Завершается первая неделя Семнадцатой сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Седьмой встречи сторон Киотского протокола (COP17/СMP17). На следующей неделе начнутся переговоры Сегмента высокого уровня. Делегации более 190 стран мира собрались в Дурбане (Южно-Африканская Республика) для принятия политического решения о глобальном сокращении выбросов парниковых газов после 2012 года, когда закончится действие Киотского протокола. Цель - сохранить рост средней глобальной температуры до двух градусов по Цельсию.
Вариантов у переговорщиков, по сути, три. Первый - продлить действие Киотского протокола (с правками либо без них). Второй - предложить и согласовать со всеми странами мира и, в первую очередь, с основными эмиттерами (странами, выбрасывающими наибольшее количество СО2 и других парниковых газов) принципиально новое соглашение, которое вступит в силу после 2012 года. И, наконец, третий вариант - снова перенести принятие решения на неопределенный срок. В двух последних случаях участникам переговоров придется утрясти вопрос «переходного периода», пока новое соглашение не будет ратифицировано всеми странами-участницами и не вступит в силу.
Будущее климатического режима: позиции сторон
Переговорный процесс по будущему климатическому режиму длится не первый год. После упаднических настроений в Копенгагене-2009 некоторый оптимизм внесла прошлогодняя конференция в Канкуне: в соглашениях зафиксированы предложения сторон о подходах к сокращению выбросов парниковых газов.
В то же время и в Канкунской резолюции, и экспертами-климатологами признается, что этого недостаточно для ограничения глобального потепления двумя градусами. Исследователи из организации Climate Action Tracker посчитали, что при заявленном сокращении выбросов атмосфера Земли у поверхности нагреется на 3,2 оC.
Собственно, на этой ноте и начались переговоры в Дурбане. «Зонтичная» группа (Umbrella Group), в которую входит и Украина, заявила о том, что после завершения первого этапа действия Киотского протокола обязательства по ограничению выбросов парниковых газов должно взять как можно большее количество стран - на выбросы не менее 80% от общих выбросов парниковых газов.
На сегодняшний день обязательства по сокращению выбросов взяли на себя только страны из Приложения В к Киотскому протоколу (КП), а это всего 17%. К 2020 году эта цифра сократится до 13%. Для решения климатических проблем этого явно недостаточно.
Позицию Umbrella Group частично разделяет Евросоюз. Накануне переговоров Конни Хедегард, еврокомиссар по вопросам климата, заявила, что ЕС всецело поддерживает Киотский протокол.
Более того, законодательство Евросоюза базируется на принципах Киотского протокола, которые легли в основу соответствующих Директив ЕС. Европейский Союз уже взял на себя самые амбициозные обязательства в мире (сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 80%), оформил их законодательно и обязательства выполняет.
Однако, отмечает г-жа Хедегард, в основе КП лежит четкое разграничение между развитыми и развивающимися странами. Первые взяли на себя обязательства, вторые - нет. Но за последние десятилетия структура мировой экономики изменилась, и, соответственно, изменились и выбросы, и возможности по их сокращению развивающимися странами. В то же время при энергоэффективной экономике развитых стран дальнейшие сокращения выбросов будут все более дорогостоящими.
Среди остальных ключевых игроков согласья нет. Так, Россия, Япония и Канада убеждены, что необходимо кардинально новое соглашение, и этим документом следует заниматься в первую очередь. Китай, Индия и другие развивающиеся страны говорят о пролонгации Киотского протокола, поскольку на них обязательства по ограничению выбросов в этом документе не возложены.
При этом самые бедные страны настаивают на безотлагательном принятии всеми развитыми странами амбициозных обязательств, а для остальных участников процесса предлагается сформировать справедливую дифференцированную ответственность по принятию обязательств.
Формулировка жесткая, но схоластическая - возможные принципы, не говоря уж о формулах распределения ответственности пока не обсуждают.
США говорят пока только о создании прозрачной международной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV), включая целевое расходование международной помощи. В Киотском протоколе, как известно, США не участвуют, поэтому от дискуссий о втором периоде его действия воздерживаются.
Развитые страны (за исключением стран ЕС) пока отказываются брать на себя обязательства, мотивируя свою позицию тем, что в приоритете у них национальные экономики. Это легко понять - еще не все отошли от мирового кризиса 2008 года и находятся под дамокловым мечом второй его волны.
Европе проще - у нее при отсутствии собственных угля и газа экономическая стратегия и национальные приоритеты уже ориентированы на низкоуглеродное развитие.
Еще одно противоречие лежит в финансовой плоскости. А именно - судьба Зеленого климатического фонда, Механизма передачи технологий и Адаптационной структуры для координации международного сотрудничества в сфере помощи развивающимся странам по вопросам защиты от последствий изменения климата.
Технологический и Адаптационный комитеты должны начать свою деятельность в 2012 году. Но тут проблемным моментом снова является нежелание «условно
развивающихся» стран - Китая, Индии и им подобных - пересматривать свой статус и участвовать в финансировании фонда.
В свою очередь, США и Европа тоже в одиночку не готовы инвестировать в решение климатических проблем в странах Африки и малых островных государствах.
Отметим, впрочем, что Евросоюз и США с радикальными заявлениями по финансированию глобальных фондов пока не выступали. Разве что Соединенные Штаты заявили накануне конференции о том, что участвовать в климатических фондах должны не только государства, но и бизнес.
Украина: из продавца квот на выбросы - в покупатели таковых?
Украина хоть и находится в Приложении 1 Рамочной конвенции ООН об изменении климата, но имеет статус страны с переходной экономикой. Обязательства по сокращению выбросов для нас необременительны, да и о финансировании климатических фондов пока речь не идет.
В позиции развивающихся и развитых стран - двух переговорных полюсов - есть одно сходство: позиция «обязательства по сокращению выбросов, а также по измерениям, отчетности и верификации должны быть жесткими и распространяться на всех эмиттеров, а не только на страны из Приложения 1». То есть Украина из продавца квот на выбросы парниковых газов может одномоментно превратиться в покупателя.
И.Варга: - Да, но Украина не относится к развитым странам. Более того, ее становление как независимого государства в 90-х обошлось дорогой ценой для каждого гражданина. Мы фактически с нуля выстраивали собственную экономику, реалии которой на сегодняшний день далеки от возможностей. Откат экономики уже состоялся - экономика Украины начала восстанавливаться только в начале 2000-х. Почему мы должны платить дважды?
- Иван Иванович, как нам известно, на следующей неделе вы собираетесь в Дурбан, чтобы принять участие в Сегменте высокого уровня. С чем едете, кроме озвученной позиции об особом статусе?
И. Варга: - Во-первых, мы едем с готовностью ограничить свои выбросы парниковых газов на 20%. Во-вторых, мы готовы повысить свои обязательства, если получим доступ к фондам и будут сохранены механизмы, отработанные в рамках Киотского протокола. И, в-третьих, мы хотели бы, чтобы на время подготовки нового соглашения - а это, как мы понимаем, три-четыре года - был пролонгирован первый этап Киотского протокола. Процесс сокращения выбросов парниковых газов инерционный. В Украине он уже запущен. И нам нужны отработанные механизмы на переходный период.
- Ирина, как вы считаете, есть ли у украинской делегации надежда на успех?
И.Трофимова: - Надежда всегда есть, если есть желание. Мы бы очень хотели, чтобы интересы Украины были учтены и в вопросах доступа к финансовым инструментам для обеспечения низкоуглеродного развития, и в вопросах адаптации к изменению климата. Мы готовы выполнять обязательства, если будут работать механизмы и стимулы.
- Если фонды - это стимул для государства, то проекты совместного осуществления - стимул для бизнеса. А основные источники выбросов у нас как раз в частных руках. Марина, вы присутствовали в рамках Конференции сторон на мероприятиях Наблюдательного комитета по совместному осуществлению. Каковы перспективы у этого механизма и какова позиция самого комитета?
М.Березницкая: - Комитет озвучил свои подходы. Это отказ от национальной процедуры верификации проектов, то есть переход на единый унифицированный процесс верификации. Об отказе от проектов совместного осуществления речь пока не шла, хотя отдельные страны категорически против данного механизма. Задача комитета - найти формулу выпуска единиц сокращения выбросов для существующих и новых проектов на переходный период. И, разумеется, закрепить это все в решениях конференции.
Справка ZN.UA. Приложение I Рамочной конвенции ООН об изменении климата - список стран, взявших на себя количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов. В него входят члены OECD (Международной экономической организации развитых стран) и большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Украина.
«Зонтичная» группа - неформальная переговорная группа, объединяющая ряд развитых стран, входящих в Приложение I к РКИК ООН: Японию, США, Канаду, Австралию, Норвегию и Новую Зеландию, а также Украину, Россию и Казахстан. «Зонтичная» группа пытается подтолкнуть процесс принятия количественных обязательств развивающимися странами, не связанными количественными обязательствами по Киотскому протоколу.