Члены правительства и эксперты стратегируют реформирование украинского образования, но уже озвученные идеи на удивление больше напоминают советский подход. В частности, недавно министр цифровой трансформации Михаил Федоров отметил, что приоритетом должны быть естественные науки (science, technology, engineering and math, STEM). И это, безусловно, так. Потому что стране нужны люди, которые будут перезапускать, восстанавливать и отстраивать. Однако восстанавливать нужно не только тело страны, но и душу. Поэтому без внимания не должны оставаться преимущественно провинциальные общественно-гуманитарные дисциплины. Тем более что в условиях гибридной войны России против Украины не только технологии, но и история, культура, экономика и язык стали инструментами борьбы.
Так возможна ли успешная Украина в условиях непризнанного кризиса общественно-гуманитарных дисциплин?
Украинцы продолжают использовать стереотип, что гуманитарии — это те, кто не очень разбирается в математике, а это фундаментально ошибочно и препятствует развитию критического мышления и критических исследований, необходимых для успешного развития отдельных граждан и государства в целом. Упрощение всех общественно-гуманитарных наук до незнания математики — советское наследие. В СССР гуманитарные дисциплины существовали лишь для ретрансляции коммунистической идеологии. Но мировая наука в этих отраслях нацелена, скорее, на критическое переосмысление нашего понимания человека и общества, взаимодействие человека и технологий, а также человека и окружающей среды, что сейчас чрезвычайно актуально для Украины.
Во время исследования трансформаций украинских гуманитарных дисциплин при поддержке Украинской ассоциации исследователей образования я беседовала с лидерами украинского научного сообщества, и один из участников исследования метко отметил, что в Европе гуманитариев характеризует, скорее, знание немалого количества иностранных языков. Развитие навыков владения иностранными языками (причем не только английским) — крайне важно для будущего Украины.
С момента полномасштабного вторжения мы особенно сильно испытали необходимость влиять на глобальный дискурс — как в политике, бизнесе, так и в науке. Украинское общество было шокировано тем, что нам отвели три дня на падение Киева. Даже после обретения независимости у большинства украинцев был крайне ограниченный опыт общения с иностранцами, но российские обстрелы заставили многочисленных беженцев соприкоснуться с мировой очарованностью российской культурой и имперским наследием. И топовые мировые университеты предлагали позиции украинским ученым, пострадавшим от войны, наряду с российскими и белорусскими исследователями. Раздраженных русоцентризмом украинцев часто не понимают, ведь легенду о нашем единстве с российским народом Москва веками пропагандировала от Сан-Франциско до Пекина. В отличие от Украины, отказывающейся признать кризис гуманитарных дисциплин, россияне системно вкладывают ресурсы в формирование идеологически правильного знания как внутри их страны, так и за рубежом (о чем ранее в материале для ZN.UA упоминал Сергей Квит). В результате иностранцам сложно даже представить мир, где Россия не играет доминантной роли.
Только активным участием украинцев в дискуссиях за рубежом мы сможем обеспечить постоянную дерусификацию понимания Украины и вообще Восточноевропейского региона в мире. Антиимперская и постколониальная перспектива Украины нужна, чтобы стимулировать переосмысление российской культуры и истории за рубежом. От этого напрямую зависят безопасность и международная поддержка нашего государства.
Конечно, украинские институты предлагают курсы, которые объясняют специфику нашей истории и культуры. Например, Украинский научный институт в Гарвардском университете уже более 50 лет проводит летнюю школу по украинистике. Но война четко показала, что этого недостаточно. Украинцы должны активнее взаимодействовать с миром, владеть многими иностранными языками, объяснять последствия российской агрессии не только в англоязычных странах, но и, в частности, в странах Южной Америки и Азии.
Однако отказаться от существующего колониального понимания Украины недостаточного для нашего успеха, — украинцы должны предложить миру новые смыслы. И именно их формулированием занимаются ученые в общественно-гуманитарных науках. Сегодня на примерах известных украинских историков, таких как профессора Сергей Плохий и Ярослав Грицак, мы видим, как гуманитарии меняют представление об Украине как в нашем обществе, так и за рубежом. Также историки, журналисты и юристы собирают свидетельства о преступлениях россиян в Украине для будущего привлечения агрессора к ответственности. Конечно, победу невозможно представить без инженеров, но так же маловероятно достичь справедливого мира без гуманитариев.
К сожалению, подавляющее большинство гуманитарных дисциплин и исследований в Украине находится в кризисе уже почти сто лет. После 70 лет советской идеологизации и цензуры независимая Украина делала недостаточно для восстановления гуманитарных дисциплин. Ученые получали академическую свободу из-за своей неважности для государственных вождей. Например, фундаментальные философские работы переводятся за счет частных инициатив фонда «Міжвухами» и издательства «Темпора». Многие цензурированные в СССР работы украинских интеллектуалов и писателей остаются недоступными и научной, и широкой общественности. К примеру, лишь в прошлом году наконец издали полное собрание сочинений Леси Украинки.
В нынешних условиях развиваться гуманитаристике очень сложно. Преподавательская нагрузка в университетах не позволяет ни просматривать содержание образовательных программ, ни проводить научные исследования. В частности, профессор Украинского католического университета Александр Пронкевич подчеркивал во время недавнего онлайн-семинара, что его коллеги в государственных университетах преподают по 16 курсов в семестр. Такая преподавательская нагрузка делает невозможным любую другую работу даже по просмотру образовательных программ, которые часто не обеспечивают студентов необходимыми навыками критического мышления. Качественное общественно-гуманитарное образование должно подготовить специалистов, способных решать такие сложные социальные проблемы, как формирование послевоенного общественного договора, реинтеграция перемещенного населения и временно оккупированных территорий, преодоление неравенства, построение новых институций и процессов как в государственном управлении, так и в бизнесе и т.п.
Украинские исследователи нуждаются и в большей поддержке для проведения исследовательской деятельности. К сожалению, исследования в общественно-гуманитарных дисциплинах часто попадают в фокус общественности лишь из-за скандалов с плагиатом в диссертациях высоких должностных лиц. Таким образом, в обществе формируется стереотип, что экономическому развитию способствуют только технологии и инновации, созданные учеными в естественных отраслях знаний. Однако экономическое и технологическое развитие Украины нуждается и в исследованиях влияния технологий на общественные процессы, человеческий опыт, приватность, свободу и прочее. Украинские исследования в общественно-гуманитарных дисциплинах системно получают меньше финансирования, чем в естественных отраслях знаний, о чем свидетельствуют результаты конкурсов Национального фонда исследований Украины.
Украина действительно нуждается в новой стратегии реформирования образования. Однако сложно представить успешное общественное развитие без переосмысления роли критического мышления и способности решать комплексные общественные проблемы. Вместе с тем решение этих проблем не является исключительно технологической задачей. Более того, немало потенциальных решений могут находиться за пределами Украины, так что нужно изучать опыт других стран, овладевать иностранными языками и иметь навыки налаживания сотрудничества с коллегами за рубежом. Отдельные вызовы, с которыми сталкивается Украина, вообще уникальны, поэтому у студентов нужно развивать креативность, способность мыслить критически, выходить за рамки известного, чтобы они формулировали инновационные решения. Для этого необходимо признать кризис в общественно-гуманитарных отраслях знаний и инвестировать ресурсы в переосмысление роли этих дисциплин и их развитие.