 650 млн евро в рамках Ukraine Facility. Это еще один пример того, как политическое нежелание может перечеркнуть стратегические реформы даже тогда, когда на кону европейская интеграция и критически необходимая финансовая поддержка страны во времена войны.

Рекомендация Брюсселя однозначна: Верховный суд необходимо перезапустить. И этот процесс должен включать не только отбор новых судей, но и проверку добропорядочности действующих через прозрачные и четкие процедуры при участии международных экспертов.

 Отбор и очищение судейского корпуса: ВККС и ОСД под прицелом

Кроме деклараций добропорядочности, важными инструментами обновления судейского корпуса являются квалификационное оценивание и конкурсы в суд сейчас в Украине свыше 2200 (!) вакантные должности.

Впрочем, ключевые для этих процессов органы — Высшая квалификационная комиссия судей и Общественный совет добропорядочности (ОСД) — сейчас стали объектами атак сразу с нескольких сторон.

Весной Государственное бюро расследований активизировало уголовные производства против членов ВККС. Обыски и допросы, санкционированные судьями Печерского суда, неслучайно совпали с назначением экзаменов для судей Печерского и Шевченковского райсудов Киева, а также ликвидированного Окружного админсуда города Киева. Это должно было быть этаким охлаждающим эффектом, сигналом для членов ВККС — не стоит затрагивать тех, кто привык быть неприкосновенным.

Вместе с тем с июня этого года действует парламентская Временная следственная комиссия (ВСК), которую возглавляют Сергей Власенко и Максим Бужанский. Сначала ВСК создали для атаки на НАБУ и САП, потом она взялась за Высший антикоррупционный суд и упомянутую Высшую квалифкомиссию судей, а сейчас вообще переключилась на общественность, в частности на Общественный совет добропорядочности. Заседания этой комиссии де-факто стали публичными допросами членов ВККС и ОСД в грубой форме, а риторика направлена на дискредитацию тех, кто очищает систему.

Кроме того, похоже, что стараниями этой ВСК неформально и непублично начало возвращаться «ручное» назначение судей, как это было при Януковиче. На практике это означает «остановку автоматического подписания представлений Высшего совета правосудия и создание де-факто неформального и непредсказуемого фильтра непосредственно на Банковой». И происходит это как раз накануне набора судей в апелляционные суды.

Международные эксперты: предохранитель, который хотят выключить

Модель привлечения международных экспертов к конкурсам в системе антикоррупции и судов в Украине, которая существует почти 10 лет, доказала свою эффективность: возможности политических áкторов и топ-судей влиять на процесс отбора уменьшились, ведь найти рычаг давления на международных экспертов намного труднее, чем на украинских.

Один из самых успешных примеров этой модели — Общественный совет международных экспертов (ОСМЭ), который провел отбор в Высший антикоррупционный суд. ОСМЭ не пропустил дальше около 80% кандидатов с сомнительной добропорядочностью. Результаты такого подхода говорят сами за себя — по состоянию на июль 2025 года ВАКС принял 294 решения меньше чем за шесть лет и рассмотрел 320 уголовных дел.

«Скидка на войну» не бесконечна: ЕС требует от Украины ускорения реформ правосудия
«Скидка на войну» не бесконечна: ЕС требует от Украины ускорения реформ правосудия

Но именно эта модель сегодня на грани демонтажа. В июне 2025 года закончился мандат международных экспертов в Конкурсной комиссии по отбору членов ВККС, и парламент не сделал ни одного шага, чтобы его продлить. Законопроект № 13382, который позволил бы вернуть их к работе, почти полгода пылился в Верховной Раде, и это несмотря на четкое требование Еврокомиссии о продлении полномочий международных экспертов.

Таким образом, уже в ближайшее время отбор членов ВККС может перейти в руки Конкурсной комиссии, в состав которой будут входить нереформированные украинские институции, среди которых Совет адвокатов Украины, возглавляемый давней соратницей Медведчука Лидией Изовитовой, и Совет судей, руководителем которой является ставленник Павла Вовка Богдан Монич. Попробуем представить, кого в ВККС будут делегировать представители институций, где добропорядочность давно не в приоритете. Итак, в будущем для ВККС это будет означать одно — возвращение к системе старого образца, когда решения принимают кулуарно, а кандидаты с темным прошлым снова получают пропуск в судебную систему.

Дисциплинарные процедуры: реформа наоборот

В этом году Высший совет правосудия окончательно уволил 28 судей (в частности и одиозного Павла Вовка) за дисциплинарные проступки, а также 10 судей — на основании представлений ВККС по результатам квалифоценивания. Дисциплинарные палаты направили на увольнение еще 30 судей, среди которых три судьи ликвидированного Окружного админсуда Киева — Евгений Аблов, Владимир Келеберда и Константин Пащенко. Хотя многие резонансные дисциплинарные дела в отношении судей, например, того же Окружного админсуда Киева, до сих пор не рассмотрены. Процесс не такой быстрый, как того бы хотелось, но он запустился. Для сравнения, предыдущий ВСП даже временно не отстранил Вовка от должности после публикаций «пленок ОАСК».

Но как только ВСП показал результаты в очистке судейского корпуса, власть сделала попытку его остановить. Законопроекты № 13137 и № 13137-1, представленные под видом усовершенствования дисциплинарной ответственности, предлагают прямо противоположное: сузить ключевые основания для увольнения судей за дисциплинарные нарушения, заблокировать подачу жалоб, а также убрать ответственность за неправдивые декларации. С таким законом наказания избегут судьи, которые водили авто под хмельком, судьи-взяточники, коллаборанты и те, кто незаконно отмазывал от мобилизации.

Адвокатуры и юридическое образование

Сфера юридического образования должна была идти впереди изменений: именно здесь формируется новое поколение юристов, судей, адвокатов и прокуроров. Но реальность выглядит удручающе: ничего не изменилось.

Законопроект о реформировании юридического образования, качественный, подготовленный экспертами, уже в течение долгого времени находится в профильном парламентском комитете. Нет разграничения юридической подготовки и обучения для правоохранительных органов, специальности «Право» и «Международное право» до сих пор не унифицированы, и новых стандартов за ними нет.

Нуль прогресса и в реформировании адвокатского самоуправления. Связи с Медведчуком, фигурирование адвокатов в коррупционных действиях и преступлениях против национальной безопасности, закрытость процессов, зависимость дисциплинарных органов, непрозрачность использования ресурсов — все это противоречит евроинтеграции, а также добропорядочности, подотчетности и профессиональной компетентности, которые должны быть основой адвокатуры. Уже не одно десятилетие изменений в системе нет.

…Украинская власть может сколько угодно демонстрировать готовность к переговорам и рапортовать о поставленных галочках, но как для украинского народа, жаждущего справедливости, так и для Европейского Союза этого недостаточно.

Сейчас мы наблюдаем много проблем: и паралич отбора судей, и торможение дисциплинарной ответственности, и атаки на тех, кто обеспечивает очищение системы, а вместе с тем и падение доверия как граждан, так и международных партнеров к Украине как к эффективному правовому государству, особенно сейчас, на фоне политического кризиса Миндичгейта. Именно для того, чтобы ответить на сумасшедший запрос общества на справедливость, а также восстановить доверие, нам и нужна полноценная судебная реформа со стабильной траекторией движения вперед, а не саботажем и имитацией, которые мы наблюдали в 2025 году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме