Экономические риски российской угрозы — чек-лист для регионов

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Экономические риски российской угрозы — чек-лист для регионов © depositphotos/Andrij-Ter
Уроки Донецкой и Луганской областей

Для подготовки «Стратегии экономического развития Донецкой и Луганской областей» Центр экономической стратегии изучал последствия российской агрессии для региональных экономик. Ниже мы подытоживаем вызовы, которые уже стали реальностью для Востока Украины и с которыми могут столкнуться другие регионы в случае эскалации. Этот опыт может быть полезен как местным властям, так и частным предприятиям.

Мы предлагаем регионам рассмотреть экономические последствия военной агрессии РФ на Донбассе по нескольким базовым направлениям и ответить на три основных вопроса.

  1. Является ли эта опасность существенной для нашего региона/громады в случае эскалации?
  2. Что можно сделать заранее для минимизации последствий и во сколько это обойдется?
  3. Как выходить из ситуации в случае реализации риска?

Это несложное упражнение поможет вам не только определить степень опасности, но и разработать по крайней мере предварительный план действий на случай кризиса.

Цепочки стоимости, торговля и промышленность

Из-за вооруженной агрессии РФ Донецкая область потеряла 40% промышленности, Луганская — 70%.

Были разрушены многие цепочки стоимости как в регионе, так и в Украине. Донецк и Луганск — важные рынки для фермеров и малых предприятий региона — остались под временной оккупацией.

Многие предприятия осталось без заказов и спроса на свою продукцию или без доступа к необходимому сырью и материалам.

Из-за боевых действий на промышленных предприятиях и инфраструктурных объектах могут происходить аварии. Особо опасны аварии на накопителях промышленных отходов.

Риски:

  • отсутствие спроса на продукцию градообразующих предприятий, важных для региона отраслей;
  • дефицит сырья для стратегических предприятий или важных для региона отраслей;
  • техногенные катастрофы в случае аварий.

Сельское и лесное хозяйство

Масштабный разлив и сгорание горюче-смазочных материалов загрязняют почвы, вплоть до выведения из оборота части сельскохозяйственных земель. На землях размещают фортификационные сооружения, их минируют. Кроме экономических последствий, это создает узел юридических вопросов, в частности с налогообложением.

Война усложняет либо делает невозможной роботу лесохозяйственных предприятий и служб по чрезвычайным ситуациям. А значит, лесные пожары становятся более опасными.

Риски:

  • загрязнение или разрушение почв до состояния, непригодного для сельскохозяйственного использования;
  • размещение фортификационных сооружений и минных полей (физический риск для населения, появление юридических вопросов по земельному налогу для бизнеса и местной власти);
  • опасность лесных пожаров.

Энергетика

С падением промышленности снижается потребность в электроэнергии, что приводит к разбалансировке систем и росту стоимости распределения. В ходе боевых действий были физически повреждены электрические сети. Возникали серьезные перебои с поставкой угля на мощности генерации из-за потери источников антрацита и проблем с железнодорожной логистикой.

Риски:

  • разбалансировка системы поставок и подорожание услуг распределения электроэнергии;
  • проблемы с поставками энергоносителей для производства электроэнергии;
  • перебои в поставках электроэнергии на ключевые стратегически важные для области предприятия, объекты инфраструктуры, в энергообеспечении крупных городов;
  • кризис неплатежей.

Водоснабжение

КП «Компания «Вода Донбасса» обеспечивает водой 289 населенных пунктов. Основной водопровод проходит через временно оккупированную территорию. Это ставит подконтрольную часть Донецкой области в жесткую зависимость. Кроме того, в местах разрушения инженерных сетей питьевую воду сложнее дезинфицировать, а неочищенная питьевая вода может содержать патогенные вирусы и бактерии.

Риски:

  • зависимость части территории региона от одного источника водоснабжения, который потенциально может быть перекрыт;
  • необходимость быстро обеспечить альтернативным водоснабжением ключевые предприятия, крупные города;
  • снижение качества питьевой воды и появление в ней патогенных бактерий;
  • кризис неплатежей.

Транспортная инфраструктура

Линия разграничения в Донецкой и Луганской областях разорвала важные транспортные артерии, а также оставила регион без авиасообщения. Регион не только потерял свое транзитное значение, также значительно усложнилась логистика между населенными пунктами внутри областей и связь с остальной Украиной. Мариупольский морской порт пострадал от снижения грузооборота не только из-за региональных проблем, но и из-за строительства Керченского моста.

Риски:

  • изоляция части региона, где расположены крупные города, предприятия или стратегические объекты;
  • изоляция части региона, где расположен важный транспортный узел (порт, аэропорт, важная развязка и т.п.);
  • усложнение военной логистики и/или эвакуации населения из-за разрушения транспортных артерий;
  • значительное подорожание логистики для всех субъектов хозяйствования.

Человеческий капитал

Периоды военно-политических кризисов разрушительны для человеческого капитала, сейчас речь идет даже об угрозе депопуляции отдельных населенных пунктов близ линии разграничения. Физическая опасность и угрозы здоровью — одни из ключевых факторов миграции. В обеих областях высокоспециализированные больницы остались за линией разграничения, и люди не имеют доступа к качественной медпомощи.

Проблемой Луганской и Донецкой областей стала безработица, намного более высокая, чем на остальной территории страны. При этом оставшимся в регионе бизнесам не хватает квалифицированных кадров из-за дисбаланса на рынке труда.

Многие люди стали вынужденными мигрантами. Им надо где-то поселиться, а в областях новое жилье почти не строится, старый фонд не ремонтируется. Этим людям нужна работа. Обеспечить ее сверхсложно в условиях высокой безработицы, потери рынков сбыта и падения производства.

Риски:

  • физическая опасность для людей и усложненный доступ к медицинским услугам;
  • резкое сокращение квалифицированных трудовых ресурсов с одновременным ростом безработицы;
  • физическое повреждение жилья;
  • необходимость разместить и трудоустроить многих внутренне перемещенных лиц.

***

Мы надеемся, что Украине никогда не понадобится воплощать в реальность план «Б», но считаем, что лучше иметь возможность подготовиться к негативным сценариям на базе уже существующего и весьма болезненного опыта.

Больше статей Мирии Репко читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме