ПРИВАТИЗАЦИЯ В «НУЛЕВЫЕ» ГОДЫ: О ПОЛЬЗЕ СОЛОМИНОК

27 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 24, 27 июня-5 июля 2002г.
Отправить
Отправить

Незаметно ушло первое полугодие, скоро уже подведение итогов. В том числе и по приватизации. Особо хвастаться Фонду госимущества нечем: денег нет и в общем-то не предвидится...

Незаметно ушло первое полугодие, скоро уже подведение итогов. В том числе и по приватизации. Особо хвастаться Фонду госимущества нечем: денег нет и в общем-то не предвидится. Слетевшие с продажи в 2002 году «Укртелеком» и облэнерго в принципе исключили даже намек на выполнение плана поступлений — ликвидного имущества на пять миллиардов гривен просто не существует…

Уже вполне очевидно, что продажа UMC в июне оказалась очередной байкой. Также очевидно, что абсолютно никого в руководстве «Укртелекома» это не волнует и в обозримой перспективе волновать не будет. Продажа UMC — вопрос для Украины почти интимный, а расстановка сил сейчас такова, что провал очередного постановления Кабмина, а следовательно и бюджетных поступлений за полугодие — так, ничего не значащая мелочь. Скорее всего, пакет акций UMC если и будет продаваться, то в рамках большой продажи «Укртелекома». Если, конечно, таковая когда-нибудь состоится.

Для ФГИ же исчезновение пакета UMC из списка поступлений означает недополучение минимум 443,9 млн. грн. (83,3 млн. долл.).

Что продавать после этого, неясно: объектов-то много, но разжиться на них деньгами вряд ли удастся. Судя по регулярно требуемым с ФГИ прогнозам, до конца года ожидается продать по основному списку имущества на 1,28 млрд. грн. Однако в эту сумму входит и пакет UMC, так что реально поступлений — максимум миллионов на 800. Внимание покупателей привлекут разве что блокирующие пакеты облэнерго — сейчас они очень нужны обеим сторонам быстро разгорающегося конфликта, и намечаемая на осень их продажа может вызвать ажиотаж. Однако, как показывает практика, такие пакеты еще и трудно продаются.

Да и одними небольшими энергопакетами план поступлений денег в казну не вытянешь. Понимая это, приватизаторы стали привычно шарить по сусекам, подметая резервы. То немногое, что нашли, оформили в «дополнительный пакет», от продажи которого ожидают получить до 1396,7 млн. грн.

В основном здесь предприятия, которые ранее уже выставлялись на конкурс, но проданы не были. Теперь по ним снизят цену и попробуют спихнуть с рук снова. Откровенно говоря, мероприятие достаточно сомнительное. На большинстве из этих объектов уже сложились контрольные пакеты, и тратиться на продажу блокирующих уже имеющиеся собственники не жаждут. К примеру, зачем ИСД, контролирующему до 64% акций «Азовстали», расходовать еще 30 млн. долл. на дополнительный блокирующий пакет. Да и спешить некуда: при неудачной попытке продажи цену еще раз понизят...

Если учесть, что две трети «дополнительных» поступлений планируются на декабрь (что в украинской приватизационной практике фактически означает апрель следующего года), то осуществимость планов становится совсем эфемерной.

Итак, не случись что сверхординарное, по итогам года цифра поступлений от приватизации будет колебаться в районе миллиарда гривен. Если продадут UMC — то на уровне полутора. Похоже, что это максимум.

Но вряд ли здесь вина ФГИ. Нереальность приватизационных поступлений была видна изначально. В 2000—2001 годах среднегодовой уровень поступлений от приватизации составлял что-то около 2 млрд. грн. И это притом, что продавались такие «вкусные» объекты, как НГЗ, ЗАлК, Мариупольский комбинат имени Ильича, «Азовсталь», те же шесть облэнерго. Подобных звезд в нынешнем списке приватизации нет.

Зато добавилось проблем. В частности, опыт приватизации «Балцема» лишний раз подтвердил, что конкурирующие стороны прекрасно овладели технологиями срыва торгов. По данным ФГИ, в настоящее время вследствие возбуждения судебных дел относительно проведения шести конкурсов и одного тендера не получено около 350 млн. грн. Новым словом в судебной практике конца прошлого—начала этого года стало снятие объектов с продажи по решению судов общей юрисдикции по искам лиц, которые вообще не участвовали в конкурсе.

Использование физлиц в качестве преград и затягивание приватизационных процедур — вопрос практически не урегулированный в нашем законодательстве. Особенно раздражает участников конкурсов милая практика ряда судебных инстанций требовать немедленного выполнения их решений. Учитывая, что сплошь и рядом разные суды по одному и тому же делу принимают взаимоисключающие решения, сотрудники ФГИ то и дело оказываются в роли нарушителей закона.

Законодателям давно пора бы озаботиться и особенностями приватизации предприятий, относительно которых возбуждается дело о банкротстве, а также с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. Уже в прошлом году снятие с продажи 14 таких предприятий привело к потенциальному недополучению 500 млн. грн.

Ну и традиционно трудно решаемый вопрос — с госадминистрациями, муниципальными и прочими властями, стремящимися не допустить к приватизации самые интересные объекты на своей территории…

Между тем в начале осени парламент будет принимать решение по поводу приватизационных поступлений уже в 2003 году. Откровенно говоря, пока не понятно, что продавать тогда — облэнерго, многострадальный «Укртелеком»? Пока ФГИ рассчитывает ограничиться относительно скромной и более реальной оценкой поступлений — в 2,12 млрд. грн. По доброй традиции свыше трети из них (764,3 млн. грн.) планируется на декабрь.

Очевидно, что «Укртелекома» в этом списке нет, он скорее пойдет по графе «сюрпризы». А вот будут ли они приятными, решать, конечно же, не Фонду.

В середине июня на Украинской межбанковской валютной бирже проходил очередной, уже седьмой, форум «Рынок капитала Украины». На нем приватизаторы презентовали новые «нетрадиционные» методы получения средств в бюджет.

Собственно говоря, таких спасательных поясов пять. Первый — это конкурсная передача в управление уполномоченному лицу госпакетов ОАО, которые не были проданы раньше (правила подобной передачи были одобрены Кабмином еще в мае 2000 года ) с предоставлением в будущем управленцу права выкупа этого пакета на условиях рассрочки платежа. Т.е. сразу после победы в конкурсе на право управления победитель должен будет заплатить половину от экспертной стоимости пакета, а вторую половину — по окончании срока договора поручения.

Гм, вообще-то здорово напоминает незабвенные российские залоговые аукционы образца 1995 года.

Второе предложение — при проведении санации ОАО, в уставных фондах которых госдоля превышает 50 процентов, предусматривать продажу этих госпакетов инвесторам способами, не запрещенными действующим законодательством.

Третьим спасательным предметом для ФГИ может стать так называемое гарантированное размещение, оно же андеррайтинг. От него ожидают «повышения квалификационного уровня продаж, сокращения их сроков и привлечения международных инвестиционно-финансовых институтов».

Суть способа состоит в том, что Фонд государственного имущества Украины организовывает тендер, при котором победитель, он же андеррайтер, сразу покупает по номиналу какой-то объект. В дальнейшем он начинает поиск инвестора и перепродает его. Разница между ценой второй продажи и стоимостью номинала акций делится ФГИ андеррайтером в пропорции, соответствующей соглашению. Такую процедуру, возможно, предложат и украинским андеррайтерам. Тем более что это окажет содействие развитию и национальной инфраструктуры фондового рынка.

Предлагается также внести в уставный фонд предприятий АПК стоимость земли с дальнейшей продажей принадлежащих государству акций (инициатива №4). Правда, легко представить, какой бурный, а главное — громкий восторг вызовет эта идея у левой части парламента. Особенно с учетом того, что председателем специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации избрана несгибаемый борец за права колхозного крестьянства Валентина Семенюк.

Ну и наконец последней и, откровенно говоря, самой маловероятной видится схема использования опционов. Купивший опцион получает право на приобретение пакета акций по заранее фиксированной цене в будущем. А пока делает в пользу ФГИ авансовый платеж.

И хотя все это благолепие предполагается оформлять через Кабмин в виде постановлений или же указами Президента, без Верховной Рады вряд ли обойдется. А пройдя через парламент, великолепная пятерка выйдет, в лучшем случае, сильно общипанной. При этом сами планы приватизации-03 могут надуть воздухом до любых размеров. Дело это нехитрое и даже имеющее многовековую традицию. По опыту цыган, продававших лошадей таким образом, главное — иметь сильные легкие, хотя и длина соломинки тоже немаловажна.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК