В связи с внедрением акционерным коммерческим банком «Аркада» негосударственной пенсионной системы в рамках реализации указа Президента №735/99 от 27 июня 1999 года «О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Киевгорстрой» (см. «ЗН» от 11 декабря 1999 года) председатель правления АКБ «Аркада» Константин Палывода посетил в конце минувшего года чилийский негосударственный пенсионный фонд «Провида». В конце января с ответным визитом в Киев приехали два ведущих сотрудника администрации НПФ «Провида» — директор отдела маркетинга и обслуживания Тита Гузман и глава управления пенсионных выплат Патрисиа Пелен. Мы попросили гостей поделиться своими впечатлениями.
Участниками пенсионной системы Чили являются вкладчики-пенсионеры, регламентирующее и надзирающее государственное учреждение — суперинтендантство, а также НПФ, управляющие средствами НПФ администрации, страховые компании.
Вкладчик-пенсионер обязан вносить не менее 10% зарплаты на свой индивидуальный счет, открытый в выбранном им НПФ. Он имеет право на досрочный выход на пенсию и выбора вида пенсионных выплат — программированного или пожизненного. При первом варианте выплачивается 1/20 остатка на персональном счете к началу каждого года. При втором — накопленные на персональном счете средства перечисляются в страховую компанию, которая пожизненно платит фиксированную в безналичной неинфляционной денежной единице UF пенсию. В случае потери вкладчиком работоспособности страховая компания платит пенсию по инвалидности. В случае смерти клиента его вклад переходит по наследству. Но если у умершего остались дети до 18—24 лет, им выплачивается пенсия до достижения указанного возраста.
Суперинтендантство квалифицирует риски по всем финансовым инструментам; устанавливает их разрешенный перечень, пределы по видам активов, правила привлечения вкладов, регистрации клиентов, ведения бухучета, начисления и выплаты пенсий; лицензирует администрации и управляющих НПФ; контролирует выполнение администрациями и управляющими действующего законодательства и нормативных актов.
В НПФ сосредоточены персональные счета вкладчиков, между которыми равномерно распределяются все полученные доходы. Расходование средств НПФ происходит только после выхода вкладчика на пенсию или его смерти. При этом программированные выплаты производятся с персонального счета, а пожизненные — через страховую компанию. Баланс НПФ ведется в квотах. 1 квота = 1 песо вклада + доход, полученный фондом на 1 песо.
Администрация, управляющая средствами НПФ, заключает с каждым вкладчиком договор на управление его персональным фондом и обязательно страхует каждый вклад от потери его владельцем работоспособности или смерти. Доходы администрации — около 20% комиссии с каждой поступившей в НПФ суммы. Не менее 1% персонального фонда должно быть сформировано за счет доходов администрации. Администрация должна обеспечить доходность фонда не ниже, чем уменьшенная на 2% средняя доходность всех НПФ. Начиная с марта 2000 года функции администраций смогут выполнять банки.
Страховая компания страхует вкладчиков от потери работоспособности или смерти кормильца, производит пожизненные и страховые выплаты.
— Расскажите, пожалуйста, о цели своего приезда в Киев.
Т.Г. Во время своего визита в Чили г-н Палывода пригласил сотрудников администрации НПФ «Провида» приехать в Украину для организации технического содействия созданию добровольного пенсионного фонда на базе жилищной программы ХК «Киевгорстрой». За минувшую неделю мы провели целый ряд деловых встреч с тем, чтобы сравнить нашу систему, которая носит обязательный характер, и ту, которую планирует организовать банк «Аркада». На основе полученной информации мы должны найти точки соприкосновения и определить, чем мы можем быть полезны украинским коллегам.
— Прежде чем узнать о ваших впечатлениях и выводах, позвольте спросить вас о нынешнем самочувствии чилийской пенсионной системы. Дело в том, что на страницах нашей газеты разгорелась дискуссия, в которой рядом здешних специалистов ситуация последних лет в ваших НПФ подверглась критике с точки зрения эффективности их работы.
Т.Г. Не знаю, что дало повод для критики (у любой системы есть свои слабые стороны), но, скорее всего, это было связано с итогами 1998 года, т.е. латиноамериканского периода мирового финансового кризиса. Действительно, в том году рентабельность чилийской пенсионной системы составила минус 2%. Не следует, однако, забывать, что эта система действует уже 19 лет и за это время были годы, когда прибыльность достигала 20%. В среднем же она равняется 13%. Средства НПФ ныне составляют 43% годового ВВП, 65% рынка капиталов и обеспечивают 60% финансирования жилстроительства. Я не знаю ни одной пенсионной системы в мире, которая имеет подобные показатели. Если же имеет место скепсис относительно перспектив использования нашего опыта на украинской почве, то мы не разделяем эту точку зрения.
— А что произошло в вашей сфере после финансового кризиса?
Т.Г. В 1999 году рентабельность составила 14%, и это дало возможность повысить программированные пенсии на 10%. Чтобы как-то нивелировать те колебания, которые наблюдаются на рынке ценных бумаг и приводят к изменению рентабельности НПФ, с 1 марта вводится новая система — так называемый пенсионный фонд типа 2. Он предусматривает, что средства тех участников, которые недавно примкнули к пенсионной системе и которым до выхода на пенсию остается сравнительно мало времени, будут вкладываться только в финансовые инструменты с фиксированной доходностью типа государственных облигаций. То есть, таким будущим пенсионерам мы четко гарантируем определенный уровень пенсии. В 1998 году, когда доходность из-за кризиса упала, наши пенсионеры в принципе не пострадали. Но если бы речь шла о тех, кто пребывал в системе короткий срок, результат был бы не очень удачным.
— Одно из замечаний критиков вашей системы касалось слишком большой доли госбумаг и слабого уровня диверсификации.
Т.Г. Законодательство, регулирующее деятельность НПФ, предусматривает максимальную диверсификацию капиталовложений. Например, мы сейчас много средств вкладываем за рубежом (более 12%). Если говорить о типах инвестиций, то около 30% приходится на финансовые инструменты с переменной доходностью (акции и т.п.), а 70% — на инструменты с фиксированной доходностью (государственные ценные бумаги, депозиты частных банков, вложения в жилстроительство по принципу ипотеки и т.д.). Так что если госбумаги дают стабильный доход, то трудно понять предубеждение по отношению к ним.
— Это, видимо, связано с печальной судьбой украинских гособлигаций. Есть ли в Чили понятие минимальной пенсии и какова в долларах величина средней пенсии?
П.П. Гарантированная государством минимальная пенсия — около $120. Для того, чтобы ее получить, надо выполнить два условия: состоять участником одной из двух систем — программированной и пожизненной — как минимум 20 лет и не иметь никаких дополнительных источников дохода. Понятие же средней пенсии не совсем корректно в наших условиях. Ведь есть возможность вкладывать свыше 10% зарплаты или при выходе на пенсию снять со своего счета весь излишек средств сверх предусмотренного законом минимума, обеспечивающего выплату 110% минимальной пенсии и 50% от среднестатистической пенсии за минувший год. Но если в первом приближении, то средняя пенсия близка к $200.
— Где сегодня внедрена чилийская пенсионная система?
П.П. В обязательном варианте — в Боливии, Сальвадоре, Мексике, Колумбии, Польше, на добровольных началах — в Эквадоре и Бразилии.
— И как вы считаете: в Украине это возможно? В частности, насколько реален положительный итог в рамках одного сегмента рынка — в данном случае жилищной недвижимости?
П.П. Нельзя говорить об этом эксперименте как переносе чилийского опыта в полном объеме. Во-первых, чилийская система накопительных системных счетов является обязательной, во- вторых, действуют целый ряд конкурирующих НПФ, в-третьих, государство несет целый ряд обязательств: оно не только разработало нормативно-правовую базу, но и контролирует работу системы. И если НПФ не обеспечивает средней рентабельности, он рискует прекратить свое существование.
У вас же идет речь об эксперименте в рамках одного банка, который заслужил доверие Президента. Да, здесь можно выбрать различные варианты добровольных пенсий, включая и пожизненные, но на несколько иных, чем в Чили, началах. Цель — положить палец на пульс экономики и действующей пенсионной системы, чтобы выяснить возможности ее развития и совершенствования.
— А может ли быть, по-вашему, этот эксперимент расширен в сегодняшней Украине?
П.П. Вполне. В 1981 году, когда нынешняя система только начинала внедряться, в Чили отсутствовал рынок капиталов, в крупной промышленности и торговле господствовала госсобственность, большинство отраслей было поражено экономическим кризисом. Именно внедрение новой пенсионной системы, разумеется, вместе с адекватными мерами в остальных сферах позволили эффективно использовать собранные в НПФ средства и поднять экономику Чили на ноги. Это своего рода интерактивный процесс: люди несут деньги, а деньги работают на людей. Даже при всем несовершенстве законодательной базы и трудностях ее улучшения в нынешнем парламенте сегодня вполне подходящий момент для начала в Украине пенсионной реформы.
— Вели ли вы переговоры с официальными украинскими структурами — Пенсионным фондом Украины, специализированным комитетом ВР или министерством?
Т.Г. Лично мы нет. Но в Чили побывали правительственные делегации, а в Киеве чилийское посольство организовало два специализированных семинара. Сейчас готовится поездка в Чили межведомственной комиссии, а в марте в Украину должны приехать руководители НПФ «Провида».
— Вы знакомы с проектом подготовленной у нас пенсионной реформы?
Т.Г. Только в устном изложении. Если руководство Украины намерено внедрить смешанную систему, то, очевидно, для этого есть свои резоны, связанные с социально-экономическими реалиями и местным менталитетом. Возможно, это будет не очень впечатляющий рывок, но он, вероятнее всего, обоснован с точки зрения сохранения традиционных механизмов, которые будут восприняты населением более адекватно. Поскольку одной из отличительных свойств НПФ является полная прозрачность их деятельности, параллельная старая система вынуждена будет приспосабливаться к новым правилам игры.
— Банк «Аркада» фактически создал автономную пенсионную инфраструктуру. Достаточна ли ее надежность для пенсионной деятельности, рассчитанной на много лет вперед?
П.П. Мы думаем, что достаточна. Банк и холдинг имеют на украинском рынке недвижимости прочную, солидную репутацию организаций, которые практически не подводят своих клиентов. Кроме того, те люди, которые будут проводить эксперимент, — действительно профессионалы своего дела и создаваемая ими структура заимствует многое из того положительного опыта, который накоплен на рынке жилья.
— Каковы ваши планы дальнейшего сотрудничества с «Аркадой»?
Т.Г. Обмен визитами пока носит предварительный характер: мы как бы присматриваемся друг к другу. Нынешняя поездка — прежде всего ознакомительная, хотя не исключено какое-то техническое содействие или предложение неких идей. При визите в марте нашего высшего руководства, думаю, обе структуры придут к более конкретному соглашению о параметрах будущего сотрудничества. В том, что оно имеет перспективу, у меня сомнений нет.