Случай почти уникальный: бюджет на 2005 год крымская Верховная Рада рассматривала на внеочередной сессии за несколько дней до Нового года, когда депутаты уже и не предполагали собираться. Срочный созыв парламента глава ВР Борис Дейч объяснил необходимостью начать год со всеми положенными финансовыми ориентирами, что открывало бы возможность для работы бюджетов всех уровней, в том числе в городах и районах. «Нужно было подумать о десятках тысяч людей, которые работают в отраслях, финансируемых из бюджета, которые столкнутся с серьезными трудностями с выплатой с 1 января заработной платы, — говорил он. — У всех бюджетных учреждений возникнут серьезные проблемы и с оплатой их текущих расходов. Не первый год работая в Верховной Раде, я бы также не исключал и возможность того, что после столь бурных выборных процессов бюджетные вопросы могут превратиться усилиями наших политиков в вопросы политические, что также способно самым негативным образом отразиться на бюджетном процессе…».
При этом ни для кого не было секретом, что бюджет остается недоработанным, не окончательным, как и во всей стране: «Бюджет сформирован Совмином на основе тех прогнозных показателей, которые определены Государственным бюджетом Украины, и всем понятно, что эти показатели есть тот минимум, который рассчитывают по единым нормативам для страны в целом». Поэтому крымские депутаты утверждали документ с тем, чтобы он предусматривал возможность расходовать бюджетные средства прежде всего на защищенные статьи: зарплату, питание в школах и больницах, приобретение медикаментов и оплату коммунальных услуг, в том числе подачи воды и других жизненно важных нужд.
В то же время Борис Дейч предложил компромисс — приостановить до следующей сессии финансирование капитального строительства, поскольку в Верховной Раде нет еще перечня конкретных объектов. Фактически это означало следующее: параметры бюджета годятся только на первый месяц, чтобы не остановилась текущая жизнь, а о перспективах речь пока не идет. Поэтому депутаты решили в январе провести депутатские слушания по бюджету и только в феврале вернуться к его корректировке и утверждению. Причем, оценивая опыт многочисленных изменений финансового документа в 2004-м, когда он уточнялся практически каждый месяц, депутат Кирилл Трандафил не согласился с министром финансов Александром Грессом в том, что это было хорошо. По его мнению, от такой практики в нынешнем году необходимо отказаться.
Глава правительства Крыма Сергей Куницын, тем не менее, считает, что в прошлом году достигнут «положительный финансовый результат»: бюджет увеличивается, количество убыточных предприятий сократилось на 240, доля прибыльных составляет уже 70% от общего числа предприятий, растет совокупный объем прибыли. Это позволяет в 2005 году, по расчетам правительства, собрать на территории Крыма в бюджеты всех уровней 1,5 млрд. грн., что на 8% больше прошлогоднего. Причем рост поступлений в государственный бюджет составит не менее 18%.
Оправдывает себя, по мнению правительственных чиновников, и опыт сбора дополнительных крымских налогов: в прошлом году таким образом получено около 7,5 млн. грн., а в нынешнем ожидается уже 8,5 млн. Причем в Крыму надеются, что закон о госбюджете теперь закрепит за автономией право на собственные налоги…
Главным достоинством нового бюджета министр финансов АРК Александр Гресс назвал его практически полное соответствие потребностям социальной сферы — расходы на социалку в нем достигают 83%. Документом предусмотрены финансирование выплат повышенных зарплат, впервые за последние годы увеличены средства на питание и медикаменты в больницах. Кроме того, Крым самостоятельно намерен увеличить, где может, некоторые расчетные показатели, спущенные сверху. Так, финансирование учреждений социально-культурной сферы может возрасти на 65 млн. грн., на здравоохранение направляется на 31,6 млн. больше, чем предлагалось Минфином Украины. Запланирован рост расходов на питание в школах.
Но так ли все радужно и беспроблемно?
Главной финансовой проблемой Крыма в наступившем году будет, несомненно, поиск средств на обустройство репатриантов. В утвержденном бюджете Кабинет министров Украины уменьшил ассигнования на программу обустройства, хотя потребности огромны. Достаточно сказать, что за все годы израсходовано примерно 800 млн. грн., хотя общая потребность оценивается в 2 млрд. долл. Компенсировать нехватку денег нынче собираются, по словам крымского министра финансов, «за счет свободных остатков средств, которые сложатся на 1 января 2005 года». Однако даже при самом благоприятном стечении обстоятельств удастся выкроить дополнительно 9 млн. грн., и общее финансирование увеличится с 6 до 15 млн., то есть только до уровня 2004 года.
Ускоренные темпы подготовки бюджета, по словам министра финансов, не позволили в полной мере учесть все потребности, особенно в сфере капитального строительства, финансирования ряда программ АПК, поддержки органов местного самоуправления. И все эти проблемы откладываются пока на февраль, когда ожидается очередная корректировка бюджета.