В ОЖИДАНИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Поделиться
Возможно, мало кто обратил внимание, что Президент, подписывая закон «О Государственном бюджете У...

Возможно, мало кто обратил внимание, что Президент, подписывая закон «О Государственном бюджете Украины на 2000 год», одновременно письменно известил председателя Верховной Рады и премьер-министра, что делает он это исключительно из чувства уважения к достигнутому компромиссу между депутатским большинством и правительством, а также ввиду необходимости проведения в стране жесткой бюджетной политики. Тут сразу возникает ряд противоречий.

Дело в том, что искомый компромисс как раз и был достигнут за счет смягчения «жесткой бюджетной политики». Это подтверждает сам автор писем, когда высказывает свою обеспокоенность ростом доли государственного потребления. Сюда же следует добавить и целый ряд налоговых льгот, на ликвидации которых настаивало правительство и с которыми парламент не согласился (освобождение от подоходного налога денежного обеспечения военнослужащих и работников МВД, мораторий на уплату фиксированного сельхозналога, освобождение от НДС ряда операций с мясом и молоком, целый ряд льгот при импорте нефтепродуктов и т.д. и т.п.). Энергичные призывы к снижению налогового бремени перевоплотились в конце концов в его сохранение, либо даже в его усиление. Причина до банальности проста: поскольку налоговые ставки, льготы, списания и реструктуризация долгов рассматриваются не в безвоздушном пространстве, а в рамках реального бюджета, необходимость финансирования обязательных затрат в условиях сжатой доходной базы требует либо повышения ставок, либо отмены большинства льгот, либо введения новых налогов и сборов (как показывает многолетняя практика, чаще всего парламентарии и правительство прибегают к последнему варианту, ибо он позволяет скрыть причины в законодательном Монблане).

По сути, произошло отклонение от намеченного и благоприятного для экономического возрождения курса реформирования бюджетной и налоговой систем. В связи с этим реформирование налоговой системы, заложенное в концепции, должно скорректировать систему экономических мер государственного регулирования. Чем она воплощает, кстати, идеи, изложенные в Послании Президента Украины к депутатам Верховной Рады.

Здравый смысл подсказывает, что достичь компромисса по всему кругу фискальных проблем можно лишь путем принятия единого закона о всех налогах, т.е. Налогового кодекса. К этой истине обе ветви власти шли долгих восемь лет и вот, вроде бы, подошли к финишу: на днях Президент направил в ВР перечень законопроектов, которые следует рассмотреть вне очереди. Среди них числится и Налоговый кодекс, пять проектов которого уже почти год пылятся на парламентской полке.

Но с появлением многочисленных проектов возникла проблема. Дело в том, что альтернативные проекты кодексов концептуально отличны. И чтобы принять единый Налоговый кодекс, нужно принять соответствующую концепцию реформирования налоговой системы в Украине.

Наибольшей популярностью в депутатской и предпринимательской среде пользуется, насколько известно автору, концепция, разработанная группой народных депутатов Украины: Б.Губским, В.Алешиным, И.Белоусовой, В.Макеенко, В.Рыбаком, В.Сокерчаком, А.Станковым, В.Хмельницким и И.Шаровым.

До сих пор главное внимание в различных дискуссиях было приковано к внутренним аспектам внедрения той или иной системы налогообложения. Однако не менее важны и аспекты внешние, которые обеспечивают гармонизацию украинского налогового законодательства с налоговым законодательством наших основных торговых партнеров. Именно о них мы и беседуем с заместителем председателя комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Богданом ГУБСКИМ.

Пользуясь случаем, редакция поздравляет Богдана Владимировича с днем рождения и желает здоровья и больших творческих успехов в его многогранной деятельности.

— Поскольку наш с вами разговор происходит в момент всенародного обсуждения программы деятельности Кабмина «Реформы ради благосостояния», грех было бы не воспользоваться, как говорили в советскую старину, его «выводами и предложениями». Так вот в первом разделе программы с пафосом отмечено, что позитивное сальдо внешнеторгового баланса Украины достигло в 1999 году 1,2 млрд. долл., но скромно опущено обстоятельство, за счет которого это произошло, а именно: если экспорт сократился на 8,4%, то импорт — на 19,3%. Причем хуже всего обстоят дела в обмене товарами и услугами с Россией: вывоз сократился на 11,5%, ввоз — на 21,5%. Но поскольку целью своей деятельности правительство объявило подъем благосостояния граждан Украины до среднеевропейского уровня, а интеграция Украины в ЕС включена в стратегические цели, начнем, пожалуй, с вопроса о том, как взаимосвязаны положения вашей налоговой концепции со стратегией ЕС в сфере гармонизации налогового законодательства.

— В данную стратегию входят четыре составляющие: 1) содействие повышению конкурентоспособности европейских фирм на мировом рынке; 2) обеспечение налогового нейтралитета и недопущение диспропорций в результате тех или иных действий стран — участниц ЕС; 3) совершенствование национальных налоговых законодательств в сторону их открытости, простоты и стабильности; 4) усиление налогового контроля за деятельностью компаний. Этот перечень и стал нашей «путеводной звездой».

Возьмем для начала две последних евросоставляющих. Их наш проект реализует с помощью единой учетной политики, единого подхода к определению налогооблагаемой прибыли и введения национальных стандартов бухгалтерского учета, полностью отвечающих международной системе. Предприятия, независимо от своего юридического статуса, обязаны определять указанную прибыль на основе балансового отчета путем вычета всех расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности налогоплательщика, из валового дохода. При этом действует известный принцип демократии: разрешено все, что не запрещено. То есть в нашей концепции оговорены только затраты, которые не подлежат вычету.

Поскольку НДС является, пожалуй, самым нейтральным видом налога, его гармонизации с требованиями ЕС мы уделили особое внимание. Обложению НДС у нас подлежат все продажи, причем для промежуточных покупок используется метод налогового кредита. А поскольку основной упор «объединенные европейцы» делают на сокращении количества ставок НДС (по директиве ЕС ее рекомендуется установить на уровне 15%), то мы и последовали этой рекомендации. Между прочим, исследования специалистов Гарвардского института международного развития показали, что при снижении ставки НДС с нынешних 20 до 15%, ликвидации льгот по его уплате и использовании других акций по снижению уровня теневой экономики, соответствующие поступления в бюджет-2000 можно увеличить почти вдвое. Поэтому со льготами мы поступили аналогично и свели их к максимально возможному минимуму.

— Ну, а как вы обошлись с любимым детищем лоббистов из правительственных и парламентских структур — акцизами?

— Политика ЕС направлена не только на уменьшение количества акцизов, но и на гармонизацию их ставок с целью ликвидации перекосов в торговле. На этих принципах и базируется наша концепция: существенно сужен круг подакцизных товаров, пересмотрен уровень акцизных ставок с целью полной их унификации между импортируемыми и производимыми в Украине подакцизными товарами.

— Есть еще один постоянно дискутируемый вопрос: подвергать ли налогообложению операции с ценными бумагами и банковские депозиты?

— ЕС предлагает унифицировать или же вообще упразднить налоги на операции с капиталом, ибо это серьезно тормозит развитие едва ли не самого мощного на сегодня сектора мировой экономики. В нашей концепции предусматривается указанные доходы облагать налогом на общих основаниях в составе совокупного дохода. Дивиденды в него не включаются, а чтобы избежать их двойного налогообложения, эти выплаты осуществляются только за счет нераспределенной прибыли после уплаты налога на прибыль.

— По-моему, у нас с вами осталась незатронутой первая составляющая стратегии ЕС. Как она отражена в вашем документе?

— В соответствующем документе ЕС есть такая рекомендация национальным налоговым службам: либо освободить от налогов прибыль, которая переводится в иностранную компанию размещенными на их территории филиалами, либо учесть выплаченные этими филиалами суммы при взимании налогов у материнской компании. Эта процедура выражает интересы не только крупных промышленных групп, но и многих малых и средних предприятий, занимающихся экспортом товаров через свои зарубежные представительства. Исходя из тех же соображений, в нашем проекте филиал не является самостоятельным плательщиком налога на прибыль, т.е. все налоги платит материнское предприятие. И еще один момент я хотел бы отметить. Поскольку снижение стоимости рабочей силы — это важнейший фактор повышения конкурентоспособности, то мы в концепции предлагаем уменьшить граничную ставку начислений на фонд зарплаты до 30%.

Что принесет нам гармонизация украинского законодательства со стандартами ЕС? Во-первых, это рост доверия партнеров и вытекающее из этого увеличение товарооборота с европейскими странами. Во-вторых, это будет означать переход от общих разговоров к конструктивным шагам по принятию Украины в ЕС. И, наконец, это будет означать реальную интеграцию Украины в европейскую экономическую систему.

— Теперь, видимо, самое время перейти к проблеме гармонизации налоговых взаимоотношений с крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины — ее бывшим «старшим братом». Хотя падение торговли с Россией после финансового дефолта в августе 1998 года оказалось более чем впечатляющим, ее объем до сего дня составляет треть внешнеторгового оборота Украины. Как ваша концепция учитывает эти обстоятельства?

— Тут есть две проблемы. Первая — это несогласованность валютной политики. Давайте сравним итоги экономического развития двух стран в 1999 году. Прирост российского ВВП в минувшем году составил 2%, промышленной продукции — 8%, положительное внешнеторговое сальдо составило $40,4 млрд. долл., причем экспорт упал лишь на 1%, а импорт — примерно на 30%. То есть в России произошло значительно более сильное импортозамещение, чем в Украине, где ВВП сократился на 0,4%, а промышленное производство выросло на 4,3%. Главный виновник этого «экономического микрочуда» — более глубокая девальвация национальной валюты России. Да, россияне заплатили за это инфляцией в 36,5% вместо наших 19,2% и значительно большим падением жизненного уровня — ничего даром не дается. Но между нами возник, увы, «железный валютный занавес».

Второй — торговый «занавес» возник из-за несогласованности налоговой политики. Я не снимаю вины с наших партнеров, но не менее существенную роль в обвале российско-украинского товарообмена сыграло отсутствие в Украине четкого правового регулирования в налогообложении экспортно-импортных операций, существование множества подзаконных актов и инструкций, которые, к тому же, очень часто меняются.

Опередили они нас и в сфере единого налогового законодательства. Первая часть налогового кодекса России, установившая основные положения и принципы налогообложения, вступила в силу еще с 1 января 1999 года. В нашей концепции осуществлена систематизация терминов и понятий, что позволяет избежать противоречий и недоразумений в применении налогового законодательства на практике, упрощает контроль за взиманием налогов.

— Насколько я знаю, в обеих странах параллельно были внедрены НДС и налог на прибыль. А как соотносятся между собой основные направления реформирования налогового законодательства?

— Если говорить о нашем проекте, то во многом они идентичны. Это, в первую очередь, касается унификации порядка налогообложения различных категорий плательщиков, устранения большинства льгот, искажающих основы функционирования рыночной экономики, уменьшения налогового бремени и сокращения общего числа налогов и сборов. Все это расширяет налоговую базу и уменьшает расходы на администрирование.

Важен и региональный аспект. Как и в России, концепция устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов на разных административно-территориальных уровнях. При этом закрепляются граничные ставки местных налогов и сборов.

Я хочу подчеркнуть, что тандем в развитии налогового законодательства Украины и России — обязательное условие их согласованной экономической политики на европейском и мировом рынке. Кроме того, имея аутентичное с Россией налоговое законодательство, Украина создаст объективные предпосылки для роста экспорта своих товаров и услуг. И, наконец, в этих условиях Украина сможет иметь положительное сальдо в условиях динамично растущих объемов экспортно-импортных операций, а не за счет превышения темпов падения объемов импорта по сравнению с темпами падения объемов своего экспорта.

— Как известно, легализация теневой экономики и вывезенных капиталов является одинаково актуальной для обеих стран. Имеются ли в вашей концепции какие-либо механизмы решения этой проблемы?

— Да, мы предусматриваем проведение единоразового декларирования имущества физических лиц, т.е. своеобразную налоговую амнистию. Это создает стартовые условия для последующего развития цивилизованного взимания налогов на имущество и на доходы от его продажи. Этой же цели служит принцип налогообложения операций населения с недвижимостью, когда объектом налогообложения является не вся сумма, а только разница между полученной суммой и затратами, которые осуществил налогоплательщик при приобретении этого имущества. Такой принцип налогообложения позволит создать предпосылки для формирования реальных ценовых масштабов на рынке недвижимости, а также заложить соответствующую информационную базу. Сегодня данная проблема, как вы, очевидно, знаете, — одна из самых острых. Добавьте ко всему вышесказанному предлагаемое нами введение пятилетнего моратория на внесение любых изменений в налоговое законодательство — и правовые основы для взаимовыгодной международной торговли налицо.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме