Почему Востоку Украины нужна поддержка

01 июня, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

О важности экономической трансформации Донецкой и Луганской областей

«Мягкая» интеграция временно оккупированных территорий — вопрос будущего страны. Чтобы эта интеграция произошла, оставшиеся там граждане Украины должны видеть в контролируемой территории не депрессивный регион, а воплощение своих стремлений к лучшей жизни. И даже пока вооруженная агрессия РФ и внутриполитический разлад держат Украину в ежовых рукавицах, можно и нужно не ждать чуда, а самим делать стратегически правильные шаги. Мы верим в возвращение людей в Украину, а чтобы это произошло, на прилегающих территориях должен произойти экономический подъем. Новая стратегия экономической трансформации Луганской и Донецкой областей закладывает фундамент для такого подъема.

Регион очень сильно пострадал от вооруженной агрессии Российской Федерации. Линия разграничения перерезала торговые и логистические цепочки, разорвала электрические и коммунальные сети. Луганская область осталась с отрезком железнодорожной ветки, не соединенным с остальными путями. Мариуполь и прилегающие районы зависят от поставок питьевой воды с временно оккупированной территории. Керченский мост закрыл вход в Азовское море крупным судам PANAMAX, большинство страховых компаний и крупных перевозчиков мигрировали в другие порты. Риск эскалации вооруженной агрессии РФ отпугивает частных иностранных и даже украинских инвесторов. Украинские банки отказываются брать в залог активы и выдавать кредиты на этих территориях, как это делают, допустим, на Полтавщине или в Черновцах. Молодежь уезжает учиться куда угодно и впоследствии не возвращается, оставшись там, где есть работа, комфортное жизненное пространство и безопасность.

Проблемы Луганской и Донецкой областей одновременно и схожи, и различны, поэтому требуют от государства стратегического реагирования. Промышленность в Донецкой области сфокусирована на металлургии, ее экспорт — на три четверти сырье, и новых инновационных производств на горизонте не видно. Луганская область неожиданно для себя превратилась в аграрный регион и теперь пытается преодолевать огромные проблемы с переработкой, логистикой и сбытом. Помочь может только комплекс мероприятий: строительство железнодорожной ветки, упрощение доступа к кредитам, стимулирование инвестиций в промышленность, орошение земель, восстановление больниц и т.п. Все эти проблемы невозможно решить тактическими шагами. Государство должно принять и имплементировать комплексную стратегию.

Промышленность: в ожидании стимула для развития

Донецкая и Луганская области исторически были среди лидеров по вкладу в экономику страны, но вооруженная агрессия РФ существенно изменила ситуацию (см. рис. 1). Если Донецкая область сохранила большинство предприятий и достаточно сильные позиции, то Луганская перешла в аутсайдеры. Отличие объясняется историческим расположением активов: промышленные предприятия Донетчины были распределены более или менее равномерно по всей территории области, а на Луганщине промышленный юг встречался с сельскохозяйственным севером, и три четверти промышленных активов остались за линией разграничения.

И пока Донецкая область остается флагманом по производству продукции металлургии, в Луганской разработали стратегию новой смарт-специализации, фокусируясь на химической и бумажной индустриях, и пытаются развивать переработку продукции сельского хозяйства.

Донецкая и Луганская области до сих пор остаются одними из крупнейших экспортеров Украины, но за последние годы экспорт уменьшился из-за потери традиционных рынков и части предприятий-экспортеров. Экспортный лидер — черная металлургия, не утратившая флагманских позиций. Однако угрозой для региона является крайне низкая диверсификация экспорта: в Донецкой области доля экспорта, не связанного с черными металлами, составляет не более 20%. Это завязывает экспортную выручку на мировые цены на металлы, которые могут довольно сильно колебаться. Ситуацию можно сравнить со структурой экспорта другого традиционно промышленного региона — британского Йоркшира и Хамбера, экономика которого раньше ассоциировалась в основном с углем и черными металлами. Как и в Донбассе, промышленность этого региона в последние десятилетия столкнулась с трудностями, но сейчас у британцев — значительно более диверсифицированный экспорт (см. рис. 2, 3).

Для диверсификации промышленности необходимы инвестиции, но инвесторы не спешат вкладываться в новый бизнес в регионе. За последние годы были построены всего четыре новых крупных предприятия, часть из них начали строить еще до войны. Потенциальных инвесторов отпугивает не только общая для Украины проблема бизнес-климата и непредсказуемого регулирования, но и сугубо региональная особенность — инвесторы и кредиторы боятся потерять имущество в случае возобновления полномасштабных боевых действий.

В целом ситуация напоминает спираль падения: когда инвестиций нет, расходы и риски для бизнеса высоки, то каждый ее виток лишь усугубляет проблему. В регионе остается в основном производство продукции с низкой добавленной стоимостью, а квалифицированные работники переориентируются на другие регионы. Без мощного толчка — крупных инфраструктурных проектов, финансовых и фискальных стимулов, дерегуляции, радикального снижения рисков ведения бизнеса — восстановиться региону будет трудно.

Сельское хозяйство: развитие на сложных грунтах и разрушенных дорогах

Война привела к увеличению доли сельского хозяйства в структуре выпуска обеих областей, но особенно Луганщины. Последняя неожиданно для себя из индустриального центра превратилась в агропромышленный регион: доля сельского хозяйства в структуре выпуска выросла более чем втрое.

При этом региональный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции существенно сузился: по пищевой промышленности был нанесен мощный удар агрессией РФ. Резкое сокращение пищевой переработки в обеих областях связано с тем, что многие перерабатывающие предприятия остались за линией разграничения, а также с уменьшением экономической активности региона в результате военных действий (см. рис. 4).

Вести сельское хозяйство в регионе непросто: плодородие грунтов в областях ниже, чем в среднем по Украине. Засушливый климат и, соответственно, малое количество осадков (особенно это ощущается в Донецкой области) снижают эффективность сельского хозяйства. Устаревшие оросительные системы и высокая эродированность грунтов лишь усугубляют эту проблему. На обе области работает всего одна грунтовая лаборатория, даже для качественной оценки земель этого явно недостаточно (см. рис. 5).

Транспортная логистика региона — в тяжелом состоянии, перевозчики полагаются исключительно на автомобильные дороги. Авиасообщения с регионом нет. Изоляция железнодорожной линии Кондрашевская-Новая—Лантратовка, а вместе с ней железнодорожная изоляция центральной и восточной Луганщины побудили агропроизводителей переходить на автомобильный транспорт для грузовых перевозок. Но большинство дорог требуют капитального ремонта. Частично в этом помогает программа «Большое строительство». Но агропроизводители все равно вынуждены нести дополнительные расходы: автоперевозки дороже, чем железнодорожные; на плохих дорогах автомобили часто ломаются, а соответственно, растут затраты на ремонт и простой; основные точки логистических терминалов находятся далеко. В результате, чтобы сохранить конкурентоспособность, производители вынуждены сдавать продукцию по заниженным ценам: средние закупочные цены зерновых культур — самые низкие по Украине.

В дополнение к потере железнодорожной ветки блокада оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей сильно сократила объем грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Главный удар, опять-таки, приняла на себя Луганская область. Меры по транспортной блокаде были приняты на государственном уровне в марте 2017 года. В это же время наблюдается резкое падение объемов грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Официальные данные впечатляют: по сравнению с 2016 годом в 2017-м объемы перевозок снизились втрое (см. рис. 6). По состоянию на 2019 год они остаются на таком же низком уровне.

Решение проблем в отрасли сельского хозяйства стало неотъемлемым условием экономического восстановления региона, который раньше был индустриальным. Это и содействие появлению перерабатывающей отрасли, и решение проблем инфраструктуры.

***

Эти и другие проблемы в правительстве видят. Для того чтобы решить их комплексно и стимулировать экономику, Министерство по вопросам реинтеграции сейчас разрабатывает стратегию экономической трансформации Донецкой и Луганской областей, которую надеется представить общественности в ближайшие месяцы.

Однако найти решение на бумаге — это даже не половина дела. У Министерства реинтеграции нет молотка, которым можно было бы забивать костыли на железнодорожных путях Луганщины, или клерка, который выдавал бы кредиты на открытие новой гончарни в Славянске. Очень многое зависит от того, будут ли помогать правительству внедрять стратегию на местах, в других министерствах и органах власти. Немало также зависит от того, откликнутся ли на правительственные инициативы украинский частный бизнес, активисты, поддержат ли стратегические трансформации люди «на земле». Совершить чудо исключительно «сверху» невозможно, — приобщиться к этому должны все.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК