Состоявшиеся в Киеве 1 ноября переговоры украинского правительства с делегацией российского «Газпрома» по сути явились раундом согласования правил игры на межгосударственном газовом рынке.
Оценивая результаты переговоров, вице-премьер-министр Украины Василий Евтухов констатировал, что достигнут нормальный компромисс и понимание того, что бесплатно ничего не бывает. Основные положительные моменты для Украины, по его мнению, - во-первых, в разделении контрактов на транзит газа, поставку газа для потребностей Украины и хранение газа в украинских подземных хранилищах. Во-вторых, зафиксирована цена на транзит российского экспортного газа через территорию Украины. С 1996 года транзит 1 тысячи кубометров по 100 километрам украинских газопроводов будет стоить 1,75 доллара.
В 1996 году Украина намерена импортировать из России около 50 млрд. кубометров газа. Однако эта так называемая квота не ставит России жесткие рамки - «Газпром» предлагает и больше. 50 млрд. кубометров следует, вероятно, рассматривать как внутреннюю квоту. Но если учесть, что с 1996 года на внутриукраинский рынок газа правительство намерено допустить государственные и негосударственные торговые компании, то потребность впервые, возможно, будет сформирована естественным образом - спрос-предложение.
Принципиальным является тот момент, что правительство Украины не берет на себя обязательства за поставки газа для всех потребителей. По словам вице-премьер-министра, государство гарантирует, что обеспечит газом исключительно население и коммунально-бытовой сектор страны (около 30 млрд. кубометров в год). Основным источником этого станет газ, добываемый в Украине (около 19 млрд. кубометров в год). Остальной объем, вероятно, будет закуплен по госконтракту.
В.Евтухов считает, что такой способ снизит зависимость граждан страны от «политических настроений и эмоций» в Российской Федерации или Туркменистане. Тем самым в Украине будет относительно стабилизирована и социальная напряженность, порождаемая, кроме всего прочего, еще и проблемами газообеспечения.
Промышленным потребителям импортного газа придется самим заботиться о своем газообеспечении (то есть заключать с торговцами газом прямые контракты). И, соответственно, отвечать за их оплату. Такая схема избавит Украину от приобретения государственных газовых долгов и,вероятно, будет стимулировать платежи за используемый газ. В противном случае должники будут иметь дело не с «Укргазпромом» и «Укргазом», которые сегодня имеют полномочия отключать подачу газа, а с его продавцами. Газовые предприятия в этом случае станут выполнять исключительно технические функции.
На внутреннем газовом рынке, сказал В.Евтухов, компаниям будут созданы нормальные условия для работы. Конкуренция предложений (а они есть уже сегодня) стабилизирует цены на газ. В этом случае межправительственное согласование цены российского газа для Украины не имеет особого значения.
Кстати, о цене никто не распространялся. Отныне это самая что ни на есть коммерческая тайна. Правда, представители делегации российского «Газпрома» поговаривают, что речь может идти о 80 долларах за тысячу кубометров. Однако, если за дело возьмутся предприниматели, цена в конкретных контрактах, наверное, будет ниже. Для сравнения: договорная цена российского газа для Латвии на 1996 год - 73,6 доллара за 1 тысячу кубометров, для Грузии - до 70 долларов с транзитом до границы, а для Беларуси - до 50 долларов (данные - из российской прессы).
Советник председателя правления «Укргазпрома» Владимир Максимов констатирует, что максимальная и оправданная по затратам цена российского газа для Украины не может превышать 40 долларов.
В этом году контрактная стоимость российского газа для Украины - 80 долларов. Однако за счет зачисления части стоимости его транзита по территории Украины реальная цена - 50 долларов. При этом около 90% стоимости текущих поставок газа за три квартала Украина российскому «Газпрому» оплатила.
Сегодня переговорный процесс о газопоставках в Украину и самой схеме газового рынка - в самом разгаре. До декабря покупатели должны подписать контракты с российским «Газпромом» и Туркменистаном. Собственно, только после этого и можно будет реально оценить результаты принципиальных договоренностей в Киеве 1 ноября.
Однако стоит заметить, что в вопросе установления тарифной ставки на транзит российского газа «Укргазпром» рассчитывал на большее, предлагая установить цену в 2,28 доллара. И до подписания контракта на транзит непосредственно «Газпромом» и «Укргазпромом» названная ставка в 1,75 доллара еще может быть скорректирована. Хотя вряд ли стоит на это рассчитывать.
С точки зрения специалистов газотранспортной отрасли Украины, нежелание российского «Газпрома» повышать ставку транзита через Украину нельзя объяснить приводимым российскими газовиками аргументом: якобы это повлияет на цену газа для импортеров российского сырья и потребует пересмотра контрактов, что не предусмотрено долгосрочными договорами с «Газпромом».
Между тем, долгосрочные контракты на закупку российского газа предусматривают возможность пересмотра цен для покупателей. Однако надо заметить, вряд ли основанием для этого может служить нежелание российского «Газпрома» терять часть прибыли за транзит. Принятая в мире система формирования цен на газ учитывает прежде всего спрос и предложение на рынке газа. Другой фактор - изменение цен на альтернативные энергоносители: нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, твердое топливо (в меньшей мере).
Газоторговые компании всех цивилизованных стран, как правило, закупают газ у нескольких независимых источников и всегда имеют возможность выбрать наиболее выгодное предложение.
Кроме того, газоторговые компании четко следят за конкурентоспособностью своего товара на внутреннем рынке. Многие потребители в других странах выбирают вид топлива или энергии. Поэтому, если цена газа будет дороже, чем, например, жидкого топлива, газовая компания рискует потерять рынок сбыта. Известны случаи, когда газоторговые компании какое-то время работали в убыток себе (чтобы не потерять покупателей), когда на рынке энергоносителей резко упали цены на жидкое топливо. Так что неурегулированность экономических отношений России и Украины вряд ли можно назвать состоятельным аргументом, чтобы пересматривать цены на газ, в том числе и российский.
Более того, представители компаний, закупающих российский газ, категоричны: стоимость транзита по Украине - это внутреннее дело Украины и России. Во всяком случае до тех пор, пока не существует коммерческих отношений непосредственно с Украиной.
В настоящее время увеличение транзитной ставки «Укргазпромом» повлияет вероятнее всего на доходы самого «Газпрома», так как все контракты учитывают стоимость транзита. Если же «Газпром» захочет поднять стоимость своего газа для европейских потребителей, он имеет право попробовать это сделать, однако не может не учитывать, что повышение контрактной цены повлияет на конкурентоспособность российского газа на европейском рынке. И если «Газпром» рискнет увеличить цену своего товара, от него могут и отказаться (если не навсегда, то на какое-то время).
В планы «Газпрома» такой поворот дел никак не входит. И он пытается отстоять свою прибыль (за счет низкого транзитного тарифа, в том числе и через нашу территорию) тем, что «давит» на Украину. Методы и способы давления достаточно известны и стабильны - как в политике, так и в экономике. Причем, на первый взгляд, они и не кажутся связанными с газовым бизнесом. И если «Укргазпром» сможет отстоять заявленную цену транзита, это может стать свидетельством увеличения реальной роли Украины в вышеназванных аспектах.
Если позиция «Укргазпрома» будет принята, появляются два положительных момента. Во-первых, начало утверждения реальной экономической политики в газовой и газотранспортной отраслях страны (если правительство не будет, как было заявлено в его программе, отдавать за российские уступки прибыль и заработок «Укргазпрома»). Во-вторых, признание «Укргазпрома» как самостоятельной компании на газовом (вернее - газотранспортном) рынке Европы.
Сегодня «Укргазпром» не является фактическим партнером газовых компаний. Ежегодно транспортируя огромнейшие объемы газа (на 1995 год - 116 млрд. российского газа), он при этом не имеет ни одного самостоятельного контракта. Все расчеты за его услуги ведутся в основном с российским «ГазЭкспортом» (предприятие по экспорту газа «Газпрома»). И «Укргазпром» фактически не отвечает перед покупателями российского газа за стабильность поставок. Если кто и спрашивает с него, так только «Газпром».
Впрочем, эта давняя система поставки и оплаты российского газа сложилась с тех времен, когда газотранспортая система и Восточной Европы, и всех советских республик контролировалась Советским Союзом.
Западноевропейские импортеры российского газа по этой причине покупали его на пунктах передачи газа у своих границ. Посему и стоимость транзита включалась в общую цену российского газа. Так это происходит и сейчас. И,вероятно, будет еще долго существовать.
Сегодня геополитическая ситуация изменилась. И газотранспортным предприятиям стран Восточной Европы было бы, так сказать, сподручнее вести расчеты не с российским «Газпромом», а с компаниями, покупающими его газ. Трудно сказать, устроит ли такой вариант тех самых покупателей. Однако, скорее всего, для них такая система расчетов - не новость. Например для Франции российский газ транспортируется через Украину, Словакию, Чехию и Германию. Но когда французские потребители недополучают газ (независимо от того, кто из транспортеров «отобрал лишнее» для собственных нужд), счет, обычно, выставляется российскому «Газпрому». А он, в свою очередь, обвиняет ближайшее газотранспортное предприятие «Укргазпром» (который, надо заметить, иногда вынужден прибегать к несанкционированным отборам газа). Случаев, когда «Газпром» выставлял бы аналогичный счет, например, газотранспортному предприятию Германии, припомнить не удалось.
Возможно покупателям российского газа и выгоднее иметь дело с одним только «Газпромом». Но если говорить об ответственности газотранспортных компаний транзитных для российского газа стран, то сначала, наверное, надо ее узаконить. Практически это означает заключение с ними прямых контрактов на транзит газа.
Интересно, что российский «Газпром» (или «ГазЭкспорт») после распада Союза создал в большинстве стран - для контроля транзита своего газа - совместные предприятия. А в бывших советских республиках в счет долгов «Газпром» получил практически полный контроль над газовой инфраструктурой.
Нет такого контроля пока только в Украине.
И если учесть вышеназванные обстоятельства (создание СП по транзиту газа), то, вероятно, для импортеров российского газа, даже с появлением новых стран и газотранспортных предприятий в них, на самом деле мало что изменилось: как контролировал «Газпром» свой газовый транзит, так продолжает контролировать.
Неясно пока только с Украиной, в которой «Укргазпром» намерен выступить самостоятельным газотранспортным предприятием. Удастся ли ему это сделать - зависит от многих обстоятельств, в том числе от усилий российского «Газпрома», покупателей его газа, ситуации на газовом рынке и многого другого. Но одним неоспоримым свидетельством прочности позиций «Укргазпрома» является исключительная стабильность и надежность его работы. Вряд ли в мире будут воспринимать «Укргазпром» серьезно, пока на его счет правительство Украины списывает внешние газовые долги внутренних украинских потребителей.