Председатель Верховной Рады Борис Дейч принял решение созвать в конце августа внеочередную сессию парламента, чтобы рассмотреть вопрос о сборе местных налогов и исполнении бюджета нынешнего года. По его словам, «безответственность и вседозволенность» органов местного самоуправления привели к тому, что в первой половине августа сбор на развитие рекреационного комплекса в Крыму уменьшился в 2,5 раза, а сбор на развитие пассажирского электротранспорта — в 3,3 раза. А ведь автономия долго и упорно боролась за введение этих двух местных налогов. И что же?
В то время как Верховная Рада и Совет министров Крыма усиленно доказывали в Киеве необходимость четырех новых местных налогов, из которых правительство Украины разрешило ввести только эти два, местные чиновники не были в восторге от симферопольских новаций. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, глава крымского парламента на заседании президиума во вторник говорил, что, по его мнению, введение сбора с автоперевозчиков больно ударило по интересам многих чиновников. Это непосредственно затронуло и интересы городов и районов, «взявших на вооружение проведение различного рода платных тендеров, средства от которых неизвестно куда зачислялись и как использовались», утверждает он. По словам председателя постоянной бюджетно-финансовой комиссии Верховной Рады Андрея Припутникова, сегодня «все, что происходит с уплатой дополнительных налогов, дискредитирует саму идею введения нового экономического эксперимента». А постоянный представитель Президента Украины в Крыму Александр Диденко выразился еще категоричней: «Механизм взимания новых налогов работает, но «умелые руки» повернули его в свой карман».
В цифрах ситуация очень красноречива: например, если в дождливом и холодном июле ежесуточные поступления рекреационного сбора с курортников составляли 28 тыс. гривен, то с 5 по 14 августа, когда погода значительно улучшилась, а приток отдыхающих возрос, они упали до 11,3 тыс. гривен, в том числе с неорганизованных отдыхающих сборы снизились с 4,05 до 1,63 тыс. гривен в день. Ежесуточные поступления сбора на развитие пассажирского электротранспорта (так именуется местный налог на автоперевозки) в августе по сравнению с июлем снизились с 3,9 тыс. гривен до 1,18 тыс. Почему же так происходит? Что, местные органы власти не заинтересованы в сборе денег в свой бюджет?
Во-первых, органы местного самоуправления после введения новых налогов даже и не спешили с принятием решений о введении их на своей территории, большинство из них приняли такие решения уже в конце июля, а некоторые и в августе. Что дало основания Борису Дейчу говорить, что «многие руководители на местах своеобразно понимают сущность местного самоуправления»: обвиняя всех в нарушении прав местных властей, сами не спешат добросовестно исполнять свои обязанности перед государством и перед местными громадами. До сих пор некоторые сельские советы не приняли соответствующие решения о привлечении доходов от дополнительных местных сборов в доходные базы своих местных бюджетов.
Почему? Ведь, казалось бы, это в их интересах. Совсем нет. Глава парламента дал поручение прокуратуре Крыма провести комплексную проверку законности проведения в 2002 году и первом полугодии 2003-го всевозможных местных тендеров среди автоперевозчиков и выяснить, где оказались все средства, полученные от них. Кроме того, по его словам, нужно посмотреть, что за благотворительные фонды возникли в исполкомах, в автоуправлениях, в правоохранительных органах, в которые автоперевозчики платят неизвестно кому и за что. Таким образом, смысл ситуации состоит в том, что введение местных налогов на местах должно было просто переориентировать и так уже взимаемый поток денег от автоперевозчиков из «своих карманов» в бюджет. Ну разве могли «свои карманы» спешить исполнять такое решение? Глава крымского парламента обратил внимание на то, что в Евпатории при наличии 279 автотранспортных средств получены лишь 24 свидетельства об уплате местного налога, в Симферополе — только 30 процентов положенного, в Феодосии — половина, а в Красноперекопском регионе — ни одного. Стоит ли спрашивать, «почему не используется право органов ГАИ приостанавливать эксплуатацию автотранспортных средств в случае неуплаты налога»? Ведь вряд ли кто поверит, что в городе есть хоть одно транспортное средство, которое работает, но владелец его никому ничего не уплатил, независимо от того, получил он документ об этом или нет. Для того чтобы заставить автоперевозчиков платить и в бюджет, и в незаконные «свои карманы», нужно взимать с них, видимо, в два раза больше, чем сейчас, а это чревато если не социальным взрывом, то многочисленными энергичными протестами, то есть громким скандалом, которого местные чиновники очень боятся. Так что похоже, что на местах просто «поделили» доходы, исходя из масштаба собственных претензий: десятая часть в бюджет, девять десятых — в «свои карманы», как в Евпатории, или треть в бюджет и две трети — себе, как в Симферополе, или ничего в бюджет, все — себе, как в Красноперекопске…
Объясняя причину созыва внеочередной сессии, Борис Дейч сказал, что настало время, когда «власти надо показать, что она есть». Он дал поручения всем контролирующим органам изучить ситуацию и четко следить за ходом взимания и зачисления дополнительных местных сборов в сводный бюджет АРК. Удастся ли это сделать, станет ясно осенью, когда на будущих сессиях парламента от местных руководителей потребуют отчет о работе за лето. Это как раз тот случай, когда «налоги по осени считают»…