Ивано-франковский аэропорт: аренда за копейки или конкурс за деньги?

Поделиться
К «воздушным воротам» Прикарпатья предпринимательские структуры длительное время не проявляли внимания, и аэропорт, несмотря на статус международного, приближался к банкротству...

К «воздушным воротам» Прикарпатья предпринимательские структуры длительное время не проявляли внимания, и аэропорт, несмотря на статус международного, приближался к банкротству. Выразительный интерес к нему со стороны деловых кругов возник только тогда, когда в начале 2002 года этот объект был передан из государственной в областную коммунальную собственность, то есть закреплен в оперативном управлении облгосадминистрации.

Осуществлять многомиллионные финансовые вливания, чтобы оживить аэропорт, на региональном уровне не было возможности. В коридорах местных властей всерьез заговорили о передаче объекта в аренду. Мол, аэропорт должно арендовать мощное предприятие, способное развивать авиаперевозки и связанный с ними туризм в Прикарпатье. Однако пройдет еще немного времени и арендные отношения вокруг аэропорта в Ивано-Франковске станут столь запутанными, что и нить Ариадны вряд ли поможет.

Разногласиям между договорными сторонами «в масть» и действующая правовая база. Арендодатель и арендатор аргументируют свои позиции то двумя разными законами, противоречащими друг другу, то законом и постановлением Кабмина, которые тоже «враждуют» между собой. В результате будущее «международного аэропорта» остается весьма неопределенным.

В октябре 2003 года аэропорт начало арендовать ЧП «Явсон», возглавляемое известным в области бизнесменом Александром Яворским. Однако это продолжалось недолго — немногим более года. В период межвластия, в январе 2005-го, Ивано-франковская облгосадминистрация меняет арендатора — на ОАО «Нефтехимик Прикарпатья». Ничего не скажешь, достойный подарок нефтехимикам на рождественские праздники! Тогдашний губернатор Михаил Вышиванюк в интервью местным СМИ мотивировал такую замену желанием областных властей «во что бы то ни стало спасти стратегический объект от упадка». По мнению первого лица региона, кто же еще, как не мощный арендатор, принесет благо области и сам получит от аэропорта ощутимую выгоду?

Немного детальнее? Группа «Приват», владеющая большим пакетом акций ОАО «Нефтехимик Прикарпатья», имеет в собственности еще и горнолыжный комплекс «Буковель». Поэтому в воображении сразу возникают чудесные картины того, как иностранные или украинские туристы прилетают во Франковск, и их сразу же везут на лыжную трассу. Копейка к копейке — и все в пользу группы «Приват».

Арендатор поменялся, но срок действия договора аренды аэропорта остался прежним — десять лет, то есть до 2013-го — с теми же условиями. Благосклонность местных властей к бизнесу выплескивалась через край: в договоре не были выписаны инвестиционные обязательства арендатора относительно реконструкции и развития аэропорта, была разрешена субаренда недвижимого и другого имущества без согласования с арендодателем... Остаточная балансовая стоимость имущественного комплекса на то время составляла 4,2 млн. грн. Так что годовая арендная плата — 10% этой суммы — выглядела просто смешной. Ежемесячно следовало платить 35 тыс. грн...

В феврале 2005 года к власти в области пришли другие люди. У нового руководства облгосадминистрации свое видение арендных отношений относительно аэропорта. Оно старается расторгнуть договор аренды и выставить аэропорт на инвестиционный конкурс. ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» с такой постановкой вопроса категорически не согласилось и напомнило о договоре аренды, в одном из пунктов которого заложено «право на выкуп имущества, если арендатор с согласия арендодателя провел улучшения на сумму не менее 25% стоимости имущества, которое невозможно отделить без нанесения вреда объекту».

А некоторые «улучшения состояния аэропорта», выраженные в ремонтных работах, к тому времени уже были проведены. Их стоимость приближалась к остаточной стоимости всего аэропорта. Возникает вопрос: не были ли условия договора аэропорта выписаны под одного собственника? Договорные стороны отвергли «подлого врага» — Закон «О приватизации имущества государственных предприятий», где сказано: «право на выкуп» не касается целостных имущественных комплексов (ст.15). А именно таким комплексом является имущество Ивано-франковского аэропорта.

В конце концов, идею проведения конкурса на некоторое время положили в ящик. Как выяснилось, с целью наращивания мышц для борьбы. Новый глава ОГА Роман Ткач инициирует подписание сурового приложения к договору аренды. В новом документе целый перечень шлагбаумов и обязательств: запрещена субаренда имущества, не согласованная с облгосадминистрацией, обязательна уплата земельного налога после оформления отвода земельного участка. Но, самое главное, в приложении «забили» конкретную сумму капиталовложений в аэропорт до 2008 года — 21,6 млн. грн. Причем все инвестиции должны согласовываться с облгосадминистрацией. Арендатору деваться было некуда, и он вынужден был согласиться на такие условия, даже предложил свой «План реконструкции и развития аэропорта на 2005—2008 годы».

— Мы четко выполняем инвестиционные обязательства, взятые при перезаключении договора, — заверяет директор международного порта «Ивано-Франковск» Евгений Савчук. — На сегодняшний день арендатор внес 6 млн. 729 тыс. гривен капиталовложений. Если расписать их, то картина выглядит так: проведен ремонт светосигнальной системы, крыши аэровокзала и залов, отеля, изгороди, контрольно-пропускного пункта, отремонтирован вертолет Ми-8. Вскоре приобретем новое светосигнальное оборудование стоимостью почти 6 млн. грн. Мы планируем восстановить комфортабельный зал для официальных делегаций, обустроить бар, ресторан, а также выполнить другие работы, которые приблизят аэропорт к европейским стандартам. Вы знаете, в Европе аэропорты получают только до 40% доходов от собственно авиационных услуг, остальное обеспечивает сфера обслуживания пассажиров. Словом, реализация этого бизнес-плана позволяет создать дополнительно 400 рабочих мест и существенно увеличить поступления в государственный и местные бюджеты.

В принципе, желание арендодателя и арендатора совпадают. Они рассматривают аэропорт не только как авиационный объект, но и как важный элемент в развитии туристической структуры Прикарпатья и западноукраинского региона в целом. Но вот беда — подходы к обеспечению расцвета деловой и туристической активности у сторон разные. И они плавно переросли во взаимную неуступчивость.

В прошлом году облгосадминистрация вносит на рассмотрение депутатов областного совета новую методику расчета арендной платы за имущество аэропорта. А перед тем была проведена экспертная оценка объекта, в результате которой рыночная стоимость целостного имущественного комплекса аэропорта увеличилась значительно — до 36,7 млн. грн. Избранники поддержали это решение. Они поверили, что 3,67 млн. грн. в год (то есть 10% стоимости объекта), или почти 306 тыс. грн. ежемесячно — это для бюджета региона деньги совсем не лишние. И законодательство, по их убеждению, никто при этом не нарушил. Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества» (ст.21, п.2) разрешает менять ставку арендной платы в связи с изменением методики...

— Аэропорт является последним стратегическим объектом, который находится в областной коммунальной собственности. Это дает нам возможность привлекать в областной бюджет значительные средства от его использования — то ли от приватизации, то ли от аренды, — попробовал расставить акценты первый заместитель Ивано-франковской облгосадминистрации Андрей Романчук. — Областные власти видят аэропорт успешно работающим уже в недалеком будущем. И поэтому была изменена методика расчета арендной платы...

Облгосадминистрация поработала в поте лица и разработала новый текст договора аренды аэропорта. Как вы, наверное, догадались, на базе новой методики определения арендной платы. Но ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» в течение нескольких месяцев отказывается его подписывать и продолжает рассчитываться за аренду по-старому. Директор Евгений Савчук категорически не согласен с новым подходом к аренде аэропорта со стороны областных властей и остро это несогласие выражает. Поскольку считает, что новейшее законодательство — на его стороне.

— Установлением чрезмерно высоких ставок арендной платы, да еще и непредоставлением льгот в уплате земельного налога можно легко похоронить нормально работающее предприятие, — говорит руководитель аэропорта в беседе с корреспондентом «ЗН». — Мы не выдержим месячной арендной платы — 306 тыс. грн., которую нам предлагает облгосадминистрация в новом договоре. Посмотрите, в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» записано, что «договора аренды государственного и коммунального имущества, заключенные до 1 января 2007 года, не касаются целостных имущественных комплексов и в шестимесячный срок подлежат обязательному пересмотру соответственно установленной норме» (ст.118). Да еще и Кабмин в постановлении от 2 декабря 2006 года внес изменения в методику расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества. Этот документ касается также аренды коммунального имущества. И в нем указана ставка за аренду целостных имущественных комплексов «других объектов», каким является аэропорт, — 5% их рыночной стоимости. Так почему же областные власти, которым мы в свое время пошли навстречу и постепенно возрождаем важный объект, предлагают нам платить 10%?!

Пока все выглядит так, что облгосадминистрация твердо решила: оптимальным вариантом является продажа целостного имущественного комплекса аэропорта на конкурсе с элементами аукциона. С целью сохранить профиль аэропорта, рабочие места и расширить сферы деятельности. В региональном «белом доме» предполагают, что стартовая цена продажи будет не ниже, чем оценочная стоимость имущества аэропорта, — 36,7 млн. грн. А если в ходе торгов сумма возрастет хотя бы на несколько пунктов, то и областной бюджет не останется обделенным, и различные виды бизнеса активизируются.

— Аэропорт в руках нового заботливого собственника подтолкнет развитие индустриальных парков и логистических центров вокруг него. Областные власти уже нашли участки для этого, — делится планами первый заместитель главы ОГА Андрей Романчук.

Должностные лица легко открывают карты привлекательности Ивано-франковского аэропорта: сегодня интерес к нему проявили известные компании — «Австрийские авиалинии», «Балт-Эйр», некоторые киевские фирмы. Не хотел бы остаться в стороне и нынешний арендатор, который глубоко убежден: аренда аэропорта в нынешних условиях невыгодна. Поскольку никто из дальновидных предпринимателей не захочет вкладывать серьезные средства в развитие аэропорта без перспективы получить его в собственность.

На днях председатель правления ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» Александр Шиляев эпистолярным способом сделал «маленькое напоминание» областным властям, что нефтехимики хотят выкупить имущественный комплекс аэропорта. Цена в 36,7 млн. грн. их устраивает, но для того чтобы смягчить удар по карману, следует разделить этот платеж помесячно, равными частями — до 31 декабря 2009 года. Облгосадминистрация ответ пока на прислала. Она, наверное, внимательно изучает опыт аренды Днепропетровского аэропорта приватовской структурой «Днеправиа», превратившейся в юридический «долгострой».

Международный аэропорт «Ивано-Франковск», один из самых привлекательных в западном регионе Украины, постепенно встает на ноги. Ежедневный регулярный авиарейс в Киев, дважды в неделю — рейсы в Италию и четыре раза — в Турцию. Маловато, но и это не самое худшее. Летом планируется открытие еще нескольких авиарейсов — в Испанию и Португалию. Но как достичь гармонии интересов нынешнего и потенциального собственника, со всей уверенностью не может сказать никто.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме