Из-за развязанной Россией войны против Украины и введения странами мира санкций доходы федерального бюджета РФ уже существенно сократились. Ожидаемый дефицит бюджета в 2022 году составляет 1,3 трлн руб., прогнозируемый дефицит на 2023-й — около 3 трлн руб. И это только официальные цифры на данный момент. На очереди наиболее важные санкции — в отношении российских нефти и нефтепродуктов. Можно ожидать, что они станут самыми болезненными для экономики России. Но так ли это на самом деле?
Санкции в отношении российской нефти
Еще в сентябре страны «большой семерки» приняли беспрецедентное решение — начиная с декабря 2022 года ограничить предельную цену на российскую нефть, чтобы минимизировать прибыли России от экспорта и при этом не спровоцировать увеличение цен на нефть на мировых рынках.
Предложенные G7 меры предусматривают разрешение страховать российские нефтяные грузы лишь при условии, что эту нефть будут продавать по цене ниже, чем установленная предельная цена. Такой подход должен учесть интересы стран с низким доходом и ограничить рост цен на нефть в мире.
По информации Bloomberg, страны G7 планируют объявить 23 ноября предельную цену на нефть из России на встрече послов Европейского Союза. Конечно, например, Венгрия не входит в число стран «большой семерки» и не сможет заблокировать их решение. Но не следует забывать, что решение G7 будут согласовывать послы ЕС. И здесь окончательное решение могут ожидать непредсказуемые сюрпризы.
Ведущие украинские экономисты и специалисты по вопросам финансового сектора считают такую модель оптимальной и предлагали эту модель «разумного эмбарго» мировому сообществу еще в начале полномасштабной войны, в марте. Со временем эти предложения вошли в План санкций Международной рабочей группы по санкциям против РФ.
Более того, даже не дождавшись финального решения о цене, Турция объявила, что закроет с 1 декабря проливы Босфор и Дарданеллы для танкеров с российской нефтью без необходимой страховки. Соответствующий циркуляр о требовании к судам предоставить страховку на конкретный рейс приняли в турецком Министерстве транспорта.
Следует отметить, что Международная группа P&I Clubs из Лондона, обеспечивающая на сегодняшний деньстрахование 95% мирового танкерного флота, поддержит новые санкции с 6 декабря и будет страховать лишь те танкеры, которые будут перевозить российскую нефть по цене ниже предельной (можно ожидать, что это будет 60 долл./барр.).
С учетом этих событий российская нефть марки Urals за последнюю неделю уже просела в цене с 80 до 70 долл./барр. и продолжает дешеветь. Также наблюдается снижение цены популярнейшей мировой нефти марки Brent вследствие ряда факторов, в частности из-за усиления эпидемии ковида в Китае, — она уже упала до 87 долл./барр.
Все эти события положительны для Украины и демократического мира, потому что могут снизить цену на энергоносители, уменьшить инфляцию в мире, минимизировать прибыли страны-агрессора и ее возможности вести боевые действия.
Хотя вряд ли даже эти углеводородные санкции нанесут России больший ущерб, чем уже ощутила на себе экономика Украины в результате действий агрессора, особенно после массированных ракетных обстрелов.
К тому же последние новости уже сейчас позволяют понять, что вряд ли долгожданные нефтяные санкции станут настоящей катастрофой для РФ. Так, ЕС уже успел предложить 45-дневной переходный период после введения потолка цен на нефть РФ. Что это, если не смягчение (отсрочка) санкций?
Кроме того, предложили еще и 90-дневный переход в случае каких-либо будущих изменений уровня предельных цен. Да и сам потолок цен может вырасти выше 60 долл./барр.
Штаты также не отстают. Например, до 30 сентября следующего года США разрешили все трансакции, связанные с морскими перевозками сырой нефти в Японию с проекта «Сахалин-2». Кроме того, Минфин США разрешил операции, связанные с поставками РФ нефти в Болгарию, Хорватию и еще ряд стран ЕС, не имеющих выхода к морю.
Также очевидно, что после старта санкций G7 надо позаботиться о закрытии лазеек, которые, к сожалению, позволяют РФ избежать действия наложенных на нее санкций. Это касается как нефти, так и газа. Например, несложно предположить, что Россия будет пытаться продавать свою нефть в обход санкций, используя для этого третьи страны, которые также являются ее традиционными продавцами на рынке. А еще не следует забывать и о возможностях Индии, которая тоже может существенно поддержать российский бюджет.
Избавление ЕС от зависимости от российского газа
А вдобавок будет газ. Тот самый, которым РФ намеревалась шантажировать Европу. Еще в начале полномасштабной войны России против Украины, весной 2022 года, ЕС и США согласовали совместный план действий по избавлению ЕС от зависимости от российского газа.
Этот масштабный план действий предусматривает следующие меры:
- Соединенные Штаты и Европейская комиссия снизят интенсивность выбросов парниковых газов всей новой инфраструктурой СПГ и связанными с ней газопроводами, в частности, путем использования чистой энергии для питания на местах, уменьшения утечек метана и производства чистого для добычи «зеленого» водорода.
- США и Еврокомиссия будут привлекать ключевые заинтересованные стороны, включая частный сектор, чтобы обеспечить снижение общего спроса на газ, путем ускоренного разворачивания рынка и использования технологий и мер чистой энергии в Европе и Соединенных Штатах, в частности следующих:
а) сотрудничество по вопросам технологий и энергоэффективных решений, таких как увеличение количества устройств, реагирующих на спрос (например, разумных термостатов), разворачивание и установка тепловых насосов, масштабирование закупок экологически чистого энергетического оборудования, инвестирование в инновационные технологии и отход от ископаемого топлива;
б) ускорение планирования и одобрения проектов возобновляемой энергетики и стратегического сотрудничества в энергетике, в том числе в офшорных ветровых технологиях;
в) разработка стратегии по ускорению развития рабочей силы для поддержки быстрого внедрения технологий чистой энергии, включая расширение использования солнечной и ветровой энергии;
г) сотрудничество для продвижения производства и использования чистого и возобновляемого водорода с целью замены ископаемого топлива и сокращения выбросов парниковых газов.
Как видим по последним событиям, Европейская комиссия хорошо поработала над введением этих мер: в 2021 году доля газа из РФ в общем объеме потребления в странах Евросоюза составляла 36%, а по итогам сентября 2022-го упала до 9% и продолжает стремительно снижаться.
В начале лета ЕС начал активно диверсифицировать поставки газа и усилил сотрудничество с Алжиром, Азербайджаном, США и другими странами. На начало ноября газовые хранилища в Европе были заполнены на 95%, при этом еще десятки танкеров с LNG стоят в портах ЕС и ожидают своей очереди на разгрузку.
Уже на сегодняшний день потеря европейского рынка привела к падению газодобычи в России на 19% и снижению экспорта в страны дальнего зарубежья на 43% (по официальным данным «Газпрома»). Приведенные показатели продолжают сокращаться.
Вследствие действия всех этих факторов цена газа на газовом хабе TTF в Нидерландах и на Лондонской бирже ICE начала снижаться. С 3000 долл. за тысячу кубометров в пиковые месяцы 2022 года она упала до 1100—1200 долл. сейчас.
Углеводородные последствия для федерального бюджета России
Учитывая, что доходы от реализации нефти и газа составляли около 50% федерального бюджета РФ, последствия проигранной газовой и нефтяной войны для России будут негативными, хотя и не приведут к настоящей катастрофе.
Из официальных прогнозов российской власти, а также из проекта госбюджета, подготовленного правительством России и принятого в первом чтении госдумой РФ, следует, что доходы федерального бюджета в 2023 году ожидаются в объеме 26,1 трлн руб., а расходы составят 29,1 трлн. Дефицит прогнозируется в размере около 2,9 трлн руб., который планируется финансировать за счет внутренних заимствований. Так что в следующем году доходы бюджета России уменьшатся по сравнению с 2022-м с 27,7 трлн руб. до 26,1 трлн. Все национальные проекты по образованию, науке, жилью, экологии и другие сокращаются до 7%.
Однако эти довольно значительные цифры сокращения доходов и дефицита бюджета РФ пока не учитывают описанных выше дополнительных санкций в отношении цены на российскую нефть Urals, которые страны ЕС и G7 введут 6 декабря (без учета переходного периода).
В бюджете России на 2023 год цена нефти Urals планируется на уровне 70 долл./барр. Ограничение ее ориентировочно до 60 долл./барр. вследствие введенных санкций приведет к дополнительному дефициту бюджета в пределах 1 трлн руб.
Таким образом, очевидно следующее: что бы ни говорили в России, нефтяную и газовую войну она уже проигрывает. И хотя ожидаемые последствия этого проигрыша катастрофическими для экономики страны-агрессора не назовешь, но главное — это приведет к еще большему сокращению возможностей агрессора финансировать войну. Вместе с тем Украина и демократические страны мира станут значительно более независимыми энергетически и ускорят свой переход к возобновляемой энергетике.
Больше статей Олега Гетмана читайте по ссылке.