Перезагрузка таможни
На днях был обновлен Меморандум с МВФ и набор структурных маяков по программе EFF (далее — Меморандум), это уже четвертый пересмотр программы. Наконец в этом обновленном Меморандуме появилась полноценная реформа таможни — полная перезагрузка службы при участии международных экспертов.
До конца октября Украина должна внести в Таможенный кодекс изменения, предусматривающие прозрачный процесс отбора руководства с проверкой добропорядочности и существенным участием экспертов с международным опытом, а также нормы, которые будут предотвращать повторный наем персонала таможни, ранее уволенного с государственной службы за нарушение этики.
Также проект изменений в ТКУ согласно Меморандуму должен упростить таможенные процедуры, разъяснить толкование таможенного долга, создать правовую основу для увольнения таможенников, включая проверку их на добропорядочность в рамках периодической переаттестации, создать дисциплинарный комитет, ввести наем персонала таможни на контрактной основе, обеспечить соответствие законодательству и правилам ЕС и усилить подчинение и подотчетность ГТС Минфину.
Дополнительные миллиарды в госбюджет
Согласно расчетам экономистов, схемы уклонения от уплаты налогов, которые способна минимизировать обновленная качественная таможня, наносят потери госбюджету в 120−150 млрд грн в год.
Эти схемы можно условно разделить на такие категории.
- Искаженное декларирование (перемещение с сокрытием от таможенного контроля): таможенное мошенничество и коррупционные схемы, особенность которых — «встроенные» в них работники таможни, что создает возможность манипулировать с данными отчетных, разрешительных и сопроводительных документов, позволяет занижать таможенную стоимость, вес, количество, характеристики и качество товара, подменять коды или подкатегории товара, чтобы избежать таможенных платежей или уменьшить их.
- Перемещение вне таможенного контроля (черная контрабанда): незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. Это предполагает пересечение границы либо вне таможенных постов обеих стран, либо с незаконным освобождением от таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины, в частности вне времени работы пунктов пропуска или без таможенного досмотра за определенную плату.
- Злоупотребление льготами: предполагает злоупотребление льготами, предоставленными международными договорами и законодательством Украины, в частности ввоз промышленных партий товаров на таможенную территорию Украины под видом почтовых и курьерских отправлений или личного импорта либо провоза личных вещей. В частности можно выделить такие схемы, как «пиджаки» (перемещение товаров мелкими партиями в пределах разрешенной нормы ввоза), «дипломаты» (злоупотребление дипломатическими льготами по таможенному досмотру), «почтовая контрабанда» (использование международных почтовых и экспресс-отправлений, чтобы раздробить коммерческие партии и ввезти товары без какого-либо налогообложения).
- Прерванный режим: товар ввозится в Украину (или вывозится из нее) по таможенным режимам, не предусматривающим уплату таможенных платежей (транзит; временный ввоз или вывоз; таможенный склад; переработка на таможенной территории или за пределами таможенной территории), и исчезает, либо же оформляется фиктивный вывоз. Схема имеет опасную «национальную модификацию» — прерванный экспорт, когда компания осуществляет экспорт продукции, придерживаясь требований таможенного законодательства, но не регистрируется налогоплательщиком, в частности НДС. После проведения экспортной операции компания исчезает, не возвращая валютную выручку в страну и не отчитываясь перед налоговыми органами.
Какой должна быть перезагрузка?
За последние десять лет были десятки попыток реформировать таможню — все они завершились неудачно. Поэтому больше года назад прогрессивные народные депутаты решили действовать радикально и зарегистрировали проект закона № 6490д, взятый ВРУ за основу, который предусматривает реальную перезагрузку таможни. Проектом предусмотрена перезагрузка ГТС комиссиями с решающим голосом международников — как избрание директора БЭБ, так и четкая процедура переаттестации всех кадров, которая бы содержала ключевые предохранители, в частности невозможность возобновлять через суд работников, не прошедших такую переаттестацию.
Также проект предусматривает обеспечение публичного и прозрачного порядка проведения независимой оценки эффективности деятельности БЭБ, установление критериев эффективности работы обновленного Бюро экономической безопасности и их постоянного контроля.
Из-за прогрессивности проекта его почти год надежно блокировали в ВРУ, и лишь сейчас, после того, как соответствующее требование попало в Меморандум с МВФ, его начнут готовить ко второму чтению.
По информации из профильного комитета ВРУ, все процедуры перезагрузки таможни будут полностью синхронизированы с процедурами недавно принятого проекта о перезагрузке БЭБ, который также был в Меморандуме с МВФ.
Это будут следующие оптимальные процедуры для полной перезагрузки органа:
- нового руководителя таможни будет выбирать комиссия из шести членов, из которых половина — международные эксперты с правом решающего голоса. Комиссия выбирает одного или двух кандидатов, окончательное решение о кандидате принимает Кабинет министров;
- переаттестацию всех кадров таможни будет проводить комиссия, в которой шесть членов — от новоизбранного директора таможни и шесть — от международных партнеров по предложению украинской бизнес-среды;
- будут установлены достойные заработные платы сотрудникам ГТС;
- будет гарантирована независимость директора таможни на уровне НАБУ и НАПК.
Перекрытие «серых схем»
Вместе с перезагрузкой ГТС важно минимизировать дискрецию и коррупционные риски во время таможенных процедур.
Прежде всего важно оснастить все таможенные пункты пропуска автомобильного и речного/морского сообщения полным набором современных средств контроля (сканерами, весовыми комплексами, интеллектуальным фото- и видеонаблюдением).
Также крайне важно наладить автоматический обмен информацией о таможенной статистике и таможенной стоимости товаров с ключевыми странами-партнерами. Формально настоящие соглашения существуют, но на практике фактически не применяются. Причина этого — заложенные механизмы практической реализации соглашений неэффективны и требуют анализа эффективности, модификации и усовершенствования.
Следует решить проблемы с определением таможенной стоимости, а именно: ввести аналитическую базу контроля над таможенной стоимостью с использованием имеющихся у ГНСУ программных модулей по трансфертному ценообразованию; разорвать замкнутый круг решение—обжалование—решение, а именно: обеспечить учет таможенными органами правовых позиций ВСУ.
Целесообразно также разработать и внедрить объективные показатели эффективности таможни, создать дашборд для регулярной публикации КРІ.
Перезагрузка ГТС и сопутствующие меры нужно реализовать как можно быстрее, промедление с реализацией этих реформ недопустимо, ведь ежегодно государственный бюджет теряет сотни миллиардов, крайне необходимых для усиления обороны Украины от страны-агрессора.