30 декабря прошлого года НКРЭ установила новые цены на газ для разных категорий потребителей. Но, вопреки ожиданиям, цены для населения за "коммуналку", в частности теплоснабжение, вследствие этого не снизятся. 31 декабря 2013 г. Валерий Саратов, глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, сообщил, что "комиссия не видит оснований для пересмотра и снижения тарифов на теплоснабжение".
ZN.UA обратилось к председателю Госкомуслуг В.Саратову и попросило уточнить, почему не видят оснований для снижения тарифов для населения на газ и теплоснабжение. И вообще, кто и сколько должен платить с 1 января 2014 г.?
Ответ В.Саратова был следующим:
"При расчете тарифов на тепловую энергию, производимую для потребностей населения, используется стоимость природного газа украинской добычи -
1309 грн за тысячу кубометров вместе с НДС. Новая стоимость российского газа в 2448 грн за тысячу кубометров выше используемой сейчас. Поэтому у комиссии сейчас нет оснований пересматривать тарифы на тепловую энергию для населения.
Несколько иная ситуация с такими категориями потребителей тепловой энергии, как "бюджет" и "другие", а это организации бюджетного сектора и бизнес-структуры.
До 31 декабря 2013 г. в стоимость гигакалории тепловой энергии для таких организаций закладывалась старая цена природного газа в размере 3823 грн за тысячу кубометров.
Новая цена газа, установленная Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), которая учитывается в тарифах на тепловую энергию, составляет:
- для потребностей населения - 1309 грн за тысячу кубометров;
- для потребностей бюджетных учреждений - 2783 грн за тысячу кубометров; эта цена состоит из стоимости закупки газа - 2448 грн, целевой надбавки в 2% и затрат на транспортировку газа по магистральным и распределительным газопроводам - 287 грн;
- для потребностей других потребителей (бизнеса) - 3462 грн за тысячу кубометров; эта цена состоит из стоимости закупки газа - 3113 грн, целевой надбавки в 2% и затрат на транспортировку газа по магистральным и распределительным газопроводам - 287 грн.
Итак, вследствие уменьшения цены природного газа для потребностей ТКЭ, а в структуре среднего тарифа на тепловую энергию для бюджетных и других потребителей на стоимость газа приходится около 80%, Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, которую я возглавляю, 31 декабря 2013 г. была скорректирована стоимость тепловой энергии для соответствующих категорий потребителей.
Например, в среднем снижение тарифов составило:
- для организаций бюджетной сферы - на 22–25% (с 728 до 599 грн за 1 Гкал.);
- для бизнеса - на 12% (с 766 до
683 грн за 1 Гкал.).
Новые тарифы начали действовать с 1 января 2014 г. Таким образом, уже в феврале организации бюджетной сферы и предприятия получат счета за тепловую энергию за январь с уменьшенными цифрами.
Относительно структуры тарифов на тепловую энергию, то с даты своего создания комиссия при расчете тарифов для всех своих предприятий-лицензиатов руководствуется требованиями Единого порядка расчета тарифов, установленного постановлением Кабинета министров Украины №869 от 1 июня 2011 г. "Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги".
Относительно услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу, то в структуре их себестоимости газовая составляющая отсутствует. А установление тарифов на услугу по подогреву холодной воды (горячее водоснабжение) входит в компетенцию местных органов власти".
Но остается без ответа довольно принципиальный вопрос. Я адресую его, скорее, власти, чем госкомиссиям. Как утверждают специалисты отрасли и показал прошлогодний опыт, далеко не всегда газа, добываемого в Украине, хватает на газо- и теплообеспечение даже населения и бюджетной сферы. Дело в том, что самое крупные газодобывающее предприятие Украины - ПАО "Укрнефтегаздобыча" - имеет около двух десятков совместных добывающих предприятий. И партнеры (иностранные или частные) в таких СП не обязаны продавать свою долю добытого газа по установленными НКРЭ ценам. Вот и получается, что далеко не на все потребности населения и предприятий теплокоммунальной энергетики хватает газа собственной добычи. И некоторым предприятиям ТКЭ приходится закупать импортированный газ. (Но достоверной информации о том, куда и сколько используется "государственного" газа, ни НКРЭ, ни "Нафтогаз Украины", ни Минэнергоугольпром не разглашают.) Цена его, несмотря на скидку, в действительности будет снижаться, как установила НКРЭ, очень медленно. Следовательно, в стоимость их продукции уже будет заложена другая цена на газ. И к тому же ежеквартально цена на российский газ может быть изменена. Поэтому, очевидно, придется готовиться и к изменению тарифов. И не факт, что они будут снижаться, по крайней мере, так, как радостно обещало правительство после декабрьских московских соглашений.
Справка ZN.UA:
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, - государственный коллегиальный орган. Комиссия образована указом президента Украины от 23 ноября 2011 г. №1073. Задача комиссии - регулирование и лицензирование деятельности в сфере генерации, транспортировки и снабжения тепловой энергией, а также централизованного водоснабжения и водоотвода.
Под контролем комиссии находятся:
- предприятия централизованного водоснабжения и водоотвода, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу не менее чем 30 тыс. физических лиц и объемы реализации услуг которых составляют, соответственно, по централизованному водоснабжению - более чем 300 тыс. кубометров в год, по централизованному водоотводу - свыше 200 тыс. кубометров в год или системы централизованного водоснабжения и водоотвода которых расположены на территории двух или более областей, совместных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями;
- предприятия по производству тепловой энергии с отпуском тепловой энергии потребителям в объеме, превышающем 20 тыс. Гкал. в год;
- предприятия по транспортировке и снабжению тепловой энергией, из тепловых сетей и тепловых пунктов которых для нужд потребителей отпускается тепловая энергия в объеме, превышающем 18 тыс. Гкал. в год;
- предприятия по переработке и захоронению бытовых отходов, обслуживающие населенные пункты с численностью населения свыше 100 тыс. человек и мощностью переработки или захоронения свыше 50 тыс. тонн или 200 тыс. кубометров бытовых отходов в год.