Программа у правительства есть. Снова затихнут и растворятся в толпе демагоги, кричавшие, что у исполнительной власти нет программы деятельности.
Программа есть, и она не только широкомасштабна как в разрезе отраслей, так и макроэкономических категорий, но и прописана поэтапно и конкретно.
Программа правительства есть у депутатов. Больше у них никакой программы нет, ни своей, ни чужой, поэтому приходится беречь эту, смириться с ней депутатам всех мастей и взглядов и стараться только совершенствовать, но ни в коем случае не отбрасывать. Поскольку, согласно Конституционному договору, непринятие ее автоматически влечет за собой отставку правительства и формирование нового. Второго правительства у депутатов тоже нет. Ни своего, ни чужого.
Судьба этого документа при его исследовании в парламенте ясна как Божий день. Его внимательно препарируют, каждый выступающий гневно предаст анафеме его самый любимый раздел, причем особой популярностью будет пользоваться раздел «Социальная защита».
Правительство подвергнут жесточайшей критике за необоснованность, нечеткость формулировок, несоответствие разных глав, невозможность выполнить намеченное, пропаганду капитализации общества, пропаганду социализма, чрезмерное влияние государства на экономические процессы, недостаточное влияние государства, прожектерство и отсутствие свежих мыслей. Несколько человек потребуют импичмента Президента, еще несколько - защитить страну от опасности.
После этого программу отправят на доработку и через дня два (три, четыре и так далее до семи) примут практически единогласно и без всяких поправок.
Украинскому же гражданину на все это наплевать. Гражданам - бабушкам и дедушкам, папам и мамам, сыновья и дочерям, рабочим и колхозницам, - хочется знать, а что они со всего этого будут иметь, как говорят в Одессе.
СТАБИЛИЗАЦИЯ
Правительство Украины надеется, что все украинские граждане, после реализации документа или в процессе, будут иметь макроэкономическую стабилизацию.
Правительство среди своих основных ориентиров отмечает необходимость добиться в 1996 году роста промышленного производства на 0,6 процента, а снижение объема ВВП ограничить 1,0 процентом.
Вице-премьер Украины Роман Шпек, известный тем, что если что-то обещает, то это обязательно сбудется, считает, что этот прогноз или план, как хотите, - вполне реальный.
Да и в самом деле, годовой рост промышленного производства - дело далеко не фантастическое, если учесть, что с февраля по август 1995 года Минстат не дает нам информации о спаде производства, а фактически имеем даже небольшой подъем. Можно спорить, можно ругать партийную науку статистику и Минстат в частности, но других данных нет.
При этом общий объем продукции сельского хозяйства увеличится на 0,2 процента при росте объема растениеводства и снижении объема продукции животноводства.
Дефицит госбюджета планируется ограничить 6 процентами от ВВП, однако 4 процента должны быть покрыты выпуском государственных ценных бумаг и только 2 процента - эмиссией. Хорошо бы.
Среднемесячная инфляция в итоге не должна превысить 2,4 процента против 7,5 процента в текущем году. Таким образом, этот показатель подводит черту под спорами сторонников жесткой монетарной политики и приверженцев ее ослабления - 2,4 процента ежемесячной инфляции соответствуют требованиям МВФ к финансовой стабилизации.
То есть, не совсем, конечно, соответствуют, но к декабрю 1996 года предполагается иметь вполне приемлемую инфляцию типа 1,0 - 1,2%. Если этот показатель останется в утвержденном варианте, это свидетельствует об одном - сторонники глубокой коррекции реформ в сторону стимулирования производства и точечного впрыскивания денег в украинскую экономику проиграли сезон 1995 года.
Да и не выиграть было им его - за противоположную команду в качестве большого легионера играет МВФ, у которого в запасе испытанное средство - «денег не дадим».
Безвременно скончавшаяся коррекция - вообще-то предмет отдельного разговора, а пока что основными причинами ее кончины видятся угроза не получить в срок 350 млн. долларов, а значит - не оплатить зимой газ и не залатать бюджет. Правительство посчитало это слишком высокой платой за очередной экономический эксперимент.
САЛЬДО
Ожидается, что отрицательное сальдо торгового баланса будет уменьшено, но все же сохранится на уровне 1,7 млрд. долларов.
В проекте программы правительства Украины предусмотрено «вполне реальный» рост сальдо торгового и платежного балансов, считает первый заместитель министра внешнеэкономических связей и торговли Виктор Гладуш.
«В нем заложены также кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и товарные кредиты, которые мы предполагаем получить из Японии, Китая, США и других стран», - сказал он, напомнив, что до конца текущего года ожидается поступление в Украину около 490 млн. долларов.
Программой предусмотрено, что в 1996 году при условии успешного завершения переговоров по кредитным соглашениям должно поступить около 2 млрд. долларов. Они будут использованы, в частности, для осуществления платежей по обязательствам государства, для закупок продукции критического импорта, а также для финансирования дефицита госбюджета.
По прогнозу В.Гладуша, в ближайшее время удельный вес сельхозпродукции в общем товарообороте будет возрастать. «Мы можем завоевывать рынок не только сахаром и зерном, но и вино-водочными изделиями», - сказал он. Украина также намерена сохранить существующий уровень экспорта химической продукции, особенно азотных удобрений, черных металлов, высоких технологий и продукции машиностроения.
Среди отношений со странами «большой семерки» в программе выделяются отношения с США и Германией. Приоритетными направлениями сотрудничества с США и Германией являются агропромышленный комплекс, энергетика, телекоммуникации, авиакосмическая промышленность, конверсия и охрана здоровья.
В программе подчеркивается, что страны Ближнего и Среднего Востока являются мощным рынком реализации продукции ВПК. Особый интерес для обеспечения национальных потребностей развития экономики в продукции сырьевого характера будут представлять рынки стран Северной Африки, а также ряда других стран Африки и Латинской Америки.
Правительство намерено внести предложения по уточнению положений действующего законодательства по вопросам валютного регулирования. Установленные Законом Украины «О валютных расчетах» требования возвращения выручки через 90 дней и оценка экспорта на условиях ФОБ практически выступают формой кредитования иностранных фирм, при этом украинские экспортеры не учитывают это кредитование ни в цене, ни в условиях контрактов.
Социальные дела
Правительство подчеркивает, что социальная политика является одним из основных приоритетов его деятельности.
Одним из основных тезисов не только этого раздела, но и программы вообще, является намерение восстановить в 1995 году регулирование фондов потребления на предприятиях всех форм собственности. Это намерение было реализовано уже в октябре текущего года.
При этом, говорится в проекте, рост зарплаты будет поставлен в зависимость от повышения производительности труда или роста объемов производства в соотношении не более чем 0,8 процента за каждый процент роста приведенных показателей.
Использованный метод борьбы с неконтролируемым ростом налички подвергается критике и сравнивается с применением лома в качестве защитного средства от нервно-паралитического газа. Руководители правительства в общем-то соглашаются с тем, что средство не очень эффективное, задавая критикам при этом вечный конструктивный вопрос: «А что делать?». Критики теряются от такого ответного удара и ничего не могут предложить взамен, высказывая лишь мысль, что если бы знали, что делать, претендовали бы на руководящую экономическую роль в государстве.
Правительство также собирается реформировать систему социального страхования и ввести четыре отдельных программы страхования - медицинское, пенсионное, на случай безработицы и при несчастном случае на производстве и заболевании. При этом реформа предполагает переход на систему, когда основные страховые фонды будут формироваться за счет отчислений от зарплаты каждого отдельного работника. То есть в Украине будет применяться система, уже используемая во всех развитых странах мира.
Правительство также «изучит» предложения о повышении пенсионного возраста до 60 лет у женщин и 65 лет - у мужчин.
Авторы проекта программы также понимают опасность резкого роста числа безработных. Официальная безработица в Украине не превышает 0,3 процента от числа трудоспособного населения. Однако в первом полугодии 1995 года в неоплачиваемые отпуска были отправлены 2,2 млн. человек, или 13,9 процента, а еще 1 млн. человек был переведен на режим неполного рабочего времени. Таким образом, скрытая безработица так или иначе коснулась примерно 20 процентов трудоспособного населения.
Никого на улицу выбрасывать не надо - все, кому надо, там уже находятся.
Новые налоги
Проблему наполнения государственного бюджета правительство намерено решать с помощью введения новых налогов, в том числе налога на имущество предприятий, налога на недвижимость граждан, а также расширения перечня подакцизных товаров, введения оплатного лицензирования производства и реализации ликеро-водочных изделий, вин, табачных изделий, уточнения ставок платы за землю, отмены отдельных налоговых льгот.
Стремление заполнить доходную часть бюджета - не только похвальное, а и просто жизненно, так сказать, необходимое. Есть точка зрения, согласно которой бюджет недополучил в 1995 году около 350 трлн. крб. планировавшихся доходов.
Но дело все в том, что дефицит возник не из-за неуплаты налога на прибыль, например, или НДС. Предприятия так или иначе налоги платят, и расширение налоговой базы может привести только к ухудшению состояния самих предприятий, которые, напомним, должны обеспечить экономический рост на 0,6% в год.
Бюджет недополучил средства по таким фантастическим статьям, как «доходы от приватизации» или «доходы от транзита газа по украинской территории». С их помощью балансировали плановый бюджет, а фактический они сбалансировать не в состоянии.
Сокращения бюджетных расходов планируют добиться за счет сокращения дотаций и субсидий, перехода от дотирования затрат производителя на дотации потребителям, уменьшения бюджетных ассигнований на капитальное строительство. Эти меры объявляли ранее практически все правительства, однако еще никому не удалось реализовать их на практике из-за сильного сопротивления на местах.
Кабинет министров признает, что в 1996 году сохранится высокий удельный вес непрямых налогов - НДС и акцизных сборов, однако считает необходимым в будущем увеличить долю прямых налогов, в том числе подоходного, налогов на недвижимость и других.
С 1997 года планируется перейти на налогообложение доходов и имущества физических лиц на основании налоговых деклараций. Это, однако, требует значительного расширения в течение 1996 года налоговой инспекции, что до сих пор сделать не удалось.
Деньги
Правительство признает, что экономика страны в целом из-за недостаточного развития рыночных механизмов пока не готова к действующим в мире методам рыночного регулирования, а большинство предприятий «привыкли к дешевым кредитам, эквивалентным безвозвратному финансированию».
Своей основной задачей правительство считает поддержание позитивных процентных ставок по срочным кредитам и депозитам, недопущение падения курса карбованца ниже уровня инфляции и повышение роли денежных сбережений и долгосрочных кредитов для активизации производственного процесса.
С целью координации денежно-кредитной политики намечается создание Национального совета по вопросам денежно-кредитной политики из представителей Президента, парламента, правительства, НБУ и коммерческих банков.
Предусматривается постоянное наращивание банками своих уставных капиталов и введение более жестких ограничений для вновь создаваемых банков по размерам уставного фонда - не менее 3 млн. экю.
В сфере валютной политики правительство намерено вместе с Нацбанком обеспечить приоритет национальной валюты как платежного средства, децентрализовать валютный рынок, а также повысить золото-валютные резервы НБУ до 1,5 млрд. долларов.
Цены
В ценовой политике правительство предполагает довести к началу 1996 года уровень номинальной платы за жилищно-коммунальные услуги до 60 процентов от их фактической стоимости, а в течение 1996 года - до 80 процентов.
Как известно, начиная с 1 сентября 1995 года были введены новые цены на жилищно-коммунальные услуги с возмещением со стороны населения 40% их реальной стоимости. По словам заместителя министра экономики Виктора Кальника, полная отмена дотаций планируется в 1997 году.
В то же время, оговаривается ряд сфер, где правительство намерено регулировать цены. Это продукция базовых отраслей в случаях, когда внутренние оптовые цены превышают мировые (металлургия, горнорудная и химическая промышленность), а также основные виды продукции собственного производства, которые поставляются сельскому хозяйству (сельхозтехника, минудобрения, средства защиты растений, электроэнергия).
В проекте программы также отмечается, что правительство с четвертого квартала 1995 года будет предоставлять предприятиям «ценовые ориентиры» в отношении определенных на перспективу границ роста цен и инфляции.
В.Кальник категорически отверг предположение, что «ценовые ориентиры» станут директивными или хоть в какой-то мере обязательными. С другой стороны, тогда непонятно, зачем они нужны.
Для преодоления платежного кризиса правительство предусматривает ряд мер, связанных, преимущественно, с использованием векселей для оформления просроченной задолженности. Кроме того, планируется создать условия, при которых предприятия будут реализовывать свою продукцию только платежеспособным покупателям с гарантией оплаты или возвращения ее имуществом.
Подчеркивается, что платежный кризис имеет в Украине «институциональный и структурный характер» и может быть полностью ликвидирован только в процессе реформ. А скорее всего - после завершения этого процесса. По мнению же некоторых пессимистов - не будет полностью ликвидирован никогда.
Приватизация
Правительство намерено в основном завершить в первом полугодии 1996 года приватизацию объектов группы А, приватизировать в 1995 году 1200 объектов группы Д, а в последующие два года - 6000.
До конца текущего года планируется преобразовать в открытые акционерные общества все предприятия, кроме «казенных», и начать продажу имущества обанкротившихся и ликвидированных убыточных предприятий.
Предполагается акции средних, крупных предприятий, а также предприятий-монополистов в основном продавать работникам этих предприятий и лицам, имеющим льготы согласно законодательству, а после этого - на сертификатных аукционах гражданам Украины за приватизационные и компенсационные сертификаты.
С октября 1995 года граждане Украины начнут получать компенсационные сертификаты, выпущенные в соответствии с указом Президента Украины «О компенсации гражданам потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях Сбербанка Украины и Укргосстраха». Граждане смогут обменивать сертификаты на акции предприятий, а также продавать их. Иностранные покупатели будут принимать участие в приватизации на равных условиях с отечественными покупателями.
Слава Богу, хотя бы новые компенсационные сертификаты будут выпущены на предъявителя, то есть «неименными», благодаря чему эта ценная бумага сможет принять на себя часть инфляционного потенциала экономики.
Перестройка
Одновременно с макроэкономической стабилизацией правительство намерено обеспечить управляемость структурной перестройкой. Спад производства в Украине имеет характер дальнейшего углубления негативных структурных изменений, следствием чего может стать технологическая отсталость высокоэффективных предприятий и отраслей.
В 1994 году часть топливной промышленности в общем объеме производства составляла 11,2% против 5,7% в 1990 году, черной металлургии - 19,9% и 11,0% соответственно. В то же время, удельный вес машиностроения и металлообработки снизился с 30,5% до 17%, легкой промышленности - с 10,8% до 4,4%.
Долгосрочные задачи структурной политики должны решаться в рамках Программы структурной перестройки экономики, одобренной правительством, которая предусматривает 3 этапа: стабилизация экономики (2-3 года), активизация экономического развития (8 - 10 лет), становление рациональной структуры экономики (10 - 12 лет).
Первым направлением является предпочтительное развитие отраслей , которые обеспечивают быстрый оборот капитала, прежде всего легкой и пищевой промышленности.
Другим магистральным направлением является развитие наукоемких отраслей промышленности, что включает в себя модернизацию машиностроения, металлургии, химии.
В то же время, Р.Шпек и другие украинские экономисты признают, что для структурной перестройки экономики средств в бюджете не было, нет и не предвидится. Приостановить развал машиностроения стоит гораздо дороже, чем стабилизировать карбованец.
Поэтому Украина намерена начать переговоры с МВФ о предоставлении нового кредита, который будет направлен именно на структурную перестройку экономики. Пока известно лишь, что кредит будет выдаваться в течение трех лет. Его объем никто не может назвать даже приблизительно, поскольку трудное время согласования потребностей украинской экономики и скромных возможностей МВФ еще не пришло.
Стало быть, структурная перестройка также находится только в проекте.
Газ
Предполагается, что государство примет на себя ответственность за обеспечение газом только населения, коммунально-бытовых и бюджетных организаций, причем в основном за счет газа собственной добычи. Субъекты же хозяйствования будут самостоятельно заключать договора с РАО «Газпром», Туркменией и другими поставщиками газа. Госнефтегазпром будет регулировать и отвечать только за собственную добычу газа и его транзит.
Введение этой схемы будет означать разделение контрактов на закупку, транзит и хранение газа. В настоящее время цена за транзит российского газа на (через) территорию Украины привязана к объемам и цене, по которой Украина закупает газ в России, что является беспрецедентным в мировой практике.
Специалисты поясняют, что речь идет совсем не о том, чтобы ходоки с каждого отдельного завода ехали в Ашхабад и просили газ у Туркменбаши. Наиболее реальным вариантом представляется создание в Киеве «газовой биржи», где под руководством государства РАО «Газпром», туркмены и все остальные смогут продать газ тому же «Южмашу».
При этом очень удобном варианте отключение любого предприятия от газовой сети становится сугубо его личной проблемой и спасение утопающих наконец-то становится делом их собственных рук.
Село
Планируется, что в 1996 году производство продукции растениеводства увеличится на 2%, а животноводства - снизится на 6,7%. При этом темпы падения производства валовой продукции будут в 3 раза меньше, чем за 1991 - 1995 годы.
Преимущество будет отдаваться стабилизации зернового хозяйства и свекловодства. Валовый сбор зерна в 1996 году ожидается в объеме 35 млн. тонн, или на уровне 1995 года, производство сахарной свеклы - 33,1 млн. тонн, или на 1,7% больше.
К 1999 году предполагается довести долю экспорта в собственном производстве пшеницы до 15%, семян зерновых и зернобобовых - до 4%, сахара - до 60%, подсолнечного масла - до 35%, масла животного - до 25%.
При этом будет обеспечиваться свободное рыночное ценообразование на зерно на основе биржевых котировок. Регулирование же рыночных цен будет производиться путем создания и реализации запасов зерна, интервенции на бирже со стороны Государственного агентства сельскохозяйственной продукции.
Экспорт зерна будет разрешаться только по контрактам, заключенным на Украинской аграрной бирже.
Программа деятельности правительства - нескучная. Сразу видно, что разные ее разделы писали разные люди и никто их под одну гребенку не стриг, предоставив им определенную свободу. Поэтому вопрос «Кто шил костюм?» из знаменитой миниатюры А.Райкина в данном случае неуместен. Шили все. Отвечать же за удобство этого костюма для народа будет, как водится, один человек - премьер-министр.
В том, что программа будет принята, не сомневается никто - ни Совет регионов, ни отдельно взятые парламентские комиссии, ни Президент. Что же касается ее реализации, особенно тех положений, которые требуют серьезного реформирования управленческой структуры, тут все будет зависеть от воли премьер-министра и его умения добиться от подчиненных и окружающих качественной работы.
Редкому премьеру до Е.Марчука удавалось подобное.
Александр МАКАРОВ