Больше всего заместителей у и.о. мэра Харькова, советников — у мэра Ивано-Франковска. Больше всего зарабатывают заместители мэров Кропивницкого и Тернополя, а меньше всего — мэра Сум. Советников как должности нет в Полтаве, а все вакансии заместителей мэра Александра Мамая еще до недавнего времени были вакантными.
«Рух ЧЕСНО» проанализировал, сколько людей помогают работать городским головам областных центров и во сколько эта помощь обходится жителям города. Учитывали лишь тех, кто работает в горрадах и их исполнительных органах на платной основе. И очень важно, чтобы жители городов сопоставляли количество населения с числом заместителей.
Расходы на заместителей, советников и помощников мэров в городах с практически одинаковым населением и бюджетом могут отличаться в шесть раз.
Кандидатуры заместителей мэра подает сам городской голова, а согласовывает их рада. Как правило, заместители входят в исполком. Депутаты рады могут выразить недоверие заместителю городского головы или своим решение вывести его из состава рады, что автоматически должно означать его увольнение.
Отметим, что только Харьковская городская рада не предоставила информацию о начисленной заработной плате заместителей мэра.
Заместители
Рекорд по количеству заместителей городского головы установила мэрия Харькова, где обязанности мэра исполняет Игорь Терехов. Их здесь 11. Но показатели этого города очень трудно анализировать, ведь ответ о заработных платах мы так и не получили.
Также 11 заместителей у мэра столицы Виталия Кличко, но у Киева особый статус, и заместитель у мэра Кличко всего один, а у главы Киевской городской государственной администрации, которым тоже является Виталий Кличко, десять заместителей.
Среди городов, по которым у нас есть данные, больше всего заместителей у мэра Ивано-Франковска Руслана Марцинкива — девять человек. Исходя из количества населения этого города (286,4 тысячи человек), в среднем на 31,8 тысячи горожан приходится один заместитель. Для примера, в Одессе этот показатель составляет почти 169 тысяч жителей на одного заместителя, а в Херсоне — 163 тысячи. Поэтому нагрузка на одного заместителя во Франковске минимальна, и штат выглядит более чем раздутым, поскольку у города дефицитный бюджет. Кстати, в запрашиваемый период меньше всего заместителей городского головы было в Херсоне, Луцке (по два) и Чернигове (три).
В среднем заместитель городского головы Ивано-Франковска получает 31 тыс. грн в месяц. Эта сумма ниже средней зарплаты заместителей в мэриях по стране — 40–45 тыс. грн.
Здесь и ниже мы анализировали заработную плату заместителей за январь и февраль 2021 года.
Самая высокая средняя зарплата у заместителей мэров Кропивницкого и Тернополя — более 60 тыс. грн. А наименьшая — у заместителей мэра Сум Александра Лысенко. Четыре заместителя городского головы здесь в среднем получали по 28 тыс. грн.
Но средняя зарплата заместителя мэра украинского города может колебаться, иногда весьма существенно, потому что зависит от начисленных премий, доплат за успехи, интенсивность, ранг, выслугу и даже ученую степень.
Так, заработная плата заместителей мэра Чернигова Владислава Атрошенко колеблется от 22,5 до 75,7 тыс. грн. А у шести заместителей мэра Одессы Геннадия Труханова — от 17,7 до 75 тыс. грн.
На инфографике четко видно, сколько в среднем населения приходится на одного заместителя и где нагрузка наименьшая.
Интересно, что в Киеве и Львове на сайтах горрад есть открытая информация об уровне заработной платы заместителей городского головы.
Если на одного заместителя мэра Ужгорода приходится немногим более 23 тысяч человек, то в Луцке это 120 тысяч жителей, в Одессе — почти 170 тысяч.
Однако у мэров есть не только заместители, но и советники и помощники.
Советники и помощники
Традиционно в структуре исполнительных органов депутаты горрад предусматривают должности помощников и советников городского головы, которые согласно распределению полномочий, осуществляемому лично городским головой, исполняют обязанности заместителей и тоже получают заработную плату. Единственное различие между заместителем и советником — последнего не назначает по представлению мэра рада.
Работники патронатной службы являются должностными лицами местного самоуправления и назначаются на должности без конкурса. А это позволяет мэру назначить заместителем кого угодно.
Очень часто городские головы пользуются этим для того, чтобы назначить такого заместителя из числа депутатов. Это позволяет фактическому заместителю избежать обязанности входить в состав исполнительного комитета. Потому что, как известно, все заместители мэра должны быть членами исполкома по должности, а депутат, в свою очередь, не может входить в исполком.
Так много лет делали в Херсоне при бывшем мэре и продолжили эту практику при новом руководителе города.
Еще одна хитрость — трудоустраивать чиновников без конкурса. После назначения в патронатную службу и получения статуса должностного лица местного самоуправления человека переводят на должность в другой отдел, избегая длительных процедур.
И, наконец, согласно закону для советников и помощников городского головы нет возрастных ограничений, тогда как для остальных должностных лиц местного самоуправления предельный возраст — 65 лет.
Патронатные службы городских рад создаются в структуре рад в виде отделов или управлений и, как правило, подчиняются городскому голове.
Количество советников в каждой раде устанавливают депутаты при принятии решения о структуре исполнительных органов.
Где-то их просто нет, а где-то аномально большое количество, как в Ивано-Франковской городской раде. Здесь мэру советуют сразу… 23 человека. На платной основе. За январь они получили свыше 450 тыс. грн. Средняя зарплата советника ивано-франковского мэра — 20,5 тыс. грн. Максимальная заработная плата советников Марцинкива составляет 28 тыс. грн, а минимальная — 9 тыс. На советников, заместителей и помощников здесь ежемесячно тратят 730 тыс. грн, при этом в бюджете Ивано-Франковска существует дефицит в более чем 500 млн грн.
К примеру, в Херсоне, где всего четыре советника, максимальную месячную зарплату насчитали в сумме 35,6 тыс. грн, а минимальную — 2670 грн. Но, по крайней мере, в Херсоне на двух из четырех советников возложены обязанности заместителей. Светлана Чепига отвечает за гуманитарную сферу, а Юрий Стельмашенко — за дороги и транспорт. Еще один советник — Андрей Ткаченко — публично не коммуницируется как и.о. заместителя. Он является депутатом от промэрской партии, и патронатная служба является единственной возможностью трудоустроить пенсионера МВД. Еще один советник городского головы Галина Ляшевская — его пресс-секретарь.
В восьми областных центрах Украины у мэров вообще нет советников на платной основе, в том числе в городах-миллионниках Киеве, Харькове и Днепре.
И если советники могут быть в штате или работать на общественных началах, то помощники мэров — это, как правило, штатная позиция патронатной службы. Исключением является Хмельницкая городская рада. Здесь есть должности помощников на общественных началах.
При этом сказать точно, какие должностные обязанности у помощника, сложно. На сайтах городских рад нет информации об этом, как и в официальных документах. Например, луцкий городской голова Игорь Полищук, представляя подчиненным своего нового помощника Назария Храновского, заявил: «Прошу обращаться к нему по любым вопросам, которые у вас есть к городскому голове».
Во всех других областных центрах, ответивших на наш запрос, на всех — 23 помощника. Так, в Полтаве их четверо, а в Запорожье — трое.
Почти у половины мэров вообще нет помощников. Их нет у мэров Одессы, Львова, Винницы, Чернигова и Ужгорода. В штате хмельницкого городского головы помощников тоже нет. Однако 18 человек находятся в кадровом резерве, часть из них на протяжении января-февраля 2021 года получали небольшие выплаты в размере 500–900 грн в месяц.
В целом по сравнению с мэром-рекордсменом Русланом Марцинкивом, которому помогают и советуют 32 человека, ежемесячно получающие вместе 730 тыс. грн, остальные городские головы тратят на заместителей, советников и помощников значительно меньше. К примеру, в городах с таким же количеством населения, как в Ивано-Франковске (Чернигове, Хмельницком, Черкассах), расходы минимум втрое меньше, а в Луцке — ниже в шесть раз. Меньше расходы и в Киеве, где население в десять раз больше, чем во Франковске.
«Рух ЧЕСНО» для спецпроекта с ZN.UA «100 дней работы мэра» также проанализировал, как выполняли обещания мэр Киева Виталий Кличко, мэр Львова Андрей Садовый, мэр Херсона Игорь Колыхаев, мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив, мэр Днепра Борис Филатов, и.о. мэра Харькова Игорь Терехов, мэр Ирпеня Александр Маркушин и т.д.