Разделение-2

13 июня, 2014, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 13 июня-20 июня

Понятно, что у нынешнего правительства нет времени на раскачку. Но не ставит ли оно телегу впереди лошади? Как практически можно реформировать по сути НАК и "Укртрансгаз" в условиях, когда рынок газа в Украине номинальный?

Не прошло и недели после публикации ZN.UA планов реформирования теперь уже рынка газа Украины — реальных и "желаемых", а на сайте Кабмина появилось постановление №172  "О неотложных мерах по реформированию системы управления Единой газотранспортной системой Украины", датированное 4 июня 2014 г. Но вопросов, прежде всего к Кабмину, меньше не стало. 

О планах реформирования "Нафтогаза Украины", которые сводятся, в частности и в первую очередь, к разделению "Укртрансгаза", ZN.UA подробно рассказывало неделю назад (см. ZN.UA № 20 от 7 июня 2014 г.). По большому счету, эти планы в силе. (Как и вопросы.) Разве что форма постановления Кабмина №172  к моменту ее публикации на сайте правительства видоизменилась (см. текст постановления на сайте ZN.UA). А вот смысл, содержание, похоже, не очень. За исключением некоторых "деталей". В любом случае, остаются важные газореорганизационные вопросы, которые Кабмину предстоит решать с парламентом. То ли еще будет…

foto
kmu.gov.ua

И хотя основные силы "Нафтогаза" и Минэнергоугольпрома брошены на отбивание атак "Газпрома" и Минэнерго РФ, о рынке газа Украины не забыли.

Итак, постановление правительства №172  "О неотложных мерах по реформированию системы управления Единой газотранспортной системой Украины" (в тексте постановления сокращены полные названия, включая компании и госорганы):

"С целью повышения уровня энергобезопасности государства и приведения функционирования газотранспортной системы  (ГТС. – А.Е.) Украины в соответствие с требованиями Директивы 2009/73/ЕС (Третьего энергетического пакета) Кабмин Украины постановляет:

1. Согласиться с предложением Минэнергоугольпрома о создании публичных акционерных обществ "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газовые хранилища Украины", 100% акций которых находится в госсобственности Украины.

2. Минэнергоугольпрому, Фонду госимущества вместе с "Нафтогазом Украины", "Укртрансгазом":

- разработать проекты уставов АО, указанных в пункте 1… и представить их на утверждение Кабмина;

- обеспечить в законодательно установленном порядке передачу указанным АО имущества, используемого для обеспечения транспортировки и хранения газа, которое не подлежит приватизации и состоит на балансе ПАО "Укртрансгаз".

3. Минэнергоугольпрому принять меры к прекращению выполнения "Нафтогазом Украины" функций оператора Единой газотранспортной системы Украины и передать их "Укртрансгазу".

4. Минэнергоугольпрому, ФГИУ,  НКРЭ (как регулятору энергорынка) и "Нафтогазу" подготовить законопроект о внесении изменений в законодательные акты о функционировании рынка природного газа в Украине, направленный на выполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с Законом Украины "О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества".

5. Рекомендовать "Нафтогазу Украины", "Укртрансгазу" безотлагательно принять меры к приведению договорных отношений по вопросам транзита природного газа по территории Украины в соответствие со взятыми Украиной обязательствами по Договору об учреждении Энергетического Сообщества, в частности относительно требований Директивы 2009/73/ЕС (Третьего энергопакета) об общих правилах внутреннего рынка природного газа".

Теперь вопросы. Если Кабмин ссылается на Третий энергопакет, то как Европейская комиссия на это смотрит? Ведь постановление КМУ № 172 не дает прямой ответ на принципиальный вопрос – какую из трех зарекомендовавших себя в ЕС моделей развития газового рынка выбрал Кабмин Украины: независимые операторы ГТС и  поставщики газа; полное разделение компаний (добыча, транспорт, продажа); оператор ГТС под контролем государства. Во всех случаях важны "детали", о которых в постановлении Кабмина ни слова.  Более того, это уже компетенция законодателей.

Понятно, что у нынешнего правительства нет времени на раскачку. Но не ставит ли оно телегу впереди лошади? Как практически можно реформировать по сути НАК и "Укртрансгаз" в условиях, когда рынок газа в Украине номинальный?

Почему до сих пор юридическим оператором ГТС является "Нафтогаз", а не реальный оператор – "Укртрансгаз", которому, к слову, эти функции публично "передали" еще в конце 2013-го? Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев в ходе брифинга 13 июня на вопрос ZN.UA ответил, что юридическая передача функций оператора украинской ГТС от "Нафтогаза" "Укртрансгазу" фактически означает необходимость изменять контракт с украинским оператором ГТС. То есть требовать изменить и газотранзитный договор с "Газпромом" 2009 года.

ZN.UA обратилось к Еврокомиссии с вопросами, как ЕК оценивает постановление Кабмина № 172 и согласовывали ли с нею разделение практического оператора ГТС на две компании? Возможно, в Еврокомиссии нам помогут разгадать этот газотранспортный ребус. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно