Страшилки о грядущей лютой зиме, дефиците газа, холодных батареях и под шумок вымывание бюджетных средств — не что иное, как фиговый лист, которым Банковая и ее марионеточные парламент и правительство пытаются прикрыть свои реальные действия, фактически останавливающие добычу газа в Украине. В условиях военного времени это не что иное, как диверсия против энергетической безопасности Украины.
Третий месяц добывающие компании находятся в подвешенном состоянии, ожидая решения парламентариев, которое может быть принято в течение недели и остановит уже начавшееся сокращение добычи. Однако Верховная Рада даже не пытается исправить допущенный перекос. Создавая видимость активной подготовки к осенне-зимнему сезону 2022/2023, народные депутаты бесконечно и бесполезно заседают в многочисленных антикризисных штабах и комиссиях, но на действительно важное времени не находят.
Проблема в непросчитанном механизме налогообложения добычи газа в период военного положения. Пока цены на газ на европейских хабах не галопировали, действующая привязка базы налогообложения добычи газа в Украине к основному индикативу — цене на хабе TTF, позволяла вести прогнозированную добычу, инвестировать в прирост запасов… Затянувшаяся война внесла свои коррективы, — продажи газа промышленности сократились, а цена на хабе, исходя из которой начисляется рента на добычу газа в Украине, уже доходит до 3 тыс. долл. за тысячу кубометров. Получается, что компании, добывающие газ, например, из скважин глубиной до 5000 м, автоматически наращивают свои долги. Ответная реакция — сокращение добычи. Решение состоит в изменении системы начисления ренты, прописанной в Налоговом кодексе Украины.
Но, видимо, налоговый комитет ВР, возглавляемый Даниилом Гетманцевым, думает иначе: мол, пускай раскошелятся частные добывающие компании!
На первый взгляд, вроде бы логично. Но очень уж напоминает ситуацию 2014–2015 годов. Только тогда резко подняли ставки ренты, добыча сократилась до минимума, в итоге бюджет не получил ожидаемых рентных платежей, а добывающая отрасль еще пять-шесть лет восстанавливала темпы и уровень добычи газа.
Рента — государственный налог на компании, добывающие нефть и природный газ (как и другие полезные ископаемые). Нормально, когда даже в относительно рыночной ситуации государство регулирует добычу рентой. Это во-первых. Во-вторых, рентные платежи — существенная часть поступлений в государственный и местные бюджеты.
Во время военного положения всем пришлось затянуть пояса, в том числе и частным газонефтедобывающим компаниям, и государственному АО «Укргаздобыча» (УГД). У большинства частных добывающих компаний лицензии не отобраны, несмотря на подозрения. Фактом является то, что негосударственные, в основном частые, газодобытчики за последние пять лет обеспечивали увеличение (прирост) добычи газа, тогда как государственная «Укргаздобыча» (учредитель и владелец 100% капитала — НАК «Нафтогаз Украины») планомерно сокращала добычу.
Прежде чем разбираться с рентой для частников, посмотрим, сколько они реально добывают природного газа и каков их вклад в газовый баланс страны (который, к слову, Минэнерго, НАК и оператор ГТС до сих пор никак не сведут).
По итогам 2021 года, общая добыча частных добывающих компаний составила 5,57 млрд кубометров товарного газа при общей добыче газа в Украине в 18,5 млрд. Доля государственного АО «Укргаздобыча», безусловно, превалирует и составила в предыдущем году 12,93 млрд кубометров природного газа.
Заметим, объем добычи частными компаниями сравним с объемом, который «Нафтогаз» намерен закупить за бюджетные (кредитные) средства и у частных добывающих компаний для формирования резерва газа в подземных хранилищах (ПХГ) на предстоящую зиму.
Однако тенденция сокращения добычи настораживала еще до полномасштабного вторжения рашистов в Украину.
В первом полугодии 2022-го общая добыча газа в Украине составила 9,3 млрд кубометров. Согласно расчетам ExPro, это на 4,5% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Для справки: Общая добыча газа в Украине в январе—июне составила: в 2021 году — 9,8 млрд кубометров, в 2020-м — 10,2 млрд, в 2019-м — 10,5 млрд (самый высокий показатель с 2013 года), в 2022 году — 9,3 млрд кубометров (на 4,5% меньше, чем за первое полугодие 2021-го). Показателен июнь: в 2022 году общая добыча составила около 1,5 млрд кубометров, это на 7% меньше, чем в июне 2021-го.
Основная проблема, возникшая в период военного положения у добывающих компаний, — это база налогообложения, из которой в процентном соотношении устанавливается рентная плата. Основной индикатив для этой базы прописан в Налоговом кодексе — среднемесячная цена газа на хабе TTF. Где тот нидерландский хаб TTF с его спотовыми заоблачными ценами, а где Украина, воюющая на всех фронтах с оккупантами, и где наши добывающие компании?..
В то же время средняя цена газа частных добывающих компаний колеблется в районе 30 тыс. грн за тысячу кубометров.
Учитывая тенденцию постоянного роста котировок на газ в Евросоюзе выше 2500 долл./тыс. кубометров, база налогообложения для расчета ренты будет около 100 тыс. грн, исходя из курса доллара.
Соответственно, с учетом процента ставок ренты средняя рентная плата составит 40–50 тыс. грн/тыс. кубометров для скважин глубиной менее 5 км (а таких в Украине более половины).
Несложно подсчитать, что при такой базе налогообложения добыча каждой тысячи кубометров газа принесет компаниям убыток не менее 15–20 тыс. грн только из-за разницы между ценой продажи и рентой.
А кроме ренты, есть еще энергозатраты, инвестиции в поддержание добычи, бурение новых скважин, зарплата и т.д.
Выше мы подсчитали, что из общей добычи газа в Украине на долю частных добывающих компаний приходится более 25%. Добытый газ частные компании продают в Украине в основном промышленным потребителям. Но война уже внесла коррективы — многие предприятия приостановили производство, соответственно, спрос на газ резко сократился. Отсюда в том числе и общее сокращение добычи газа в июне на 7%. При том, что сейчас каждый добытый в стране кубометр газа жизненно необходим.
Можно критиковать и призывать к ответу нерадивых частных добытчиков, но лучше уж пусть те из них, кто не замечен в подвохах, вносят свою лепту в газовый баланс страны, чем выделять бюджетные миллиарды «Нафтогазу» на закупку газа за рубежом по ценам «импортного паритета». В то время, когда добыча в Украине стремительно падает. На какие тогда доходы от ренты рассчитывает бюджет?
Не убить добычу рентой и сдержать ее падение вполне реально. Для выгоды прежде всего бюджета, который финансирует закупку газа «Нафтогазом» для формирования резерва в ПХГ на осенне-зимний сезон 2022/2023.
Для этого как можно скорее следует принять два решения.
Во-первых, пересмотреть базу налогообложения рентой добываемого в стране газа на период военного положения и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Действующая система уже привела к снижению добычи частными компаниями вдвое. А увеличение цен на TTF до 3 тыс. долл./тыс. кубометров вообще грозит остановкой украинской добычи частными компаниями, так как ни одна компания отрасли не сможет позволить себе нести налоговую нагрузку, вдвое превышающую цену реализации, и таким образом только наращивать многомиллионные убытки. В конце концов, это бизнес, и весьма затратный, а не только прибыльный в прежние времена.
Но единственным прозрачным индикативом налоговой базы сегодня является цена фактического рынка военного периода — среднего между тремя значениями: цена продажи газодобывающими компаниями (без учета НАКа) на бирже и украинские котировки UA VTP мировых информагентств ISIS и Argus за этот же период. И эту цену сделать базой налогообложения рентой на время действия военного положения.
Во-вторых, если уж Кабмин принял решение о формировании резерва «Нафтогазом» за бюджетные средства в ПХГ и за счет газа, добываемого частными компаниями, логичен следующий шаг. А именно: утверждение прозрачного порядка (механизма) обязательного выкупа всего газа отечественной частной добычи «Нафтогазом» по цене, которая позволит добывающим компаниям инвестировать в сохранение и увеличение добычи газа.
Принципиально также предусмотреть закупку газа НАКом на недискриминационных условиях — у всех добытчиков пропорционально довоенному уровню добычи. А не «на усмотрение» чиновников «Нафтогаза».
Принятие этого комплексного решения сможет предотвратить коллапс на рынке газа и не допустить катастрофического падения добычи.
Сказать, что в Кабмине и офисе президента об этом не осведомлены, так нет. Третий месяц минимум раз в неделю эту проблему обсуждают на совещаниях с участием замглавы ОПУ… Ростислава Шурмы, главы Минэнерго… Германа Галущенко, главы комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКУ Андрея Геруса, руководителя фракции «Слуга народа» Давида Арахамии и предправления «Нафтогаза» Юрия Витренко. Но, кроме сотрясания воздуха, ни одного конкретного решения для исправления ситуации до сих пор не принято. А добыча с каждым днем падает все стремительнее.
Ну, с парламентом и правительством понятно, — легче же выделить НАКу бюджетные 215 млрд грн на импорт газа, чем остановить одним корректным решением падение добычи, заодно наполнив бюджет. Интересно, президент тоже так считает?
Больше статей Аллы Еременко читайте по ссылке.