С 1 января 2007 года Словения стала полноправным членом еврозоны — тринадцатым. Данное число, тем не менее, не смущает словенцев: 85% жителей страны считают, что единая валюта принесет им экономическую стабильность и дальнейшее процветание. Первые две недели нового года в Словении будут ходить на равных две валюты: старая — словенский толар и новая — евро, но в магазинах еще полгода будут указывать двойные цены.
Словения — пока единственная страна из 10 новых членов Евросоюза, которой удалось осуществить необходимые экономические реформы и выполнить все требования Еврокомиссии по вступлению в единое валютное пространство.
Маастрихт. Трудности перехода
Еще в 2004 году, сразу после вступления в ЕС, все 10 стран-новобранцев заявили о своем желании присоединиться к еврозоне до 2010 года. Однако осенью того же года совместный доклад Еврокомиссии (ЕК) и Европейского центрального банка (ЕЦБ) не вселил новых надежд на расширение еврозоны.
Особенно неутешительными были выводы документа для Венгрии, Кипра, Мальты, Польши, Словакии и Чехии. Им прочили долгий и нелегкий путь по достижению среднесрочной экономической стабильности, без чего разговор о еврозоне невозможен в принципе. В несколько лучшем положении находились экономики Латвии, Литвы, Словении и Эстонии. Но о том, что кто-либо из четверки сможет перейти на евровалюту уже в 2007 году, разговора не было.
Напомним, что в 1992 году Евросоюз принял Маастрихтское соглашение, которое с тех пор служит юридической основой для присоединения к единой европейской валюте. В нем оговорено, что стране, желающей войти в зону евро, необходимо соответствовать пяти ключевым финансово-экономическим критериям. Для этого страны-претенденты проходят тесты по системе Европейского механизма регулирования валютных курсов (ERM-II). Механизм этот обязывает страны в течение двух лет удерживать курсы национальных валют в пределах 15% от объявленного Европейским центробанком. Присоединение к ERM-II является необходимым условием для последующего вхождения в еврозону.
Итак, с помощью данного механизма оцениваются: объем государственного долга, дефицит бюджета (не выше 3% ВВП), уровень инфляции (до 2,61%), стабильность национальной валюты, размер процентной ставки.
Жесткие критерии для кандидатов в еврозону выписаны с тем, чтобы обеспечить тесное взаимодействие всех европейских экономик и еще до присоединения адаптировать новичков к единой базовой процентной ставке. Таким образом и ЕЦБ, и Еврокомиссия страхуют экономику ЕС от возможной дестабилизации с приходом в зону евро новых членов, обремененных собственными экономическими неурядицами — то ли высокой инфляцией, то ли бюджетным дефицитом.
Вступлению в зону евро Литвы, которая ранее рассматривалась в качестве кандидата №2, помешала высокая инфляция, вызванная быстрым экономическим ростом. При том что рост цен в Литве всего на 0,1% опережал максимум, допустимый критериями ЕЦБ.
От словенского толара до евро
Словения была одной из 10 стран, вступивших в ЕС 1 мая 2004 года. А двумя месяцами раньше она вошла в блок НАТО. Следует заметить, что это маленькое государство — с населением 2 млн. человек и площадью 20 тыс. кв. км — отличается редкой для Балканского региона политической и экономической стабильностью. Даже в составе бывшей союзной Югославии Словения была самой либеральной республикой с наиболее высокими экономическими показателями. Что, собственно, и позволило ей гораздо легче, чем остальным собратьям из соцлагеря, осуществить переход от планово-командной экономики к рыночной.
То же касается и независимости, которую Словения, в отличие от Хорватии и Боснии-Герцеговины, обрела практически бескровным путем. Чему в первую очередь способствовали фактор этнической однородности страны, отсутствие «пятой колонны» и наличие национальной сплоченности. Трения у Словении, еще со времен распада Югославии, имеются лишь с Хорватией по вопросам морских границ.
На новом европейском пространстве Словения по многим показателям опережала других. Она — первая и пока единственная из бывших республик Югославии стала членом ЕС. Она первой вступила в зону евро, потому что единственная среди претендентов достигла заметных экономических успехов и своевременно выполнила необходимые для вступления условия.
Нельзя сказать, что путь Любляны в еврозону отличался какими-либо преференциями или поблажками со стороны ЕК или ЕЦБ. Рецепт ее продвижения очень прост. Не изобретая «национальный велосипед» и не кичась собственной уникальностью, словенцы принялись выполнять рекомендации по переходу на евровалюту.
В 2004 году она привязала курс национальной валюты к евро и присоединилась к механизму регулирования валютных курсов (ERM-II). За 2005 год рост ВВП составил 4%, инфляция к концу года остановилась на отметке 2,3%. Среднегодовой доход на душу населения — 17 350 долл. Внешний долг страны составляет 29% от ВВП. А ВВП двухмиллионной Словении в 2005 году достигал 34 млрд. долл. США. (Просто для сравнения: ВВП 47-миллионной Украины в том же году — 78 млрд. долл.)
Итак, к ноябрю 2005-го Словения, единственная из стран-новичков, выполнила все условия и достигла маастрихтских критериев. Потому в марте 2006-го президенту Еврокомиссии Мануэлю Баррозу во время его визита в Любляну ничего не оставалось, как с приятностью сообщить словенцам, что они достойны пополнить ряды европейского валютного сообщества. Он особенно подчеркнул, что введение евро в Словении будет способствовать общей стабилизации обстановки на Балканах.
Заявка Словении на вступление в зону евро прошла процедуру одобрения Европейским парламентом, лидерами стран — членов ЕС и министрами финансов еврозоны. В июле, согласно требованиям, был установлен обменный курс евро к словенскому толару, который составил 239,64 толара за евро. И за оставшиеся до конца года месяцы словенский центральный банк напечатал 42 млн. купюр евро и отчеканил 155 млн. новых монет — центов.
Не секрет, что переход на новую валюту будет сопровождаться корректировкой внутренних розничных цен. Как показывает опыт других стран, например Испании или Германии, самодеятельное «округление цен» осуществляется, как правило, в сторону повышения. Известно, какую волну недовольства потребителей в Германии, Голландии, Греции, Италии вызвало введение единой валюты, приведшее к тотальному удорожанию товаров и услуг. Вот почему еще в июне прошлого года Еврокомиссия предупредила правительство Словении о корректном согласовании ценообразования при переходе с одной валюты на другую.
На вопрос, почему Словения, как, впрочем, и другие страны ЕС, стремится в зону единой европейской валюты, имеется очень простой ответ. Правительство страны надеется, например, что финансовая реформа в виде перехода на новую валюту станет мощным стимулом для развития туризма в этой небольшой и ухоженной горной стране, а также будет способствовать притоку иностранных инвестиций в экспортную индустрию: машиностроение, транспортное оборудование, производство химикатов и бытовых товаров.
Пополнение евровалютных рядов
Дальнейший график пополнения пока не вполне прописан. Одновременно со Словенией заявки подавали Литва и Эстония. В качестве первого шага три страны определили фиксированные курсы национальных валют к евро. Но Литва «слетела» из-за уровня инфляции, а Эстония сама попросила перенести рассмотрение своего вопроса на год.
В очередном, декабрьском 2006 года, экспертном докладе, который Еврокомиссия и ЕЦБ составляют раз в два года, список претендентов на введение евровалюты расширился. Эксперты проанализировали экономическую ситуацию в девяти странах ЕС, пока не присоединившихся к еврозоне: Венгрии, Кипре, Латвии, Мальте, Польше, Словакии, Чехии, Эстонии и даже в Швеции, которая все еще не готова отказаться от родной кроны. Готовность к евровалюте Словении и Литвы мониторили (по их просьбе) отдельно, еще весной 2006-го. Оказалось, что большим внешним долгом страдают Венгрия, Кипр и Мальта. Крупный бюджетный дефицит зафиксирован в Венгрии, Польше, Словакии, Чехии. Что касается инфляции, то лишь в четырех из девяти стран — на Кипре, в Польше, Чехии и Швеции — цены растут медленнее, чем установленная норма зоны евро.
Между тем, эксперты ЕЦБ считают, что в 2007—2008 гг. экономическое развитие в «новой» части Евросоюза будет более интенсивным, чем в «старой» Европе. Несколько факторов, а именно: увеличение объемов иностранных инвестиций, доступ к европейским структурным фондам и рост внутреннего спроса, вполне способны обеспечить ускоренный рост в новых экономиках ЕС.
Предварительные расчеты показывают, что в 2008 году евро сможет ввести Эстония (у которой проблемы лишь по части инфляции), в 2009-м — Кипр, Мальта и Словакия. И только в 2010-м к ним присоединятся Венгрия и Чехия. Что касается Польши, то перспективы ее громоздкой экономики очень туманны. Тем не менее Латвия и особенно Литва могут претендовать на евро в любое время после того, как снизят уровень инфляции до необходимых 2,61%.
Нужно напомнить, что новый 2007 год не только расширил границы еврозоны за счет пусть и маленькой, но довольно развитой Словении. Он также привел пополнение в ряды Евросоюза: его новыми членами стали Румыния и Болгария. И какимы бы унылыми красками пессимизма ни расписывали будущее ЕС его разномастные критики, почему-то никто из стран-членов евросообщества — ни из числа «старых», многим недовольных, ни из числа «новых», во многом разочаровавшихся, — не спешит вырваться за его пределы.