Городскому голове Киева Виталию Кличко удалось сформировать ситуативное большинство в раде. Секретарем рады стал представитель УДАРа Владимир Бондаренко. Кроме того, партия мэра взяла под контроль стратегически важную комиссию — бюджетную. Здесь у УДАРа большинство. Таким образом, у Кличко есть довольно мощные инструменты для реализации всех обещаний, данных избирателям.
Для выполнения обещаний нужна не только команда, но и средства. Партия УДАР, как и сам Владимир Кличко в третий раз избранный мэром столицы, имела полное представление об имеющихся ресурсах и проблемах города. На нынешний год у Киева есть более 60 млрд грн. И этот бюджет имеет профицит около 2,6 млрд грн.
«Рух ЧЕСНО» проанализировал первые 100 дней работы переизбранного Киевского городского головы Виталия Кличко, выполнение предвыборных обещаний и способность их воплощения.
Медицина
Украина уже более года живет в условиях пандемии. Как свидетельствует практика, медицинская система государства оказалась неготова к таким вызовам. Многие проблемы легли на плечи местного самоуправления. Средства из «коронавирусного фонда», созданного правительством, частично использованы не для преодоления вируса, а на решение текущих проблем, например на ремонт дорог.
Программа УДАРа включает обязательство защитить киевлян от коронавируса и его последствий. Сейчас столица — среди лидеров по обеспечению оборудованием и медикаментами для лечения COVID-19. В действующую программу «Здоровье киевлян» периодически вносят изменения с учетом динамики заболеваемости коронавирусом и реагирования на другие потребности отрасли.
В феврале 2021 года Киеврада приняла решение выделить 140 млн грн на закупку 1 миллиона доз вакцины против коронавируса. На март это единственная местная рада, взявшая на себя такие обязательства.
Кличко с начала пандемии и до сих пор ежедневно информирует громаду об эпидситуации в столице, публикуются статистические данные и объяснения по поводу принятия определенных непопулярных решений таких, например, как карантин выходного дня и т.п.
По строительству и ремонту медучреждений в программе конкретики не было, просто указано, что планируется реконструкция и возведение новых учреждений. Бюджетом на 2021 год предусмотрен проект строительства новой многопрофильной больницы на Троещине. Все строительные работы должны выполнить до 2025 года, в этом году запланирована только разработка проектной документации.
Кроме того, частично предусмотрены средства на реконструкцию около 10 медучреждений столицы. Частично потому, что некоторые работы, например, начаты еще в 2019-м, а завершение их запланировано на 2024-й. В приложении №6 к бюджету Киева на 2021 год за департаментом здравоохранения не закреплен ни один объект для строительства или реконструкции, работы над которым начались в 2021 году. То есть все это — окончание начатого ранее.
Образование
Заявления УДАРа в отношении образования — очень амбициозны: строительство не менее десятка детсадов и пяти школ ежегодно, реконструкция и возведение новых учебных заведений и физкультурно-спортивных сооружений.
На самом деле ситуация пока не соответствует обещаниям. Согласно утвержденному бюджету, строительство новых детсадов не предусмотрено вообще, а реконструкция с достройкой — лишь трех на весь город, средства выделены на завершение строительства одного из нововозведенных садиков Святошинского района, начатого еще в далеком 2016 году.
Новые школы строить тоже не начинают, есть по одной на Троещине, Позняках и Осокорках, но это — инициативы не этого года, и завершить их планируют не ранее 2024-го.
С учетом того, сколько времени отнимает проектирование, строительство и введение в эксплуатацию, нереально было обещать строительство такого количества новых заведений.
За последние пять лет, совпадающие с каденцией Киеврады 8-го созыва, которую также возглавлял Кличко, на август 2020 года количество коммунальных детсадов увеличилось на 20, а всего их 532. Школ же за пять лет открыли восемь. На 13 октября количество муниципальных садиков выросло еще на четыре единицы.
«Учитывая влияние карантина на доходную часть бюджета и непропорциональное поступление налогов в центральный и городской бюджеты, Киев отдает в десять раз больше, чем получает. Несмотря на профицит, который был во время принятия бюджета, финансирование этого года недостаточное для полноценной реализации запланированного. Киеврада приняла и направила обращение к президенту, парламенту, Уполномоченному ВРУ по правам человека про неконституционность нормы Бюджетного кодекса о зачислении в бюджет столицы лишь 40% НДФЛ, когда все другие украинские города оставляют себе 60% », — комментирует сопредседатель фракции УДАР Дмитрий Белоцерковец.
