Как радостно по всей стране пролетела весть: парламент принял последний закон, необходимый для вступления Украины во Всемирную торговую организацию! Но как тихо вернулась делегация украинских переговорщиков из Женевы — с неформального заседания Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины относительно вступления в ВТО...
Переговоры — вещь интересная, ведь у них всегда есть какой-то результат, даже если его нет. Вернулся премьер-министр Виктор Янукович из Соединенных Штатов, а на правительственных сайтах — мессидж: «Украина доказала Америке свою готовность скорейшего вступления в ВТО». А так хотелось хотя бы о какой-то поддержке из-за океана услышать. Точно так же и в Женеве: 18 декабря уже в который раз рассматривали проект отчета рабочей группы, а еще попытались с Киргизстаном конструктива достичь — отменит Украина антидемпинговую пошлину против киргизских лампочек, так, возможно, и последний двухсторонний протокол будет, поскольку предпоследний был подписан 14 декабря с Китайским Тайбеем (Тайванем. — Ю.М.).
Но главное в том, что из двух десятков героически принятых законов страны — члены ВТО не рассматривали ни одного, а просто услышали, что таковые имеются. Ведь рассмотрение по ВТОшной процедуре настолько продолжительное, дай Бог, чтобы в феврале нас снова пригласили в Женеву на очередной раунд переговоров. Так что сроки вступления в ВТО, о которых так мечтает Банковая, на февральском заседании Генерального совета так и останутся мечтами, а ВТОшная финишная прямая почему-то приобретает кривую траекторию.
Учитывая единодушие, с которым депутаты голосовали за ВТОшные законопроекты, можно прийти к выводу, что они уже полностью осознают собственный выбор в пользу вхождения в мировой торговый клуб. Но на самом деле на законотворческом поле работы непочатый край. Еще на парламентских слушаниях один из ведущих экспертов по вступлению Украины в ВТО, доктор экономических наук Игорь Бураковский отметил: «Мы не должны забывать, что и после вступления во Всемирную торговую организацию правительству, парламенту необходимо будет принять еще по крайней мере несколько законодательных актов. По моему мнению как эксперта, одним из первых таких законодательных актов должен стать рамочный закон о механизмах, принципах государственной поддержки отраслей экономики или экономики в целом, на основе которого можно разрабатывать соответствующие программы, но делать это таким образом, чтобы не попадать в антидемпинговые расследования и не быть обвиненными в недобросовестной конкуренции».
Прислушаться к этому мнению стоит, ведь одно из немногих комплексных исследований на эту тему — «Проект анализа экономических последствий вступления Украины в ВТО» — было проведено консорциумом именно при участии возглавляемого Игорем Бураковским Института экономических исследований и политических консультаций. В консорциум также вошли компании «Копенгаген экономикс» (Дания) и Институт Восточной Европы в Мюнхене (Германия). А финансировали исследования для Украины за средства голландского гранта. Результаты исследования звучали из уст должностных лиц, представлявших различные ветви власти, и вошли во все материалы, подготовленные к парламентским слушаниям 1 ноября.
Хотя прогнозы в Украине — дело довольно неопределенное (меняются макроэкономические показатели относительно базового, 2002 года, да и изменение мировых цен на энергоносители, колебание курсов валют, конъюнктура рынков в общем могут сказаться), по расчетам консорциума, совокупный рост от вступления Украины в ВТО может составлять 10,2% объема потребления. Кумулятивный рост реального ВВП лишь благодаря вступлению достигает 4,8% по сравнению с базовым случаем. Можно ожидать, что лучший доступ к мировым рынкам, а также уменьшение стоимости импорта оборудования и материалов приведет к увеличению экспорта товаров и услуг на 9,2%, тогда как импорт возрастет на 11,8%.
По мнению экспертов, важнейшим фактором будет улучшение доступа к рынкам, в частности для предприятий металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства, что приведет к кумулятивному росту благосостояния на 6,4% и росту реального ВВП на 2,7%. Это произойдет благодаря росту экспорта и, соответственно, повышению спроса и цен на факторы производства внутри страны. В немалой степени Украина уже сегодня функционирует в условиях ВТО, поэтому требования по либерализации доступа к внутреннему рынку будут влиять в основном на обрабатывающую отрасль промышленности, сельское хозяйство, оптовую и розничную торговлю, транспорт и связь, то есть на те отрасли экономики, доля которых составляет около 60% ВВП.
Можно ожидать, что среди всех отраслей промышленности членство в ВТО будет наиболее полезным для металлургии и химической промышленности, рост общего выпуска которых превысит 20% для каждой отрасли. Для этих отраслей самое большое значение будут иметь лучший доступ к рынку, а также реформа тарифов и, соответственно, более доступные оборудование и материалы.
На сегодняшний день в отношении украинской металлургической продукции действуют 24 антидемпинговые меры в 11 странах мира, а в химической промышленности — восемь антидемпинговых мер в четырех странах. Вступление в ВТО не означает автоматической отмены таких мер, но предоставляет правовой инструментарий для обжалования соответствующих решений, о чем свидетельствует тот факт, что в течение 1998—2005 годов орган урегулирования торговых споров ВТО рассмотрел 30 обращений стран, металлурги которых столкнулись с ограничениями со стороны импортеров.
Однако не следует забывать, что в долгосрочной перспективе ситуация на рынке черных металлов и изделий из них будет определяться такими факторами, как, во-первых, наличие избыточных производственных мощностей вследствие расширения производства во многих странах с динамично развивающейся экономикой, во-вторых, динамика реструктуризации металлургического сектора в развитых странах, в-третьих, модернизация производства как такового.
Как считают эксперты консорциума, в наибольшей степени вступление Украины в ВТО повлияет на уровень заработной платы работников (+5,7%), чуть меньше — на доходность капитала (+1,1%). Это при том, что само накопление основного капитала возрастет на 3,7%. Благодаря снижению торговых барьеров потребители получат доступ к более разнообразной продукции, что позволит потреблять более качественные товары и услуги по более низкой цене.
Социальные последствия вступления в ВТО рассматриваются в исследовании в виде изменений в благосостоянии (в процентах потребления) четырех категорий домохозяйств, а иными словами — семей. Городские семьи пользуются почти всеми телекоммуникационными и финансовыми услугами, а следовательно, значительно выиграют от уменьшения цен на эти услуги благодаря иностранным инвестициям в эти секторы. Бедные семьи расходуют большую часть имеющихся доходов на продовольственные товары, а значит, выиграют прежде всего от уменьшения тарифов на эти товары. Более того, поскольку городские семьи потребляют больше произведенных продовольственных товаров, нежели бедные, бедные городские семьи более всего выиграют от вступления в ВТО при условии, что расходы на осуществление реформы будут правильно распределены.
Хотя в среднем потребители станут более зажиточными со вступлением Украины в ВТО, существуют серьезные причины для беспокойства. Результаты моделирования показывают, что доходы бедных сельских домохозяйств растут медленнее всего, а доходы сельских домохозяйств в итоге не приближаются к средним по стране. Со вступлением в ВТО это отставание может даже усилиться. Конечно, само вступление в ВТО не является причиной бедности в сельских районах, однако оно все же остается чрезвычайно важным аргументом в пользу осуществления структурных изменений на селе. Это, в свою очередь, требует разработки концепции развития, которая бы фокусировалась не только на содействии развитию сельского хозяйства как отрасли, но и на развитии сельских районов вообще.
Уместно в этой связи будет процитировать выступление министра аграрной политики Украины Юрия Мельника на парламентских слушаниях: «На сегодняшний день 60% продукции сельского хозяйства производится в личных крестьянских хозяйствах. Поэтому при вступлении во Всемирную торговую организацию именно этот сектор экономики будет наиболее уязвимым. В аграрном секторе экономики на сегодняшний день до 30% сельскохозяйственных предприятий и до 40% предприятий пищевой промышленности или убыточны, или не имеют стабильных положительных финансовых результатов. Очевидно, что таким предприятиям в случае вступления Украины во Всемирную торговую организацию будет трудно выдержать конкуренцию. К тому нужно добавить, что широкая экспансия импортной готовой продукции, произведенной на уровне международных стандартов качества, может повлечь за собой массовое закрытие мелких и некоторой части средних перерабатывающих предприятий, с одной стороны, а с другой — необходимость обеспечения качества продукции приведет к увеличению производственных затрат тех производителей, которые могут достойно конкурировать с импортной продукцией.
По поводу совокупного измерения поддержки сельского хозяйства. Еще раз подчеркиваю, что это главный вопрос для формирования государственной аграрной политики на долгосрочную перспективу... мы должны отстоять уровень совокупного измерения государственной поддержки на уровне не менее 1,2 млрд. долл... поскольку в течение еще довольно значительного времени государственная бюджетная поддержка сельского хозяйства будет оставаться весомым и надежным финансовым ресурсом отрасли».
Как отмечалось в правительственных материалах, по состоянию на 1 ноября уровень совокупного измерения государственной поддержки (СИП) аграрного сектора в качестве базы для принятия обязательств по сельскому хозяйству еще окончательно не согласован. Напомним, что в рамках переговорного процесса Украине навязывают уровень СИП 0,06 млрд. долл. в год. Впрочем, нужно заметить, что даже принятие этого низкого показателя не означает, что в таком случае государство будет финансировать аграрную отрасль в 20 раз хуже, нежели при 1,2-миллиардном СИП. Просто политика аграрного ведомства по финансовой поддержке сектора станет еще менее гибкой, что имеет немалое значение в нынешних условиях дикого капитализма.
С другой стороны, в рамках Программы развития ООН в Украине проведен анализ ценовой конкурентоспособности по десяти основным сельскохозяйственным товарам: пшеница, кукуруза, ячмень, семена подсолнечника, сахар, говядина, свинина, молоко, продукция птицеводства (мясо птицы и яйца). На эти продукты приходится почти 70% валового производства продукции сельского хозяйства, в производстве этих видов продукции заняты 4 млн. человек, т.е. более половины трудоспособного населения, проживающего в сельской местности. Сравнение ценовой разницы между внешними ценами (с учетом ввозной пошлины) и ценами отечественных сельхозпроизводителей, остающимися низкими, доказывает, что Украина является нетто-экспортером большей части первичной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Поэтому можно сделать вывод, что уровень предельных тарифов после вступления в ВТО не будет сопровождаться дополнительным давлением на производителей: основные виды сельхозпродукции по цене более конкурентоспособны, нежели импортные.
Единственным исключением является отрасль птицеводства, где ради выравнивания внутренних и внешних цен на мясо птицы действует импортный тариф. В перерасчете на адвалорную пошлину (на базе 2004 года) он составлял 300%, а Украина со вступлением в ВТО должна будет уменьшить его в 25 (!) раз, до 12%. Поэтому отрасли безусловно нужна поддержка украинского потребителя...
Остается надеяться, что следующее официальное заседание Рабочей группы по рассмотрению заявки о вступлении Украины в ВТО станет первым и последним в 2007 году. Ведь с затягиванием процесса оппоненты на переговорах, главным образом — США и Австралия, просто будут навязывать украинским переговорщикам свою позицию по поддержке агросектора. Как уже отмечалось, не меньшую роль в подведении черты в заседаниях Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО играет Киргизстан.
Как известно, шесть стран бывшего СССР — Таджикистан, Латвия, Эстония, Литва, Молдова, Украина — должны Киргизстану более 31 млн. долл. Наличие долга перед Киргизстаном признал Таджикистан. Латвия, Литва и Эстония существование задолженности не признают. В свое время министр экономики Владимир Макуха заявил: «Я специально узнавал: долг существовал только на момент выхода Украины из рублевой зоны, а потом был погашен украинскими юрлицами».
Собственно, чтобы требования не выглядели далекими от ВТОшных, Бишкек начал требовать от Киева беспошлинного доступа к аграрному рынку. И это при том, что страна обеспечивает себя агропродукцией на 40%. Но это до вступления в ВТО доступ будет беспошлинным только для Киргизстана. А со вступлением в ВТО, согласно условиям национального режима, наиболее благоприятные правила распространяются на все страны.
По словам заместителя министра экономики Валерия Пятницкого, Рабочая группа не обладает полномочиями утвердить отчет по результатам переговоров до тех пор, пока последняя страна не снимет своих претензий к претенденту на вступление. То есть с Киргизстаном вовсе не обязательно подписывать двухсторонний протокол по доступу к рынкам товаров и услуг. Достаточно получить устное «добро», а до этого момента Украине будут выкручивать руки все, кому не лень, в рамках многосторонних переговоров. Такое добро, как договорились в Женеве, Украина сможет получить где-то в январе в случае отмены антидемпинговой пошлины на киргизские лампочки.
А ведь еще нужно и продвижению России в ВТО как-то помочь в роли полноправного члена этой организации. По крайней мере, на сентябрьском правительственном часе в российской Госдуме министр экономразвития РФ Герман Греф по-добрососедски заявил, что Россия после присоединения к ВТО намерена максимально способствовать вступлению в эту организацию Беларуси, ведущей сейчас активные переговоры по этому поводу...
А помощь России все-таки нужна. Если в начале лета Герман Греф видел Россию членом ВТО в лучшем случае в начале 2007 года, то уже в сентябре в рамках все того же правительственного часа министр заявил: «Не факт, что даже в следующем году присоединимся к ВТО».
Впрочем, Россия все же подписала архиважный протокол о доступе на рынки товаров и услуг с США. Хотя этому и предшествовали малоприятные сигналы из-за океана от торгового представителя США Сьюзан Шваб: «Мне трудно представить Россию членом ВТО с таким сайтом, который нарушает интеллектуальные права всех и вся».
До окончания двухсторонних переговоров россиянам осталось немного — «пройти» Коста-Рику, Гватемалу, Сальвадор и Молдову. Правда, о возобновлении переговоров попросила Грузия. Перед саммитом СНГ в Минске она распространила совместное заявление министерств иностранных дел и экономического развития, где отмечалось: «Главное и принципиальное требование Грузии перед Россией в вопросах ее вступления в ВТО — это легализация и исправное функционирование нелегально действующих в Абхазии и Южной Осетии таможенно-пропускных пунктов».
Но результативным саммит СНГ в Минске стал для Молдовы, а не для Грузии, поскольку президенты двух государств — Владимир Путин и Владимир Воронин — во время двухсторонней встречи договорились о возобновлении поставок в Россию молдавской сельхозпродукции. Поэтому молдавской стороне ничего не осталось, как со временем заявить о готовности подписать протокол о доступе на рынки товаров и услуг с Российской Федерацией до конца 2006 года, что, согласно заявлению молдавской стороны, и произойдет 28 декабря.
Ну а нам, прежде чем думать о помощи соседям, необходимо хотя бы на ближайшее время сохранить единогласие в вопросе о завершении вступления Украины в мировой торговый клуб. Как считает Игорь Бураковский, уже сегодня можно представить трудности, которые могут возникнуть при ратификации парламентом решения о вступлении в ВТО и соответствующего пакета документов...