Объемы расходов областей на содержание дорог иногда в десятки раз превышают расходы на ТрО и общественную безопасность. Важно — содержание дорог это не строительство, а поддержание в надлежащем состоянии существующей инфраструктуры, то есть текущие ремонты. Те самые ремонты, на которые после нескольких лет упорного «Большого строительства» расходы, наоборот, должны были бы сокращаться. И даже если предположить, что дороги наши действительно повально нуждаются в ремонте, разве их надлежащее состояние более приоритетно, чем финансирование ТрО? Но так уж получилось, что то же «Большое строительство» буквально зацементировало схему распила бюджетных денег именно через «дорожников». Готовую коррупционную инфраструктуру отдельные области успешно использовали и в прошлом году. Несмотря ни на что.
Есть несколько причин, по которым стала возможна эта история. Первая — в Украине не перестали воровать. Кажется, что общество сплочено как никогда, мужественно противостоит врагу, отдает последнее ВСУ, и вот-вот родится новая, принципиально иная, Украина. Это не совсем так. Процент тех, кто хочет пилить бюджеты, по нашим наблюдениям, не снизился существенно. В отличие от процента публичных данных, которые бы позволяли контролировать казнокрадов, — это вторая причина. Информацию о бюджетных планах еще как-то наковырять можно, а вот о реализации этих планов или внесенных в течение года коррективах в состоянии добыть только самые настойчивые. И мы искренне признательны всем, кто помогал нам собирать эти зерна правды. Но на самом деле открытые бюджеты, промежуточные отчеты, публикация которых была обязательством, прозрачные закупки, на которые мог посмотреть каждый желающий, — в прошлом. В итоге из мутной воды начали таскать не удочкой, а сетями, и никто не надавал по рукам. Итак, третья причина — благословение от центральной власти, которая точно в теме, а если молчит, то и в доле.
А и правда, чего стыдиться и сдерживаться остальным, если даже у руководителя Днепропетровской области — безоговорочного лидера по дорожным расходам, никаких проблем нет. Взял себе пан Резниченко, да и потратил на содержание дорог в прошлом году почти два миллиарда гривен областных денег, из которых полтора миллиарда получила фирма его фитнес-тренерши. Чем все закончилось? Как отреагировал на очевидное нарушение президент, который назначает и увольняет глав ОГА? А никак. Резниченко съездил с Зеленским в Херсон, здоровался за руку с Ермаком на камеру, а тренершу просто убрали из официальных бенефициаров фирмы, да и все. Как думаете, какие выводы сделают другие регионы, в которых расходы на дорожные латки скромнее? Думаю, увеличат аппетиты в этом году. Ресурс есть.
На самом деле, в отличие от госбюджета, местные не переживают катастрофу, потому что им на голову не свалился нарастающий дефицит в 150 млрд грн в месяц. Основное падение доходов местных бюджетов, по данным Офиса поддержки реформы децентрализации, пришлось на март-апрель прошлого года. Причем было это падение, например, не таким глубоким, как во время коронакризиса в 2020-м, — не ниже уровня 2019 года.
Уже с мая доходы общих фондов бюджетов громад стабильно росли, и иногда этот прирост был двузначным. Понятно, что кому-то было лучше всех, а кому-то совсем плохо, — области, в которых ведутся боевые действия, точно не жировали ни в мае, ни в декабре. К счастью, таких областей меньшинство. В то же время в остальных областях, наоборот, дела пошли в гору: во Львовской области доходы выросли на 41% по сравнению с 2021 годом, в Закарпатской — на 38%, в Волынской и Ивано-Франковской — на 31, в Ровненской — на 27, в Днепропетровской — на 16, в Киеве и области — на 5 и 7% соответственно.
Основная причина такого расцвета — поступления от налога на доходы физических лиц, выросшие на 35%. Этот налог с зарплат дает 68% доходов общих фондов бюджетов на местах. В прошлом году НДФЛ, несмотря на войну и внутреннюю миграцию, стало больше, потому что, во-первых, в начале 2022-го на 4% вырос норматив его отчисления в местные бюджеты, а во-вторых, благодаря зарплатам военных. Причем вторая причина — ключевая.
Если посмотреть на помесячную динамику НДФЛ, значительное его увеличение начинается как раз с марта 2022 года, когда военные зарплаты стремительно выросли. Сейчас же из 25 млрд грн НДФЛ, которые ежемесячно получает казна, 10 млрд — это налоги с денежного обеспечения, вознаграждений и других выплат военнослужащим. То есть благодаря солдатам регионы не только могут спокойно жить и работать, они еще и финансово чувствуют себя значительно лучше. И куда же эти «солдатские» налоги идут? Вы уже знаете ответ, но детализируем.
Мы проанализировали и сравнили расходы на дороги и безопасность только в областях, прилегающих к зоне активных или возможных боевых действий. Потому что приоритетность в расходах для них должна быть приблизительно одинаковой. Согласитесь, требовать от уютных Черкасчины или Хмельнитчины такого же уровня тревожности и подготовки к встрече врага, как у харьковчан или сумчан, несправедливо. Также, к сожалению, нам не удалось получить полную картину по Николаевской области, что объяснимо с учетом обстоятельств. Полученное сравнение — красноречиво (см. рис.). Дорожным ремонтам — все, безопасности — остальное. Исключением из правила, а заодно и ориентиром справедливого распределения расходов является многострадальная Харьковщина, где «дорожные» объемы сравнимы с объемами по «безопасности», причем потребность в латании дорог действительно оправдана существующими разрушениями. Приятно поразили Ровненщина и Волынь, там немало ушло «на дорожные латки», но и на безопасность денег не пожалели в ожидании наступления с севера. Остальные — хватайся за голову.
Исключением из правила, а заодно и ориентиром справедливого распределения расходов является многострадальная Харьковщина, где «дорожные» объемы сравнимы с объемами по «безопасности», причем потребность в латании дорог действительно оправдана существующими разрушениями. Приятно поразили Ровненщина и Волынь, там немало ушло «на дорожные латки», но и на безопасность денег не пожалели в ожидании наступления с севера. Остальные — хватайся за голову.
Расходы на содержание дорог превышают расходы на ТрО, общественную безопасность и мобилизацию в десятки раз: Сумщина — на дороги 218 млн грн, на безопасность 5 млн, Черниговщина — на дороги 153 млн, на безопасность 5,5 млн, Одесчина — на дороги 242 млн, на безопасность 12 млн, Киевщина — 130 млн против 13 млн, Житомирщина — 443 млн против 4,8 млн грн.
У Днепропетровщины, кстати, расходы на безопасность и ТрО — рекордные 280 млн грн, но все портят еще более рекордные 2 млрд грн на дорожные работы. Тем более что у Днепропетровской области один из наибольших бюджетов (после Киева) в объеме свыше 11 млрд грн, и эти сотни миллионов для нее — вполне соизмеримые расходы. В отличие от 18% от бюджета, израсходованных на ремонт дорог.
Аборигены при этом отмечают, что реального ремонта в области требовали всего два дорожных участка, и он точно не потянул бы на сумму более 300 млн грн. А местные же сплетники добавляют, что и Резниченко не потянул бы так много на ремонты, если бы Зеленский не поверил в сказочку, что области такие расходы на дороги нужны, потому что трасы нуждаются в расширении, чтобы при необходимости стать взлетно-посадочными полосами. Мы бы поверили, если бы не знали, что украинские аэродромы, которые действительно понесли большие потери в начале войны, активно восстанавливаются, и их использование однозначно более приоритетно, поскольку все же одной ВПП для военной авиации мало. Что ж, вполне допускаем, что президент этого не знал. Но мы видим тренд в расходных приоритетах областей и понимаем, что молчаливое согласие Банковой на его продолжение — более чем реальный бюджетный риск в этом году, а «днепропетровские» масштабы дорожных работ за «солдатские» деньги в текущем году с удовольствием подхватят другие области. С безнаказанностью всегда так.
В этом году финансирование местных бюджетов, предусмотренное государственной сметой, составит 605 млрд грн. При этом в 2023 году продлена норма о зачислении увеличенного норматива НДФЛ на уровне 64%. Также в местные бюджеты и в дальнейшем будет зачисляться НДФЛ с денежного обеспечения и других выплат военнослужащим. И это правильно, потому что именно децентрализация в значительной степени обеспечила ту устойчивость, которую демонстрирует украинская экономика, учитывая потери и расходы, связанные с войной. Вот только приоритеты у региональных руководителей все же должны измениться раньше, чем электорат накажет их за них на очередных выборах. Потому что если вопросом безопасности пренебрегать, то вместо выборов можно получить «референдум». А если продолжать воровать — Майдан. Выбирайте, господа.
Больше материалов Юлии Самаевой читайте по ссылке.