Конкурс по приватизации почти 36% акций Северного ГОКа и развитие событий вокруг него, несомненно, станет классикой. Продажа выходит в высшей степени поучительная, наглядно демонстрирующая правила игры на одиннадцатом году украинской приватизации. Вообще-то обучаться лучше на чужих ошибках, но тут уже кто как умеет.
Дело даже не в том, что в условиях конкурса лучше было сразу указать имя победителя. Все равно, кроме Укрсиббанка и аффилированных с ним структур, никто выиграть не мог. В этом как раз ничего нового нет. Минимум каждый третий конкурс в Украине может похвастаться такими дополнительными условиями, что надо сильно исхитриться, чтобы не угадать будущего покупателя. Иногда встречаются просто шедевры — когда указывают, сколько, к примеру, квадратных метров должен иметь офис победителя в Днепропетровске или Запорожье, или сколько тонн взрывчатки в течение последнего полугодия должен поставлять на продающийся ГОК претендент…
Более того, на одном из заседаний в Кабмине Александр Бондарь вполне открыто говорил о том, что других условий, по мнению ФГИ, в данном случае не могло быть в принципе. Иначе Укрсиббанк немедленно подал бы на банкротство ГОКа. Так что в оспаривающихся сейчас по судам условиях нет ничего особенно экстравагантного. Они были выписаны строго под того из участников, который контролировал примерно половину задолженности предприятия. Чисто случайно двумя подходящими участниками оказались харьковчане.
Новость в другом. За ГОК началась драка. Кажется, впервые за последнее время на одном объекте пересеклись три бизнес-группы. И если участие в процессе Виктора Пинчука ограничилось судебным иском в самом начале конкурса, то Приватбанк и Укрсиб вцепились друг в дружку всерьез и, похоже, надолго.
Фонду же осталось только наблюдать за схваткой, жалобно стеная, что от этого страдает госбюджет. Деньги от конкурса ему пока не светят. Даже экстренное завершение конкурса по ГОКу — с продажей акций почти по номиналу — ничего не дало. Суд блокировал перечисление денег, и конца-края этому процессу не видно.
Ставки игроков достаточно высоки. Если дружественные Укрсибу структуры выиграют суды, то СевГОК уйдет под их полный контроль. И добавив купленные 36% к уже имеющимся 12%, они гарантированно закроют предприятие для чужих. В этом случае приватизация оставшихся 50% может стать пустой формальностью.
Для Приватбанка в настоящий момент происходящее имеет принципиальный характер. С одной стороны, у Игоря Коломойского вроде достаточно ГОКов, но тут речь идет о репутации. Если будет показано, что с дружественными Привату структурами можно поступать так, как в ходе этого конкурса, это, мягко говоря, помешает бизнесу. Слабых в украинском бизнесе бьют. А Приватбанк не для того десять лет создавал себе славу жесткого и агрессивного трейдера, чтобы уступить в первом же серьезном столкновении.
Тем более что живой пример у всех перед глазами. Это бедолашный ФГИ, которого никто из участников за игрока не считает. Когда ему достается очередная оплеуха, то в этом нет ничего личного, просто идет серьезная драка. И чувства госчиновников от приватизации мало кого волнуют: все равно вопросы решают не они, их решают на более высоком уровне.
На прошлой неделе Фонд госимущества получил еще один «подарок». Хозсуд города Киева приостановил конкурс по продаже блокирующего (25,2%) пакета акций ОАО «Днепроазот».
Определение вынесено по иску харьковского ООО «Украина-Трейдинг», которое просит суд признать недействительными условия конкурса. Ранее эта компания участвовала в конкурсе по СевГОКу.
Данное дело относится, скорее, к категории «мелкие проказы». Контрольный пакет «Днепроазота» принадлежит приватбанковским оффшорам, чего никто и не скрывает. Последний пакет, с точки зрения управления, Привату не нужен, что он и демонстрировал. Из-за отсутствия покупателей конкурсы по продаже акций «Днепроазота» срывались трижды, и в итоге цена плавно съехала в семь раз, до 12,2 млн. грн. Поэтому последовавший за покупкой иск можно рассматривать как дружеский привет Харькова Днепропетровску (победителем стала фирма из славного города на Днепре).
Заодно наглядно демонстрируется целесообразность сохранения за государством блокирующих пакетов. Толк от них практически равен нулю. Если у предприятия есть хозяин, то он ничего за последние 25% акций не дает. Разве что при конфликте акционеров. Тогда противоборствующие стороны действительно начинают лихорадочно бегать по Банковой или Грушевского, перетягивая людей на свою сторону. Но это тоже имеет слабое отношение к интересам государства. Скорее, стимулирует правильное понимание у чиновников. А уже после идут команды Фонду госимущества, как ему правильно поступить.
Так как в ОАО «Днепроазот» конфликта нет, то последним выражением воли государства стал лозунг: «Благодетели, купите, миленькие, Христом богом прошу».
Кстати говоря, в Фонде обиделись на харьковчан, и в выступлениях сквозит неприкрытая досада: как они могли в тех условиях «когда мы им», а у нас такие проблемы с планом поступления средств!
Стоп, господа. А кто сказал, что кого-то волнуют ваши проблемы или что теперь кто-то кому-то обязан? Это бизнес. К примеру, несмотря на «войну», и Укрсиббанк, и Приватбанк сохраняют и будут сохранять консолидированный (41%) пакет в «Укрнафте». Потому что это выгодно. А в о остальном, это как в Англии: «Нет постоянных врагов (друзей), есть постоянные интересы». Очень точная фраза.
В общем, уроков последние конкурсы преподнесли достаточно. Основной из них — «халява» закончилась. Украинские бизнес-группы потихоньку нарастили зубы и начинают ими уверенно пользоваться. Тем более что реальный механизм принятия решения о приватизации в треугольнике Банковая — Грушевского —Кутузова не представляет ни малейшего секрета.
Конкурсы показали: конкурентов будут одергивать. Все, что можно было у державы забрать дешево, уже забрали. За каждым оставшимся объектом — будь то «Криворожсталь» или «Укртелеком» — стоит серьезная группа интересов, и игнорировать ее не удастся. Дело не в бумажках. Не стоит думать, что, написав какую-то программу или закон, можно избежать конфликта. Кстати говоря, согласно ныне действующей Программе приватизации, дополнительные условия по продаже неконтрольных пакетов не предусмотрены. Ну и что? Понадобилось — ввели. Дело не в бумажках, дело в реальном их наполнении.
Правительству и приватизаторам придется учиться продавать в новых условиях, когда принцип «Иван Иванович — хороший человек (друг, племянник Петра Петровича) и дружен с Семеном Семеновичем» будет чем дальше, тем меньше работать. Не то что бы совсем не будет, но гораздо слабее. Уже образовалось несколько достаточно сильных групп, которые постараются не допустить неконтролируемого усиления соперника. Конечно, могут произойти и абсолютно жуткие вещи, когда победит в конкурсе совсем не тот, с кем договорились, но, кажется, это и называется конкурсной продажей.
Пока же мы пришли к ситуации, которую Россия пережила после знаменитых залоговых аукционов. Тогда у них все было, как у нас сейчас, и даже «лучше» (в Украине хоть стрельбы почти нет). Ненужные заявки просто не принимались, победители заранее известны и т. д., и т.п. Цены были совершенно смешными.
Соседи сделали выводы. Появился принцип — «равноудаленные олигархи», появилась конкуренция. Объекты перестали продавать по номиналу, и иногда цена стала просто зашкаливать. Во всяком случае, она в пять-десять раз выше украинской. К примеру, тот же Приватбанк со скандалом купил недостающий ему пакет акций «Балцема» за миллион долларов. Одновременно в России перепродали кусок похожего завода за 90 млн.
И, кстати говоря, государству действительно стоит определиться с ролью ФГИ. Сейчас, несмотря на наличие сотен специалистов с огромным опытом, его роль и реальное значение близки к нулю. На него влияют, кто и как хочет. Достаточно прочитать проект новой Программы приватизации на 2003—2008 годы, чтобы понять, где сейчас очутился Фонд. Это ностальгическая мечта маленького забитого мальчика о тех временах, когда его не будут постоянно ставить в угол на колени, а может быть, добрая фея принесет конфетку да еще и в рот положит. Мечтать вообще-то не вредно...
А вот государству самое время задуматься. Если Фонд не нужен, то разогнать его и создать какое-то агентство по государственным корпоративным правам. Правда, мы это уже, кажется, проходили. С известным результатом. Если все-таки нужен, то четко определить права и обязанности, причем их надо дать достаточно, чтобы Фонд престали путать с половичком.
Ну и постараться их хоть немного соблюдать. Самому же ФГИ пора вспомнить, что иногда надо рычать «до того как», чтобы не пришлось скулить после. Хотим мы или нет, но и нам придется учиться работать по-новому. Просто жизнь заставит, точнее, как показывает история того же СевГОКа, уже заставляет.