Когда в «ЗН» от 17 марта с.г. мы презентовали «муниципальный капитализм по-киевски», то еще не знали, что в результате сложных комбинационных игр в чреве столичной госадминистрации возникло главное управление внешнеэкономических связей и инвестиций. Его возглавил бывший мэр Мариуполя, народный депутат прошлого созыва Михаил Поживанов.
— Михаил Александрович, в новой должности ваш горизонт стал наверняка шире. Как вам теперь видится инвестиционная обстановка в Киеве?
— По сравнению с другими регионами страны — вроде бы совсем неплохо. В 1997—99 годах в город пришли свыше 500 млн. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что составляет около 300 долл. на одного жителя, тогда как по всей Украине эта цифра находится где-то на уровне 30. Но у наших ближайших западных соседей 300—400 долл. является ежегодной ПИИ в расчете на одного жителя, а в Варшаве, Праге или Будапеште этот показатель превышает 1000 долл.
Особенно провальным оказался 1999 год. Ввиду избирательных кампаний многие инвестиционные проекты оказались просто замороженными. Например, переговоры с британской компанией Royal Stone о проекте «Днепровская пристань», который намечался к реализации в 2001— 02 годах на новом намытом месте возле Московского моста, начались еще в 1998 году. Помимо причалов, здесь должны быть сооружены гостинично-развлекательный комплекс, коттеджи, шикарный яхт-клуб и вся соответствующая инфраструктура. Уставный фонд в 50 млн. долл. предполагалось сформировать чисто по-английски — fifty-fifty. Но до последнего времени все работы были застопорены: англичане отслеживали текущую ситуацию, вплоть до реструктуризации внешних долгов. Словом, они постоянно держат руку на пульсе наших реформ.
— Ну, а как отразилось на ПИИ «черное» российское 17 августа 1998 года?
— Как ни странно, не слишком болезненно. Это видно хотя бы по деятельности компании «Макдоналдс», чьи вложения только в Киеве достигли 50 млн. долл. По Украине же она ведет строительство одновременно 20 ресторанов.
— Накануне ежегодного собрания совета директоров ЕБРР в 1998 году мне пришлось писать о безуспешных попытках построить в Киеве четырех-пятизвездные отели. Что-то изменилось в этом деле с тех пор?
— Примерно тот же вопрос прозвучал на недавней встрече с членами украинско-американской торговой палаты при посольстве США. Мне напомнили, что в других столицах бывших союзных республик есть как минимум три отеля такого класса. В Киеве же возникла монополия старых гостиниц, где, к тому же, гостей делят по старому советскому принципу: оплата услуг резко возрастает по шкале «гражданин Украины — житель ближнего зарубежья — житель дальнего зарубежья». С последних за услуги, не достигающие даже трехзвездного уровня, берут по пятизвездному тарифу — 150—200 долл. в сутки. Тогда я задал встречный вопрос: поскольку многие из вас живут здесь уже много лет, как вы объясняете этот феномен? И ответ был таков: у вас фактически отсутствует судебная власть и обратиться за защитой от произвола не к кому. А произвол, по мнению иностранцев, просто «неподъемный»: любой начальник — от инспекции по благоустройству до администрации города или области — может принять решение, нарушающее любой действующий закон. Поэтому в любой момент могут отключить электроэнергию или тепло, забрать разрешение на ведение строительных работ; за каждое разрешение приходится платить огромные деньги, что приводит к нерентабельности многих бизнес-планов.
Часто уже после начала строительства вдруг оказывается, что расположенные рядом дома являются памятниками архитектуры или культуры, после чего начинается выкачивание средств из иностранного инвестора. При попытке же найти от всего этого защиту в суде все пересиливает телефонное право. В такой ситуации, заверил я своих собеседников, новое управление как раз и намерено создать благоприятные условия для внешних инвесторов, включая сопровождение ПИИ страхованием рисков от пристрастий местных чинов.
— Неужели у нас появились страховые компании, способные предоставить гарантии для крупных инвестиционных проектов?
— Пока, увы, нет. Наша страховая система пребывает в глубоком упадке. Такие СК, как «Оранта», выживают в основном за счет сдачи в аренду той собственности, которая им досталась в наследство от Госстраха, да обязательной страховки тех или иных объектов и субъектов.
— Думаю, киевлянам было бы интересно узнать итог знаменитого инвестиционного скандала, памятник которому возведен возле Бессарабского рынка.
— Видимо, мало кто помнит, что решение о реставрации Бессарабского квартала было принято еще в 1986 году. В период перестройки этот процесс, увы, не ускорился. Лишь во времена Ивана Салия было создано СП с австрийской фирмой «Макулан». Были сменены несколько банковских партнеров, однако надежный источник финансирования австрийцы так и не нашли. Дело завершилось возведением офисного здания-«пилы» под аккомпанемент громких протестов посла ЮАР, после чего произошел полный разрыв отношений с «Макуланом».
В 1996 году киевляне воспрянули духом: в качестве затравки к своему главному бизнесу с запорожским «АвтоЗАЗом» южнокорейская корпорация «Дэу» решила принять участие в бессарабском проекте. Были быстро оформлены все финансово-юридические документы, причем киевским вкладом в уставный фонд (49%) стало право на пользование землей и строениями в пределах квартала. Однако разразившийся в 1997 году азиатский финансовый кризис так крепко «ударил» по «Дэу», что поставил ее на грань банкротства (долги компании превысили ее капитал на 5—6 млрд. долл.). Правительство Южной Кореи спасло корпорацию от полного краха, но подвергло ее серьезной реструктуризации, так что правопреемник украинских контрактов станет известен не ранее 1 июля с.г.
Это означает, что о предполагавшейся в 1998 году инвестиции в 100 млн. долл. под гарантии правительства Южной Кореи на ближайшие годы можно забыть. То есть, как и в случае с «Макуланом», остается вариант полного разрыва. Но юридически это сделать чрезвычайно трудно и дорого. Поскольку в контракте местом разрешения спорных вопросов определен Лондонский международный арбитраж, только исковое заявление от имени местной юридической фирмы обойдется порядка 120 тыс. долл. При переговорах же «Дэу» требует в случае своего отказа от договора сделать подрядчиком южнокорейскую фирму.
— А есть другие потенциальные инвесторы?
— Да, на форуме в Давосе с нашим Президентом по этому поводу встречался президент голландской компании DTZ — одной из крупнейших европейских фирм в сфере недвижимости. Готовы поучаствовать в инвестиционном конкурсе и швейцарская фирма «Патрик Лоран», владеющая серией из более чем 1000 магазинов беспошлинной торговли в аэропортах, израильские фирмы Zeevi и LR, работающие на украинском рынке вооружений.
— Помимо неудач, видимо, были и удачные инвестиционные начинания?
— Безусловно. Одним из таких примеров можно назвать супермаркет на Харьковском массиве. Торговую марку предоставила австрийская фирма Billa, а проинвестировал строительство «Киевгорстрой». Когда проезжаешь мимо и видишь очереди желающих попасть в магазин, понимаешь, что Киеву остро не хватает подобных торговых комплексов. Поэтому когда поднимают шум по поводу того, что в округе исчезли около 200 торговых точек, хочется спросить уважаемых критиков: разве рынок — это не конкуренция и много ли налогов поступает от лотков и ларьков?