Бюджетный процесс в Одессе вот уже второй год напоминает плач Ярославны. Но в этом он был громче прежнего. Все два с лишним месяца после принятия госбюджета местная власть с разных трибун, с экранов телевизоров и газетных полос охала, ахала, причитала над тем, как стольный град Киев поступил с областью и, естественно, городом, ободрав их почти что как липку. Государство оставило Одесщине в виде дотаций чуть меньше 4% от объемов средств, собираемых на ее территории. Если сравнивать с другими регионами, то ей досталось меньше всего, что особенно задело за живое.
Конечно, местные власти сразу же поспешили пояснить народу, что они сделали все возможное, но почему-то тот, кто работает, того и погоняют, и чем больше он зарабатывает, тем меньше ему достается. И от этого, дескать, никуда не денешься. Правда, депутаты Верховной Рады от области, которым тоже досталось за плохой бюджет, заявили, что сами власти не все сделали, потому и получили с гулькин нос. Тем не менее, Одесса, понимая, что после драки кулаками не машут, принялась смиренно делить между собой доставшиеся крохи. Хотя попытки показать Киеву, что Одесса — не первый, но и не второй город в Украине, были, но ничем не увенчались.
Обиженный город рассматривал бюджет в Страстную пятницу, что, по словам одного из местных депутатов, неслучайно. «Наш город тоже постоянно распинают, — говорил он, — обрекая на жизнь со связанными руками. В результате, зарабатывая миллионы, он должен считать копейки и думать, как свести концы с концами. Мы не должны терпеть такого к себе отношения».
Однако призывы положить конец издевательствам над Одессой и высказать свое несогласие с политикой Киева так и остались призывами. Депутатов настолько удивило местное бюджетотворчество, что они забыли про государственное.
Вдруг обнаружилось, что бюджет города, который им предстояло утверждать в объеме 227,8 млн. гривен, вырос больше чем на 55 млн. и составил 283,4 млн. Новый вариант бюджета был роздан буквально перед сессией. «Откуда дровишки?» — этот вопрос и стал главным при обсуждении бюджета Одессы. В прошлом году, когда городу шли отчисления от налога на прибыль и акцизного сбора, его бюджет равнялся 214 млн. Правда, потом на протяжении года цифру подняли до 286 млн., но в итоге все равно смогли вытянуть только 235 млн. Это с учетом того, что город получил субвенции в размере 45,6 млн. гривен. А на этот год дотация из госбюджета составляет всего 15,7 млн. И это притом, что Одессе из всех общегосударственных налогов и сборов остается только 40% подоходного. Плюс ко всему, область забирает у города 47,4 млн. гривен, что, собственно говоря, и составляет, судя по первоначальным расчетам горфинуправления, эти 40%.
Откуда же взялись 55 млн. буквально за считанные дни? И много ли стоит плач Ярославны при таких финансовых возможностях? Депутаты, конечно, в реальность этой цифры верить не хотели. Да и сами финансисты города еще месяц назад доказывали области, что их контрольные цифры по доходам, установленные для Одессы, завышены. К примеру, подоходный налог с граждан, по их расчетам, можно собрать на уровне 151,6 млн., а облфинуправление считало, что в размере 166,5 млн. Отвечая на вопросы депутатов, начальник городского управления финансов Константин Гой пояснил, что это объясняется увеличением минимальной зарплаты и наметившейся тенденцией к увеличению подоходного налога. По его словам, четко просматривается и тенденция к росту доходов по местным налогам и сборам. Оказывается, за 1999 год они выросли на 70%, в связи с чем их увеличили на 5,9 млн. гривен, то есть на 40%. Кстати, в бюджете Одессы, как было отмечено на сессии, эти налоги занимают от 8 до 9% от общего объема, тогда как в целом по Украине — 3—4%.
Увеличены поступления и от приватизации коммунальной собственности на 7 млн. Финансисты уверены, что предложенная сумма «обеспечена» теми объектами, которые выставляются на продажу, в чем депутаты очень сомневаются. В прошлом году в этой статье записывали 43 млн., а получили только 12 млн. Но более всего депутаты недоумевали по поводу того, что власти решили пополнить бюджет за счет штрафов за нарушения, которые еще не произошли. Админштрафы были увеличены на 1,7 млн., а штрафы ГАИ почти вдвое — на 1,8 млн.
По мнению ряда депутатов, данная манипуляция цифрами, проделанная накануне сессии, вызывает не только массу вопросов. Если эти цифры обоснованы и подкреплены реальными средствами, то почему в первом варианте бюджета, представленном на рассмотрение депутатским комиссиям, их не было? Почему не учитывались просматривающиеся тенденции? Судя по тем пояснениям финансистов, которые прозвучали с трибуны сессии, оказывается, все очень просто. Первоначальный вариант бюджета был пересмотрен, поскольку подвергся резкой критике со стороны депутатского корпуса. «Вчера на заседании председателей депутатских комиссий мы внесли все ваши поправки, и сегодня утром вам роздан новый проект, который содержит все ваши замечания», — сказал г-н Гой, обращаясь к народным избранникам.
Однако такое пояснение убедило не всех. Не меньше вопросов вызвало и распределение этих 55 млн. В частности, непонятно, почему при сокращении управленческого аппарата на его содержание прибавили более 3 млн. гривен, тогда как на социальную защиту и помощь — только 1 млн. Словом, часть депутатов предложила бюджет не принимать, а создать рабочую группу по проверке всех статей бюджета.
Учитывая настроения зала, городской голова Руслан Боделан, который согласился с тем, что ряд цифр действительно вызывают сомнение и даже являются нереальными и что бюджет должен быть более социально направленным, предложил соломоново решение. Бюджет все-таки принять с формулировкой «в целом», а затем создать рабочую группу, которая поработает над главным финансовым документом и на заседание очередной сессии вынесет свои поправки. На том и порешили.