Депутат Киеврады отмечает, что распределение строительства в разные годы не может быть равномерным: «Одним из факторов, влияющих на количество школ и садов в конкретном году, является подготовка проектной документации. Так что речь идет об итоговых цифрах за пять лет, где в среднем за год мы должны выйти на эти показатели. Это вполне достижимая цель. Если выровняются поступления в бюджет, которые снизились с началом пандемии, а также если Киев получит больше от НДФЛ, можно будет даже говорить о повышении взятых на себя обязательств».
Транспорт и дороги
С инфраструктурными обещаниями, как и с образовательными, не сложилось. В программе заявлен ремонт всех мостов через Днепр. Предположим, одновременно их ремонтировать невозможно и по соображениям финансовой составляющей, и по соображениям транспортного коллапса на случай хотя бы частичного перекрытия проезжих частей на всех мостах. Бюджетом заложены средства на проект реставрации моста Патона, но, судя по данным приложения №6 к бюджету, инициировали эти работы еще в 2004 году, а завершить планируют в 2027-м. Уровень готовности объекта до конца года должен подняться в целом на 0,5%.
«Если мы возьмем по 5 млрд грн на один мост, то в течение каденции понадобится более 25 млрд грн. Здесь даже не вопрос, что денег нет, их действительно не хватает. Киев всегда пользовался субвенцией из госбюджета, но и там денег недостаточно. Еще один вопрос: если поставить одновременно такое количество инфраструктуры на ремонт, то 5–7 лет город двигаться просто не будет», — объяснял «Руху ЧЕСНО» накануне выборов эксперт по транспортному планированию Дмитрий Безпалов.
В соответствии с бюджетом, завершение Подольско-Воскресенского моста планируют в 2024 году, на конец текущего его готовность должна составлять не менее 80%, на это заложено свыше 156 млн грн.
В феврале 2021 года «Укравтодор» официально обратился к Кличко с предложением взять на баланс недостроенный Подольско-Воскресенский мост для ускорения строительства. Обязался взять на баланс весь объект (включая съезды и развязки), провести корректировку проекта, экспертизу и ввод в эксплуатацию.
В ответ Кличко упрекнул службу недостроенным Дарницким мостом, который тоже сооружают не первый десяток лет (с 2004-го) и никак не введут в эксплуатацию.
«Друзья! «Укравтодору» как государственной структуре следует не заниматься манипуляциями и публичными заявлениями, а взять и наконец достроить и ввести в эксплуатацию хотя бы Дарницкий мост…» — заявил мэр.
Но это решение было продиктовано офисом президента. Впервые публично такую позицию прокомментировал заместитель руководителя офиса Кирилл Тимошенко в эфире программы «Свобода слова».
Во время часа вопросов к мэру Кличко печалился, что каждое утро молится, чтобы в Киеве не произошла авария на предаварийных мостах.
«Ситуация с мостами крайне сложная, несколько лет назад мы провели обследование всех мостов. Ужасная ситуация. К тому времени мне дали информацию, что 75 мостов находятся в предаварийном состоянии», — сказал мэр.
Уставший Шулявский путепровод так и не введен в эксплуатацию, хотя движение по нему идет полным ходом. Уже на отремонтированной части моста в декабре 2020 года упали на проезжую часть три новых столба освещения. Этот объект странным образом со временем дорожает. С начала большого строительства со стартовой ценой почти 600 млн грн его стоимость выросла до почти 2 миллиардов. В бюджете ожидаемая конечная стоимость, по сравнению с последними данными, не изменилась, в 2021 на «Шулявку» запланировано потратить около 115 млн грн.
Неконкретизированные обещания, которые нельзя сосчитать, частично учтены. Здесь и строительство велодорожек, и нескольких транспортных развязок, реконструкция изношенных путепроводов, строительство мостовых переходов, парковочных и перехватывающих площадок для авто. Только паркинги, надземный переход в Быковне и реконструкция путепровода в Дарнице являются нынешними свежими инициативами, остальные — на разных стадиях выполнения, начаты как минимум год назад.
Предварительно еще в 2020-м достигнуты договоренности о кредите от Всемирного банка на строительство трамвайной линии от центра на Троещину, а также продление линии скоростного трамвая от станции метро «Вокзальная» до Дворца спорта. В русле этой темы шли дискуссии, каким же должен стать удлиненный маршрут скоростного трамвая. В феврале 2021 года стало известно, что КГГА не сформулировала корректную заявку на предоставление государственных гарантий возвращения долга, что могло привести город к отказу в предоставлении кредита Всемирным банком. В бюджете этого года заложены 1,5 млн грн на разработку проектной документации для дальнейшего строительства.
Следует заметить, что хотя партия и избранный глава в программе не декларировали обязательств относительно метро, средства в бюджет все же заложены. Метро на Виноградарь обещают до конца года построить на 30% и потратить более 1 млрд грн. 30 млн грн выделили на проект строительства метро на Троещину.
Кроме того, предусмотрены средства на достройку больших и малых дорог, подземные и наземные пешеходные переходы.
Генплан и застройки
В обещаниях Кличко и УДАРа по генплану и застройкам не содержалось никакой измеряемой конкретики. Увеличить, содействовать, решить, не допустить, — все это неизмеряемые абстрактные определения.
Здесь и решение проблемы аварийного жилья, и недопущение высотного строительства в центральной части города, и увеличение площади зеленых зон столицы, и т.п.
Бюджетом предусмотрены средства на достройку социального жилья для детей сирот и участников АТО. Часть их будет идти на капремонт изношенных старых домов.
На разработку генплана столицы выделено 9,5 млн грн. Дедлайн окончания работ — декабрь 2021 года. Действующий генплан не выполняется и в течение 18 лет ни разу не корректировался. Кличко неоднократно обещал, что новый генплан будет принят. В прошлом году, возможно, из-за отсутствия политической воли, официально же — из-за карантинных условий, общественные обсуждения переносились и откладывались, предложения собирали и, надеемся, обобщали, но новой или окончательной версии проекта команда так и не презентовала, не говоря уже об утверждении и дальнейшем выполнении.
За первые 100 дней работы Департамент градостроительства успел вынести на обсуждение скандальный проект изменения ДПТ, которым предлагают на Новобеличах возведение 17 высоток вплотную к части Нацпарка — Беличанскому лесу. Без согласования с Нацпарком «Голосеевский» проектанты уже запланировали две дороги через лес. Положения проекта противоречат действующему генплану.
На территорию НПП «Голосеевский» постоянно посягали застройщики и Киева, и Киевщины.
Экология
Предвыборной программой предусмотрено завершение реконструкции Днепровской и Деснянской водопроводных станций — обеспечение города чистой питьевой водой и завершение реконструкции Бортницкой станции аэрации. В бюджете средства на это также заложены, но завершение работ преимущественно запланировано на следующий, 2022 год.
Анализируя бюджет и предусмотренные расходы, нельзя понять, за счет чего планируется увеличить количество и площадь зеленых зон. Сейчас есть объекты, которые необходимо реконструировать, или те, которые в рабочем процессе уже несколько лет подряд?
В первые 100 дней работы новоизбранного мэра Киева Виталия Кличко у него было достаточно инструментов для воплощения всего, что пообещала команда избирателям.
Сенсорная кнопка
Команда УДАРа и Виталий Кличко еще в парламенте акцентировали на том, что голосование должно быть персональным. Когда Кличко избрали мэром в 2014 году, он успел ввести сенсорную кнопку до конца каденции в Киевраде. И хотя борьба с кнопкодавством не была зафиксирована в программе УДАРа, публично партия неоднократно это подчеркивала.
В конце февраля Кличко все же показал спикеру парламента Дмитрию Разумкову, как работает сенсорная кнопка для голосования в Киевраде и почему эта система делает невозможным кнопкодавство. За год до этого события «Рух ЧЕСНО» вместе с аппаратом Киеврады проводили тестирование системы «Рада-4» и приглашали абсолютно всех народных депутатов, включая Разумкова. На мероприятие пришли только трое парламентариев: Олег Макаров («Голос»), Максим Саврасов («Європейська солідарність»), Наталия Приходько (ОПЗЖ) и журналисты.
В начале марта Разумков запустил персональную систему для голосования в Верховной Раде, которая была там с 2008 года. Введения сенсорной кнопки последние девять лет требовал «Рух ЧЕСНО».
Кто и как может выполнить предвыборные обещания?
Выполнение программных обязательств может зависеть от того, есть ли в горраде депутатское большинство, поддерживающее политику мэра, и достаточно ли в бюджете города средств на выполнение обещаний. Что касается средств, то команда мэра Кличко, трижды возглавлявшего город, во время планирования программы располагала всей необходимой информацией о наполнении бюджета и, соответственно, знала, на что может рассчитывать.
