Весь прошлый год руководство области ругало городскую власть за провалы бюджета и за низкую стоимость земли. Одесса оставалась чуть ли не единственной территорией в области, где нормативная денежная оценка земель города не пересматривалась с 1999 года. Хотя по законодательству она должна меняться не реже одного раза в пять-семь лет. И вот в конце прошлого года, с приходом новой команды, горсовет наконец-то утвердил новую денежную оценку.
Но поскольку суммы резко подскочили, власти решили внедрять новую денежную оценку поэтапно. Однако городское управление Госкомзема в Одессе отказывается соблюдать этот порядок. В итоге землепользователи, решившие оформить или переоформить аренду, после посещения этого учреждения до налоговой инспекции не доходят. А вместе с ними сотни тысяч гривен арендной платы - до городской казны.
Напомним, в этом году все 100% платы за землю зачисляются в городской бюджет. Поэтому земля для одесской казны - не только один из основных ее источников наполнения, но и, как оказалось, только ее проблема.
Злополучный третий пункт
Решение от 28 декабря 2010 года, которым Одесский горсовет утвердил нормативную денежную оценку, содержит несколько пунктов. Первым пунктом денежная оценка утверждена. Вторым - она вводится в действие с 1 января 2011 года, кроме случаев, определенных в пункте третьем. А тот гласит, что для расчетов арендной платы и платы за долевое участие в землепользовании новая денежная оценка вводится с 1 января 2012 года. А на протяжении 2011-го следует применять старую, утвержденную горсоветом в 1999 году.
В городском управлении Госкомзема в Одессе, где субъектам хозяйственной деятельности выдают справки о денежной оценке земли, были предельно кратки: «В Одессе утверждена новая оценка, и мы выдаем из нее выписки. Что касается договоров аренды, то этот вопрос не к нам, а к управлению земельных ресурсов Одесского горсовета».
На сегодняшний день местные чиновники Госкомзема выдали арендаторам свыше 20 выписок о новой денежной оценке, но город не может их применить. Не может также утверждать на сессии проекты отвода земли, пересматривать арендную плату и так далее. В итоге работа с договорами аренды в Одессе парализована.
Принимая решение, городские власти исходили из того, что в нынешних непростых для бизнеса условиях резкое введение новой оценки, которая в два-три раза взвинтила арендную плату, может иметь для бюджета противоположный эффект. И привести к еще большим долгам или к уничтожению малого и среднего бизнеса. Ведь сегодня свыше 6 тыс. землепользователей в Одессе вообще не обращаются для оформления прав на землю. Свыше 40 арендаторов имеют более 17,5 млн. грн. долга.
Поэтому городские власти и решили для начала разработать фиксированные, подъемные для бизнеса арендные ставки с учетом целевого назначения земли. Но для этого понадобится не менее полугода.
Тянуть же с утверждением новой денежной оценки, за разработку которой город заплатил 1,5 млн. грн., тоже было бы неправильно. Ибо для плательщиков земельного налога новая денежная оценка (увеличение в среднем в 1,86 раза) вполне подъемная. Ведь они платят от ее размера 1%, а арендаторы - от 3 до 12%. К тому же изменение размера земельного налога, согласно законодательству, ведет к обязательному пересмотру размера арендной платы (процент от денежной оценки земельного участка не может быть меньше трехкратного размера земельного налога).
То есть, увеличив земельный налог, город получил дополнительные основания требовать пересмотра арендной платы по тем договорам, где суммы мизерные. А с этим в Одессе не все ладно.
По данным налоговой инспекции, в 497 договорах, заключенных в прежние годы, значится арендная плата ниже 3% от нормативной денежной оценки. По этой причине в предыдущие два года бюджет недополучил свыше 20 млн. грн.
Сегодня от 65 землепользователей уже поступили заявки на пересмотр арендной платы. Но из-за неувязок с городским управлением Госкомзема сделать это невозможно. В результате городской бюджет уже потерял около 5 млн. гривен.
Областные чиновники умыли руки
Проблему изучали в Одесской облгосадминистрации. А в прошлую пятницу ее рассматривала на своем заседании профильная депутатская комиссия областного совета. Но тоже никакого решения так и не вынесла. Судя по высказываниям чиновников областного совета и администрации, ситуацию запутал сам город, стало быть, ему самому и распутывать.
Хотя «запутанность», собственно говоря, в том, что местные чиновники Госкомзема считают принятое решение некорректным и признают только новую оценку.
Стоит подчеркнуть, что в январе вице-мэр Одессы и заместитель начальника главного управления Госкомзема в Одесской области дали совместную пресс-конференцию в связи с принятием новой денежной оценки. Поэтапное ее введение не вызывало проблем. Тогда же районные налоговые инспекции Одессы в своих разъяснениях тоже отмечали ее поэтапное ведение. Откуда же взялась проблема?
Одесса всегда раздражала исполнительную власть своей вольностью иметь собственное управление земельных ресурсов при наличии городского управления Госкомзема. Чего не позволяют себе другие города. На заседании эти нотки тоже прозвучали. Приводились факты о том, что с января с.г. ни один договор аренды из 18 поданных в городское управление Госкомзема зарегистрирован не был. А это 1,2 млн. грн. арендной платы. 31 документ был возвращен. Казна уже потеряла на этом 5,2 млн. грн.
На заседании депутатской комиссии мимоходом прозвучало предложение - а не обратиться ли за помощью в Одесскую юракадемию, чтобы там дали правовую оценку решению горсовета? Очень, между прочим, было бы кстати.
Международный гуманитарный университет (президент - народный депутат Сергей Кивалов) является землепользователем 3 га земли на берегу моря в районе 8-й станции Большого Фонтана. Частный вуз строит апартаменты для оздоровления студентов и преподавателей и спортивно-оздоровительный комплекс - так записано в графе «целевое назначение». Однако на сегодняшний день договор аренды на 2,7 га (с размером арендной платы на период строительства порядка 293 тыс. грн. - это 3% от нормативной денежной оценки) тоже не заключен. Остальные 39 соток находятся у вуза в собственности - как сообщают наши источники, по решению суда, принятому в 2007 году.
Это пример того, что наведение порядка в земельных вопросах сопряжено с целым рядом подводных течений. Особенно это касается участков на берегу моря. Копеечная арендная плата тесно увязана с личностями арендаторов, их связями, должностями и так далее.
К примеру, у ООО «Южный» плата за 90 соток в районе Дачи Ковалевского уже с учетом индексации составляет чуть более 25 тыс. грн. в год (менее 2% от нормативно-денежной оценки). С этой фирмой договор аренды земли для строительства и эксплуатации оздоровительного комплекса с кафе и прилегающей территории город заключил еще в 2004 году на 49 лет.
МП «Вланев» за 45 соток под спортивно-оздоровительным комплексом в районе 8-й станции Большого Фонтана платит 19 тыс. в год (1,1%). А по 30 соткам договор аренды (с оплатой 446,7 тыс. грн. в год) вообще не заключен.
А вот ОАО «Черноморский региональный центр туризма», который на 3,1 га не один год возводит на той же
8-й станции Большого Фонтана многоэтажный комплекс личных апартаментов под названием «Морская симфония» (по документам - семейно-оздоровительный комплекс), должен платить (в период строительства) 336,8 тыс. грн. (4%). Сегодня ходит в должниках. После ввода в эксплуатацию арендная плата, согласно договору, должна подскочить до 1,5 млн. грн.
Вообще, кто, как и сколько платит за участки на побережье - прелюбопытнейшая тема. В прошлом году губернатор области дал поручение налоговой администрации предоставить ему такой отчет. Спустя два месяца автора этих строк (после обращения в налоговую) ознакомили с результатами, точнее, со справкой на двух листах. Обычный отчет об уплате налогов и долгах.
От областной администрации добиться информации о выполнении поручения губернатора вообще не удалось. Разумеется, такая информация в органах государственной власти есть. Но она не для общего пользования.