Экспроприация — по закону военного времени?

4 июля, 2014, 19:30 Распечатать Выпуск №24, 4 июля-11 июля

В таком спорном, как оказывается, законопроекте как бы невзначай правительство одной строкой "списывает" накопившиеся долги предприятий ТЭК. И на этом фоне Кабмин вносит еще один законопроект. С главной мотивацией — соблюдение правил игры на европейском газовом рынке.

Премьеру Яценюку уже не было смысла 3 июля грозить депутатам: "Будете сидеть зимой без газа", после того как парламентарии завалили два поданных правительством "газовых" законопроекта. Нюанс в том, что при таком подходе они являются взаимоисключающими. Это если не вдаваться в детали каждого из этих документов.

Законопроект "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе" (№4117а), как ни прискорбно, продиктован реалиями. Яценюк не рассказал всей правды о возможных проблемах с газообеспечением страны уже в декабре-январе. Возможно, сделай он это, даже лоббисты и владельцы частных газодобывающих компаний прониклись бы остротой момента и хотя бы раз сделали что-то жизнеутверждающее для страны и сограждан. А не только перепродавали по 550–600 долл. за тысячу кубометров под видом импортного добытый в Украине природный газ, реальная стоимость которого не превышает 349 грн. Тогда бы правительству, возможно, не пришлось бы шокировать граждан резким повышением цен на газ и производные коммунальные услуги. И где только можно искать средства на дотации малообеспеченным гражданам, количество которых уже исчисляется несколькими миллионами.

Но добровольно отказываться от "газовых" доходов никто не стал. Потому что принятие законопроекта об особом периоде в ТЭК практически развязывало бы руки правительству. В случае необходимости всеми ресурсами газа, имеющимися в стране, — газом собственной добычи, запасами в подземных хранилищах, реверсными поставками — Кабмин мог бы распоряжаться, да еще и цену свою назначать.

Но даже если не учитывать доморощенных "газовых баронов" (их ведь в парламенте не большинство), правительству следовало серьезно потрудиться, чтобы объяснить, почему парламент должен предоставить Кабмину такие невиданные до сего момента полномочия.

Тем более что при этом планируется ужесточить требования к отключению предприятий, в полной мере не оплачивающих потребленные энергоресурсы. В том числе теплоснабжающие предприятия в случае накопления долгов за энергоресурсы могут быть ограничены в подаче газа ниже технологического минимума.

Законопроектом №4117а также предполагается внести изменения в ряд законов. И тогда в случае наступления особого периода предприятия электроэнергетической и нефтегазовой сфер должны работать в соответствии с законами "О мобилизационной подготовке и мобилизации", "О функционировании топливно-энергетического комплекса в особый период" вне зависимости от условий заключенных договоров. Последняя норма может быть оправдана в действительно тяжелой ситуации газовой войны.

Но где гарантии, что правительство не воспользуется этой нормой, мягко говоря, в иных целях? На фоне происходящего в стране такие сомнения вполне вероятны.

К тому же как быть с международными договорами? Тем более важно это знать, учитывая, что законопроект предполагает "особые права Кабмина" вплоть до 1 января 2016 г.

В таком спорном, как оказывается, законопроекте как бы невзначай правительство одной строкой (пункт 3.4) "списывает" накопившиеся долги предприятий ТЭК, и тоже к 1 января 2016 г. Может, в этом вся затея с проектом закона и состоит? Мол, газовая отрасль из последних сил продержится зиму и без "особого периода", зато снова — "никто никому не должен"… 

И на этом фоне Кабмин вносит еще один законопроект — "О реформировании системы управления единой ГТС Украины" (№4116а). С главной мотивацией — соблюдение правил игры на европейском газовом рынке, взятых на себя Украиной международных обязательств при присоединении к Евроэнергосообществу и привлечение инвестиций в украинские ГТС и ПХГ.

Конечно, с украинской ГТС нужно что-то делать. И чем она будет с каждым годом "усыхать в транзитных объемах" российского газа, возможно, действительно лучше привлечь к ее частичному акционированию и инвестированию энергокомпании из государств ЕС, из США и Канады (оставив за Украинским государством не менее 51% акций и право собственности "на трубу"). В этом случае все строго согласовывается именно с международными договорами.

Отсюда простой вопрос: где логика в одновременной подаче в парламент двух взаимоисключающих по принципиальным подходам законопроектов? Хотя и относятся они к разным сферам, убедить народных депутатов за них проголосовать в срочном порядке и в один день — затея, изначально обреченная на провал.

Правительство не оставляет своих попыток принять названные законопроекты, хотя до рассмотрения второго по сути депутаты так и не дошли. Тем не менее правительство "додавило", и оба эти законопроекта были приняты в первом чтении. 4 июля глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев на брифинге уже рассказывал о реформе НАКа и нефтегазового сектора.

Упомянутые выше законопроекты еще предстоит детально рассмотреть и проанализировать. Но это уже другая история.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно