НУЖНА ЛИ УКРАИНЕ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙКА?

Поделиться
На каждые три доллара иностранных инвестиций, вложенных в нашу страну, один официально вывозитс...

На каждые три доллара иностранных инвестиций, вложенных в нашу страну, один официально вывозится

Негосударственный аналитический центр «Институт реформ» ежегодно выносит на суд общественности инвестиционный рейтинг регионов Украины. На презентации очередного, по итогам 2002 года, исследования была также представлена пилотная версия сайта «Инвестируйте в Украину», вызвавшая интерес у присутствовавших банкиров, дипломатов, ответственных работников большинства облгосадминистраций страны. Всем было над чем призадуматься…

По данным Госкомстата, объем прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику за 2002 год составил 1074,8 млн. долл. США, что на 32,1% больше соответствующего показателя годом ранее. По состоянию на 1 апреля 2003 года в Украину вложено более 5,6 млн. долл. Больших изменений в рейтинге ведущих инвесторов не произошло. На первом месте — нерезиденты из США (982,4 млн. долл., или 17,5% от общей суммы инвестиций). Далее Кипр — 541,6 млн. долл. (9,7%), Великобритания — 533,3 млн. долл. (9,5), Германия — 414,2 млн. долл. (7,4), Нидерланды — 401,1 млн. долл. (7,2) и Виргинские острова, принадлежащие Великобритании, — 359,3 млн. долл. (6,4%). Инвестиции нерезидентов из Российской Федерации составили всего 334,8 млн. долл. США, или 6% от общего объема. Впрочем, указанная цифра вряд ли опровергает миф о том, что наиболее лакомые предприятия и даже отрасли украинской экономики уже прихвачены российским капиталом. Просто тамошние бизнесмены тоже любят оффшоры.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов по-прежнему остаются пищевая промышленность и переработка сельхозпродукции, а также оптовая торговля и посредничество в торговле (15,7 и 15,6% соответственно от общего объема инвестиций). И в меньшей степени — машиностроение (8,5), финансовая деятельность (8,0), транспорт и связь (7,6%).

Весьма показательно распределение прямых иностранных инвестиций из отдельных стран по видам экономической деятельности (по состоянию на 1 января с.г.). Естественно, инвестиции из Кипра (до конца февраля эта страна еще являлась оффшорной зоной) были направлены в первую очередь в оптовую торговлю и посредничество и составили 40,8% от общей суммы инвестиций из этой страны. Необходимо отметить, что капиталы с Виргинских островов (читай, российские?) шли в первую очередь в металлургию и металлообработку (37%) и только во вторую — в оптовою торговлю и посредничество (21,3%). Мало сомнений в том, что отечественные компетентные органы располагают полной информацией о том, в какие конкретно регионы, отрасли и предприятия вложены эти так называемые «прямые иностранные инвестиции».

Что касается инвестиций из неоффшорных стран Европы и США, то весомая их часть также имеет отечественное происхождение. Какая именно? Об этом Госкомстат, к сожалению, скромно умалчивает.

Таким образом, прямые и «условно прямые» иностранные инвестиции на одного жителя Украины по состоянию на 1 апреля с. г. составили 117 долл. США, т. е. смехотворную по сравнению с нашими западными соседями сумму (там этот показатель исчисляется тысячами долларов). Указанной сумме вполне соответствует весьма скромный кредитный рейтинг Украины. Так, международное агентство Moody’s подтвердило на текущий год рейтинг по долгосрочным правительственным облигациям В2. И только сейчас готовится к его пересмотру в сторону увеличения. У Польши указанный рейтинг составляет А2 (стабильный), а у России — Ва2 (также стабильный).

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в середине прошлого года опубликовала ежегодный доклад об индексе привлечения прямых иностранных инвестиций. В перечне из 140 стран Украина заняла 95-е место, Польша — 38-е и Азербайджан — 8-е (!). Возможно, объяснение кроется в другом исследовании: по индексу восприятия коррупции по состоянию на 28 августа 2002 года наша страна занимала 85-е место, самой же коррумпированной страной признана Бангладеш (последнее, 102-е место), тогда как наименее коррумпированной — Финляндия.

Приходится констатировать тот очевидный факт, что в борьбе за инвестиционные ресурсы Украина по-прежнему не в состоянии конкурировать с большинством посткоммунистических стран не только Европы, но и Азии. К примеру, по количеству жителей (2,58 млн. чел.) Монголию можно сравнить с Одесской областью. По уровню же экономической свободы (по версии Heritage Foundation) Украина и Монголия находятся в одинаковой категории — «в основном несвободны» («переважно невільні»). Однако инвестиционный климат указанных стран различается не менее резко, чем природный. За последние 12 лет в экономику Монголии вложено 734 млн. долл. иностранных инвестиций, из которых 28% — в горнорудную отрасль, 17% — в легкую промышленность. По величине капиталовложений лидируют нерезиденты из КНР (236 млн. долл.), Кореи (58 млн.), Японии (50 млн.), США (34 млн.) и России (31 млн.), а не оффшорных зон, как в случае с Украиной. Показатель в 285 долларов иностранных инвестиций на жителя Монголии в ближайшие годы останется для Украины недосягаемым.

Объемы репатриации инвестиций из Украины за прошлый год составили 368,8 млн. долл., или каждый третий доллар от вложенного. Ситуация в первом квартале 2003-го немного улучшилась — был вывезен лишь каждый четвертый доллар (73,3 млн. долл.). Львиная доля этой суммы (61 млн.) репатриирована на Кипр. Однако с учетом все продолжающегося процесса оттока отечественного капитала за границу можно говорить о существенно больших объемах денежных средств. Как и о том, что отечественные капиталы спешат возвращаться в Украину медленно.

Но все же, в какие именно регионы (или правильнее спросить — чьи) предпочитают вкладывать деньги инвесторы? Как и в прошлые годы, рейтинг инвестиционной привлекательности уверенно возглавляет Киев — 1959,9 млн. долл., или 35% от общей суммы. Значительно уступает столице Киевская область с ее 427,3 млн. долл., или 7,6%, третье место (по 7% от общей суммы инвестиций в Украину) делят Днепропетровская и Донецкая — 397,4 млн. долл. и 393,5 млн. долл. соответственно. Следует отметить, что 79,6% всех иностранных инвестиций привлечено в предприятия семи областей, АР Крым и города Киева, что говорит о существенной неоднородности инвестиционного климата в регионах. Аутсайдерами в гонке за инвестициями в 2002 году Институт реформ определил Житомирскую, Ривненскую и Херсонскую области.

В этой связи весьма актуально сравнение результатов исследования инвестиционного рейтинга с аналогичным за 2001 год. По мнению опрошенных экспертов, темпы роста украинской экономики в 2001—2002 годах не стали определяющим фактором увеличения потоков капитала. Ожидания качественных изменений в государственной инвестиционной политике в целом не оправдались. Эксперты считают, что на высшем государственном уровне не решаются принципиальные вопросы, которые бы стимулировали увеличение поступления инвестиций. Среди первоочередных мер, которые давно следовало бы предпринять, опрошенные назвали принятие Налогового кодекса, совершенствование законодательства по защите прав собственности и упрощение процедур лицензирования и сертификации. Много было и скептических отзывов о всяческих международных инвестиционных форумах и выставках, проводящихся практически ежемесячно, но с очень невысокой эффективностью.

Также интересно, что лишь незначительная часть экспертов согласилась с мнением о том, что специальные экономические зоны и территории приоритетного развития способствуют привлечению инвестиций. Конечно, этот фактор имеет некоторое значение для проектов, начинающихся «с нуля». Однако такой финансовый допинг, как освобождение от налогообложения, не вечен. Поэтому опрошенные сомневались, сможет ли потом предприятие безболезненно перейти на общую форму налогообложения. Куда больше оснований рассматривать СЭЗ и ТПР в качестве дополнительной меры, способствующей возвращению украинских капиталов из оффшорных зон.

Результаты анкетного опроса показали, что важным условием регионального инвестиционного климата является отношение местной власти, которая весьма существенно может влиять на перераспределение инвестиционных потоков между регионами Украины. Многие инвесторы смотрели на нашу страну с точки зрения контактов не в столице, а на региональном уровне. Именно там, в регионах, более трети опрошенных ощутили нехватку информации, а четверть отметили отсутствие даже официальной статистической информации.

Если обобщить ответы респондентов на классическое «что делать?», региональная власть получила такие ответы: «следить за коррумпированностью местных судей», «держать на коротком поводке пожарных и санэпидемстанции», «ограничивать активность местных бандформирований». Таким образом в 2000—2001 годах определяющей оставалась проблема: «Власть на местах жаждет инвестиций, но не хочет инвестора».

Более 40% респондентов ожидали некоторого улучшения инвестиционного климата в Украине в 2002 году. Однако такое же количество экспертов оказались настроены более пессимистично и не надеялись на перемены. Основанием для таких прогнозов было то обстоятельство, что «мир живет мифами об Украине, в которых существенно недооценивается наш потенциал». В то же время существует миф «переоценки» наших возможностей, который особенно прижился в коридорах власти. В результате две стороны никак не могут найти общий язык и поэтому «так и остаются каждый со своим: инвестор — с деньгами, а страна — с потенциалом».

В этом контексте очень важной представлялась информационная составляющая государственной инвестиционной политики, информирующей о реальных рисках и опровергающая виртуальные.

Среди главных задач, которые необходимо срочно решить, эксперты назвали: дерегуляцию и либерализацию бизнеса, создание прозрачного законодательства, реформирование финансового сектора и корпоративного управления, усовершенствование налоговой политики, борьбу с коррупцией. В случае успешного решения вышеупомянутых задач респонденты ожидали «взрыва» инвестиционной активности.

Увы, практически ни одна из вышеназванных проблем так и не была решена. Очередной опрос региональных представителей власти и топ-менеджеров ряда компаний, проведенный в течение марта–мая с. г., подтвердил это. Как и прежде, ключевыми факторами, сдерживающими улучшение инвестиционного климата, являются «степень вмешательства власти в бизнес» и «коррумпированность должностных лиц». Интересно, что, по данным опроса, наибольшую поддержку власти бизнесмены ощущают в г. Киеве (17% опрошенных), Запорожской, Донецкой и Львовской областях (по 9), а также Одесской области (7%). При этом 15% опрошенных «не посоветовали бы осуществлять свою деятельность в Донецкой области даже своему конкуренту», в Одесской области ни при каких условиях не начинали бы свой бизнес 9% респондентов.

На таком фоне вполне закономерным является мнение двух третей опрошенных представителей бизнеса о том, что в 2003 году инвестиционный климат останется неизменным.

Итак, можно подвести предварительные итоги. Пока что вкладывать деньги в украинскую экономику могут себе позволить местные олигархи и мощные транснациональные компании, так как первые имеют политическую поддержку, а вторые в состоянии защитить свой бизнес практически в любой точке земного шара. Что касается массового среднего или мелкого инвестора — частного лица, то с этим большая напряженка. Таковые, конечно, имеются, но по странному стечению обстоятельств подавляющее их большинство являются гражданами стран, имеющих особый статус в Украине.

Кроме вышеназванных причин такого положения вещей я хотел бы назвать еще две.

Общеизвестно, что большие деньги и бедность — категории несовместимые. А нищета и политическая нестабильность — почти синонимы. Наличие отнюдь не европейской, а в полном смысле слова афро-азиатской бедности значительной части наших сограждан — тому подтверждение. И для того чтобы в этом убедиться, например, европейскому инвестору, вовсе не обязательно ехать в Украину. Вполне достаточно просмотреть раздел криминальной хроники местной газеты, заглянуть на соседнюю стройку. В результате для потенциальных инвесторов чешский внутренний рынок несравненно более привлекателен и прогнозируем, чем украинский. Ведь там регулярно совершают покупки легко определяемого набора товаров все десять с половиной миллионов статистических граждан.

Если же верить данным отечественной статистики, то по центральноевропейским стандартам в нашей стране более или менее регулярно совершает покупки (не считая хлеба и соли) только каждый третий-четвертый статистический гражданин. Остальные, как Иисус, перебиваются святым духом, состоящим из продуктов от приусадебного хозяйства, нищенской пенсии, копеечных теневых заработков и таких же обносок из сэконд-хэнда.

Следующая причина — по-прежнему высокие, как для страны, которая только начинает подниматься с колен, налоги. А главное — их отвратительное администрирование. Да, налоговые ставки могут снижаться, но механизмы администрирования останутся с нами, похоже, навсегда.

Не имея ни возможности, ни особого желания всерьез повлиять на улучшение инвестиционного климата, власть, как всегда в подобных случаях, может выпустить очередную порцию пара, провозгласив широкомасштабную PR-кампанию по привлечению иностранных инвестиций. Свежайший пример — изданный Президентом указ о создании Агентства по привлечению иностранных инвестиций. Создание аналогичной структуры в Польше (в 1992 году!) позволило увеличить объем иностранных инвестиций в 23 раза, в Болгарии (1996 год) — в 10 раз, в Чехии (1992 год) — в 8 раз. Правда, в Украине деятельность такого агентства во второй половине 90-х практически ничего не дала, из-за чего оно и было упразднено. Поэтому положительные сдвиги могут быть обеспечены только в случае предоставления воссозданному органу особых полномочий. Например, при подтверждении жалоб инвесторов немедленно освобождать нерадивых чиновников, судей или налоговиков вкупе с пожарными от занимаемых должностей. Для этого пришлось бы внести соответствующие поправки в ряд законов. Но, возможно, создание Инвест-ЧК того стоит?

Однако на радость служивому люду ни о чем таком в указе не говорится. Ведь тогда и отечественные предприниматели возжелали бы равных с иностранцами прав…

А пока временно свободные финансовые потоки обходят нашу страну стороной. Так, в прошлом году Саудовская Аравия, в связи с судебными исками родственников жертв теракта 11 сентября 2001 года, изъяла из американских банков около 600 млрд. долл. Большая их часть уже вложена в недвижимость в странах Евросоюза или осела в западноевропейских банках. По отрывочным сведениям, несколько десятков миллиардов долларов из этой суммы оказались в российских банках. Небольшая их часть, но уже с учетом российского «навара», может со временем появиться и в Украине. Но напрямую Киев своим вниманием саудовские эмиссары, естественно, не почтили. Не вызывает доверия.

Правда, в последнее время появилась определенная надежда на существенное увеличение объема иностранных инвестиций в связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию. Ведь только само присоединение к ВТО сопровождается, как правило, приходом зарубежного капитала. Так, в следующем после вступления Болгарии в ВТО году объем иностранных инвестиций возрос почти в четыре раза, в Словении — в два. Однако, учитывая специфический имидж Украины, надеяться на такие объемы вряд ли стоит. Да и само присоединение нашей страны к ВТО в ближайшее время пока под вопросом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме