Тернистый путь украинской таможни в ЕС

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Тернистый путь украинской таможни в ЕС © Getty Images

Реформирование таможни — важное условие как получения денег по программе Ukraine Facility, так и евроинтеграции как таковой. Причем сроки, учитывая масштаб трансформаций, уже поджимают.

Если все сделать быстро и правильно, то на момент вступления в ЕС украинская таможня будет:

  • организационно, технически и нормативно готова к совместной работе с другими таможнями ЕС;
  • пользоваться доверием бизнеса, обеспечивать в своей деятельности соблюдение принципов законности, прозрачности и добропорядочности;
  • работать под руководством главы Гостаможслужбы, избранного на конкурсной основе;
  • использовать и эффективно внедрять IT-решения, которые могут быть интегрированы в таможенную систему ЕС;
  • готова стать частью европейской системы интегрированного управления границами;
  • функционировать в соответствии с законодательством, гармонизированным с нормами ЕС.

Если посмотреть на реальные процессы, то реформа таможенной сферы в Украине действительно продвигается, пусть и не быстро. Ход реформирования проанализировал Институт экономических исследований и политических консультаций и поделился результатами в виде презентации с общественностью. Ниже — самое интересное.

Толчок к реформированию таможенной сферы дало подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Это Соглашение и другие документы, подписанные сторонами в его рамках, содержат, в частности, положения, которые должны приблизить таможенное законодательство Украины к нормам и правилам ЕС. Реформированию способствует значительное количество проектов международной технической помощи, которые не только поддерживают Гостаможслужбу методологически для приближения таможенных процедур к нормам ЕС, но и помогают с закупкой необходимого оборудования и программного обеспечения, с обучением персонала.

Современный этап активной перестройки таможенной сферы относится к 2019–2020 годам, когда был принят план мероприятий по реформированию и развитию системы органов, реализующих таможенную политику. В правительственных решениях были сформулированы конкретные направления преобразования таможенной сферы, среди которых следующие:

  • оптимизация организационной и функциональной структуры;
  • реформы для обеспечения добропорядочности и антикоррупционные меры;
  • содействие безопасности и международной торговле, включая упрощение и гармонизацию таможенных процедур с нормами ЕС;
  • содействие эффективному взиманию таможенных платежей;
  • повышение эффективности международного таможенного сотрудничества.

В тот же период было принято политическое решение о функционировании Государственной таможенной службы Украины как отдельного органа государственной власти. Получение Украиной статуса страны-кандидата на вступление в ЕС в 2023 году поставило перед Гостаможслужбой и украинским правительством серьезные вызовы и одновременно открыло прекрасные перспективы в построении современной таможенной системы в Украине.

Украина очень активно внедряет меры, предусмотренные Соглашением об ассоциации с ЕС, что позволило Европейской комиссии достаточно высоко оценить продвижение нашей страны в реформировании таможенной сферы в Отчете по Украине за 2023 год от 18.11.2023 года. При этом использовались результаты анализа, который предшествовал получению Украиной статуса страны-кандидата на вступление в ЕС.

Несмотря на российскую полномасштабную военную агрессию, в отчетном периоде Украина достигла значительного прогресса по присоединению к Таможенному союзу, особенно с точки зрения согласования своего законодательства с EU acquis (правовой системой ЕС). Украина подключена к таможенной информационной системе ЕС и использует новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS). 1 октября 2022 года Украина присоединилась к Конвенции о процедуре совместного транзита, которая полностью основывается на транзитной системе Союза.

В декабре 2023 года правительство одобрило Национальную стратегию доходов до 2030 года, среди направлений которой таможенное администрирование и таможенная политика. В частности, среди целей Стратегии:

  • усиление антикоррупционных мер и повышение доверия к таможенным органам;
  • сотрудничество с бизнесом;
  • развитие международного таможенного сотрудничества;
  • институциональное развитие таможенных органов;
  • развитие IT и обеспечение техническими средствами таможенного контроля;
  • гармонизация таможенного законодательства Украины с законодательством ЕС;
  • развитие правоохранительной функции таможенных органов.

В рамках европейской интеграции Украины в таможенной сфере в 2024 году наша страна должна, во-первых, достичь прогресса в сферах, связанных с таможенными процедурами, таможенным долгом и применением гарантий, а также с упрощением таможенных формальностей и разработкой нового Таможенного кодекса.

Во-вторых, обеспечить своевременную реализацию Фазы 5 NCTS обновленной IT-системы и расширить использование процедуры совместного транзита, а также механизма авторизованного экономического оператора (АЭО).

В-третьих, принять законодательство, криминализирующее значительные объемы контрабанды товаров, и разработать административную основу для его реализации.

Финансирование в рамках программы Ukrainе Facility напрямую зависит от выполнения индикаторов, которые предусмотрены планом, принятым Кабмином 18 марта. В течение 2024 года предполагается реализовать более 36 индикаторов по направлениям совершенствования управления государственными финансами, борьбы с коррупцией, управления государственной собственностью, развития человеческого капитала, улучшения бизнес-среды и развития приоритетных отраслей. Вопросы таможенной сферы опосредованно рассредоточены среди различных индикаторов реформ: в сфере государственного управления, управления государственными финансами, борьбы с коррупцией, развития бизнес-среды и т.д.

Путь Украины в ЕС требует выполнения большого домашнего задания по имплементации EU aquis. Необходимое законодательство не ограничивается только разделом 29 «Таможенный союз». Учитывая описанные выше приоритеты ЕС, внимания требуют и другие сферы. В частности, речь идет о защите границ (раздел 24 «Юстиция, свобода и безопасность»), защите интеллектуальной собственности (раздел 7 «Интеллектуальная собственность»). Кроме этого, работа таможни и соответствующее законодательство касаются вопросов экологии (введение «углеродной пошлины»), защиты культурного наследия и т.д.

В 2024 году ЕС ожидает от Украины прогресса в сферах, связанных с таможенными процедурами, таможенным долгом и применением гарантий, а также с упрощением таможенных формальностей и разработкой нового Таможенного кодекса. Кроме того, Украина должна расширить использование процедуры совместного транзита и механизма АЭО.

Некоторые меры Украина частично уже приняла или начала осуществлять. Речь идет о переходе к реализации Фазы 5 NCTS и принятии криминализации контрабанды товаров в значительных размерах.

В этом контексте в ходе круглого стола «Украинская таможня в условиях вступления Украины в Европейский союз» (29 марта 2024 года) представитель Министерства финансов обозначил временные рамки осуществления мероприятий таможенной реформы для вступления Украины в ЕС в 2030 году:

  • 2024 год — должен быть разработан проект нового Таможенного кодекса,  соответствующего таможенному кодексу ЕС;
  • 2025 год — новый Таможенный кодекс должен быть принят;
  • 2026 год — утверждение подзаконных актов;
  • 2027 год — европейские нормы законодательства должны применяться уже один год;
  • 2028 год — двусторонняя дипломатическая работа с парламентами стран — членов ЕС;
  • 2029 год — должны быть финализированы все двусторонние переговоры.

Стоит отметить, что надо быть готовыми к потере части таможенных платежей, которые начнут перечисляться в бюджет ЕС. Ввозная пошлина является одним из главных источников «собственных ресурсов» (own resources) ЕС для наполнения общего бюджета. В 2022 году в бюджет ЕС было перечислено почти 26 млрд евро, или 10,5% от общих поступлений. Каждая страна — член ЕС ответственна за сбор таможенных платежей на своей территории. При этом страны могут оставлять себе 25% уплаченных пошлин (раньше только 20%). Этого достаточно для покрытия расходов на администрирование таможенных платежей (то есть функционирование таможни), если расходовать экономно.

***

К сожалению, очень многие украинцы слова «таможня» и «коррупция» воспринимают как синонимы. Вбиваем в поисковик слова «таможня, коррупция» и получаем стремящийся к бесконечности ряд ссылок. Например: «СБУ задержала должностное лицо Ровненской таможни — облагал данью предпринимателей», «СБУ и БЭБ выявили схему разворовывания денег на экспорте зерна». Львовская, Черновицкая, Одесская, Житомирская таможни… Список можно продолжать. Поэтому очевидно, что победа над коррупцией на таможне — это тот самый гвоздь, на который и нужно вешать картину светлого европейского будущего украинской таможни.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме