Сформированные на новой законодательной базе местные бюджеты не стали богаче. Поэтому вряд ли кто-то из местных чиновников возьмется утверждать, что бюджетная реформа принесла финансовую самостоятельность местным бюджетам, создав условия для регионального развития, как уверяло правительство накануне принятия главного финансового документа страны.
Напротив, в этом году придется сильно ужаться в расходах. Дополнительный ресурс, который получили местные власти для выполнения собственных полномочий и наполнения бюджета развития, может пойти на выплату зарплат и финансирование других защищенных статей. Или на погашение долгов. Как, к примеру, в Одессе, где новая власть объявила им бой и поставила цель - во что бы то ни стало разрушить финансовую пирамиду, созданную прежней властью.
Мэр Одессы Алексей Костусев уверяет, что задолженность города - 1,1 млрд. грн. Поэтому один из основных приоритетов новой финансово-экономической политики - вытащить город из финансовой кабалы. Кстати, Одесса таки выполнила свои обязательства перед банком BNP Paribas, выплатив ему по кредитному договору в конце минувшего года 102 млн. грн. И в бюджете на этот год на выплату процентов банку предусмотрено 30 млн. грн.
Вся расходная часть бюджета Одессы, как следует из пояснительной записки, сформирована с учетом необходимости погашения кредиторской задолженности и на основе имеющегося финансового ресурса.
Объем одесского бюджета на нынешний год - 2,9 млрд. грн. По сравнению с прошлогодним он похудел на 300 с лишним миллионов. Бюджет-2010 составлял почти 3,3 млрд. грн. Но часть этих цифр так и осталась на бумаге.
Если же сравнивать с фактическими поступлениями 2010 года, то бюджет вырос с учетом трансфертов более чем на 700 млн. Как и в прошлом году, Одессе из госбюджета выделена дотация выравнивания - 149,2 млн. грн. И, как с гордостью заявил Костусев, город получит дополнительно 50 млн. на социально-экономическое развитие. По его словам, Одесса и Киев теперь говорят на «одном языке». Поэтому при поддержке президента и правительства, наряду с Донецком и Луганском, Одесса вошла в тройку областных центров, которые получат наибольшие субвенции.
Нынешняя городская власть, с одной стороны, бичевавшая своих предшественников за дутые цифры и дотационный бюджет, а с другой - обещавшая увеличить поступления в казну в 2,5 раза, утверждает, что приняла реальный финансовый документ. Однако он вызывает не меньше вопросов.
В целом расходы общего фонда бюджета (без учета трансфертов) запланированы на уровне прошлого года. Однако по некоторым статьям они даже ниже прошлогодних. К примеру, уменьшены расходы на физкультуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Но если говорить сугубо о делегированных расходах, то, судя по цифрам, они не покрываются в полном объеме делегированными доходами. Разница - в пределах 190 млн. грн.
В этом году доходная часть бюджета сформирована с учетом нового законодательства. Одни налоги вообще изъяты из местного бюджета, среди них - штрафы ГАИ и шесть местных налогов и сборов. Другие переброшены с одного раздела в другой. К примеру, фиксированный налог теперь будет наполнять собственные доходы, а единый налог на предпринимательскую деятельность - бюджет развития. Так вот, в результате таких перекладываний из одного кармана в другой структура делегированных доходов теперь имеет три источника наполнения. Основным был и остается налог с доходов физлиц. Только теперь его удельный вес - 99%. А в областном бюджете, куда поступает 25% этого налога, в структуре общего фонда его доля - 90,6%. В прошлом году было 76,5%.
Власть давно объявила войну зарплатам в конвертах и ниже минимального уровня. Но пока что эта борьба с «тенью» напоминает в нашей стране борьбу с ветряными мельницами. Собственно говоря, как и с долгами по зарплате. Они то сокращаются, то снова растут. Так что нехватку финансового ресурса на выплату зарплат придется восполнить, скорее всего, за счет собственных доходов. По сравнению с фактом 2010 года они увеличены в два раза - до 597 млн. грн. (тогда как делегированные - на 18,5%). Но и с ними не все ладно.
В прошлом году собственные доходы были еще выше - почти на 100 млн. И были провалены. Городская казна получила порядка 295 млн. грн. (67,3%.). В этом году расчет делается на новое законодательство, которое, как уже говорилось, изменило порядок наполнения местных бюджетов. Теперь плата за землю, которая является основой формирования собственных доходов, зачисляется в местные бюджеты в полном объеме. Прежде 25% получал областной бюджет, у которого в связи с этим теперь тоже проблема - он теряет 152 млн. грн. А переданное ему взамен право брать деньги за выдачу девяти видов лицензий не в полном объеме перекрывают названную сумму.
Одесса за счет земли получит дополнительно свыше 104 млн. Но если плата за землю - это реальный ресурс, то, скажем, средства от застройщиков на развитие инфраструктуры города, запланированные в бюджете в объеме 148,5 млн. грн., вызывают сомнение. В 2010 году в одесскую казну при плане 351 млн. поступило всего 13 млн. грн. Ситуация в экономике в этом году не настолько изменится, чтобы говорить о выходе страны из кризиса и подъеме стройиндустрии.
Правда, для наполнения собственных доходов у города есть ресурс. Но он не использовался в полной мере как прежней, так и новой властью. Взять хотя бы ту же плату за парковку, которая всегда была предметом жарких споров среди депутатов из-за низких поступлений. Тем не менее в этом году они запланированы в том же объеме - 20 млн. грн.
Власти Одессы заявили, что намерены сократить расходы на управленческий аппарат до 30%. И высвободить таким образом часть средств. Судя по принятому бюджету, затраты на органы местного самоуправления пока что урезаны на 20%.
Формирование жестких, экономных бюджетов, исходя из ресурса уровня прошлого года, - это сегодня не заслуга той или иной местной власти, а требование сверху. По данным областного управления финансов, так сформированы все бюджеты Одесской области, включая областной. Хотя есть точка зрения, что местная власть не смогла отстоять в Киеве более высокие показатели.
Как бы то ни было, на смену социально направленным бюджетам прошлых лет, как их называли чиновники, пришли, по их же выражению, бюджеты жесткой экономии. Однако смогут ли сами власти воздержаться от траты казенных денег не на первоочередные цели и неприоритетные направления, большой вопрос. Во время принятия главного финансового документа одесские депутаты не смогли удержаться от соблазна и продемонстрировали в очередной раз, что своя рубашка ближе к телу.
12 млн. грн. они заложили в депутатский фонд на выполнение, по сути, личных предвыборных обещаний перед избирателями: на ремонт подъездов, крыш, детских площадок… То есть на свой пиар за счет средств налогоплательщиков. У самих же депутатов, точнее, некоторых из них, вызвало вопрос выделение по просьбе депутатской фракции Партии регионов 1 млн. грн. на содержание воссозданного в центре города Спасо-Преображенского собора, который был передан одесской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата.
Можно сколько угодно твердить о жесткой экономии, что делали власти до и после Нового года при принятии бюджетов, но экономней от этого они не стали. Впереди - распределение расходов бюджета развития. И Одесский горсовет, и облсовет перенесли его на следующее заседание, чтобы подойти к вопросу более взвешенно.
В этом году в результате бюджетной реформы немалые суммы уходят на районный и сельский уровни. В связи с этим без новых проблем и сюрпризов не обойтись. И дело не только в рациональном использовании средств, но и в элементарном умении управлять финансами. Практика показала, что область с этим не очень хорошо справлялась. По выражению самого губернатора области Эдуарда Матвийчука, это напоминало размазывание масла по хлебу.
Что касается Одессы, то в этом году бюджет развития установлен в объеме свыше 263 млн. грн. Это более чем в два раза меньше прошлогоднего, который был выполнен лишь на 32%. Поэтому в нынешнем году от продажи земли город планирует получить 104 млн. грн. (чуть больше факта прошлого года) и 91,3 млн. - от продажи коммунального имущества. Единый налог, который впервые будет зачислен в размере 43%, должен пополнить бюджет развития на 67,8 млн. грн. Но большую часть всех этих средств город планирует направить на погашение кредиторской задолженности…
В общем, если судить по Одессе, то немало воды утечет, пока местные бюджеты дорастут до решения серьезных проблем развития территорий, перестав быть кассами для выплаты зарплат чиновникам, учителям и медикам.