На очередных местных выборах 2020 года в Киевраду были избраны 30 депутатов из 120 от партии УДАР, лидером которой является действующий мэр Виталий Кличко. Партия уступила первое место «Європейській солідарності», которая смогла получить на один мандат больше. В предыдущем созыве УДАР объединился с БПП (сейчас ЕС), и одна политическая сила смогла тогда сформировать большинство в раде.
Можно было предположить, что поскольку ЕС не выдвигала в мэры своего кандидата (благодаря чему Виталий Кличко победил в первом туре), коалиционное партнерство в раде будет продолжаться. Тем более что вместе с мэром эти две фракции имеют 62 голоса, чего вполне достаточно для принятия решений большинством.
Но анализируя голосование за бюджет города на 2021 год и формирование постоянных комиссий, можно резюмировать, что фракция ЕС ушла в оппозицию, воздержавшись от принятия этих решений. Вероятно, из-за того, что не были учтены пожелания и предложения от ЕС. Бюджет и распределение депутатов по комиссиям не поддержала также фракция «Єдність». Кстати, УДАР имеет большинство в бюджетной комиссии и при отсутствии главы может собираться и принимать решение. Глава комиссии от УДАРа предыдущей каденции рады Андрей Странников является одним из первых заместителей главы.
То есть прогнозируемое перед выборами большинство из депутатов УДАРа и ЕС фактически не сложилось. По сути, на старте договоренности со всеми фракциями были использованы лишь для того, чтобы почти единогласно принять решение о назначении секретаря рады (114 голосов «за»). Эта должность — стратегическая, поскольку именно секретарь может исполнять обязанности мэра при его отсутствии.
Секретарем стал УДАРовец и фигурант антикоррупционных расследований Владимир Бондаренко. Программа «Схемы» обнаружила, что у него поддельный диплом о высшем юридическом образовании. Бондаренко, прежде чем стать секретарем рады, долгое время был советником Кличко. В предыдущей каденции секретарем рады был действующий депутат от ЕС Владимир Прокопив. «Рух ЧЕСНО» писал, что Кличко часто не был на сессиях, которые тогда вел Прокопив. Сейчас ситуация почти не изменилась. Кличко сессии открывает и уходит. Заседание ведет секретарь Бондаренко.
Что касается экс-секретаря Киеврады Владимира Прокопива, то он, как и еще один представитель ЕС Константин Усов, назначен заместителем главы КГГА Виталия Кличко. И это единственные кадровые назначения в исполкоме, поддержанные фракцией ЕС. За другие кандидатуры бывшие партнеры УДАРа не голосовали. Примечательно, что Кличко на начало марта 2021 года так и не издал распоряжение о назначении Прокопива. Это объясняют тем, что есть определенная бюрократическая волокита и спецпроверка. По Усову распоряжение уже готово.
В исполнительном органе, который должен воплощать в жизнь наработанные радой принятые решения, особых изменений не произошло. Сейчас у Кличко как главы КГГА 12 заместителей, и еще один — Прокопив — согласован радой, но официально не назначен. Новичков в команде лишь трое. Примечательно, что у новенькой Елены Говоровой — депутата от «Слуги народа», только один департамент в подчинении, ЕСовец Усов координирует работу трех, а Алексей Кулеба, несколько последних лет возглавлявший департамент благоустройства КГГА, координирует работу семи департаментов, одного управления и двух районных администраций.
На заседании Киеврады в марте 2021-го Кличко выразил намерение вернуть к исполнению обязанностей своего первого заместителя Николая Поворозника, который ранее был отстранен по подозрению во взяточничестве. СБУ предоставила разъяснение, что Поворознику подозрение на вручалось, он и КГГА не являются объектами уголовного производства. (Что еще раз подтверждает использование силовиков центральной властью исключительно в политических целях и невозможность для общественности понять объективность/необъективность претензий СБУ к ключевому заму мэра столицы. По традиции все дела складываются в стол до нового подходящего момента).
Именно заместители и департаменты КГГА формируют исполнительный орган власти в Киеве и должны выполнять принятые радой решения.
Соответственно у Кличко и его команды есть все инструменты, от бюджета до кадрового состава исполкома и большинства в раде, чтобы выполнить то, что партия обещала киевлянам в программе.
Больше статей Ирины Латыш читайте по ссылке.