31 августа в 10 часов утра из сборочного цеха Киевского авиационного завода, которому буквально на днях исполняется 75 лет, выкатил первый серийный троллейбус. Троллейбус, разработанный в АНТК имени О.Антонова, завод начал строить на свой страх и риск, не имея ни государственного финансирования, ни обеспеченных заказов.
Поставленные сегодня на грань выживания самолетостроители понимают: жить без перспективы нельзя. К строительству троллейбуса (он будет называться «Киевский») на заводе приступили в октябре прошлого года, предварительно изучив во всех деталях транспортную проблему в Украине.
Новый троллейбус экономичен и удобен. Масса его кузова, изготовленного из аллюминиевых сплавов и полимерных материалов, на 2,6 тонны меньше, чем стального, а значит, он может взять дополнительно «на борт» 30 - 40 пассажиров. Таким образом, проблема «часа пик» будет решена без дополнительного увеличения количества троллейбусов на маршрутах, потому что четыре новых киевских машины по эффективности эквивалентны пяти троллейбусам со стальными кузовами. И что не менее важно, благодаря пониженной нагрузке на дорожное покрытие троллейбус не повреждает наши и без того полуразрушенные дороги. Да еще экономит до 15% электроэнергии. В удобствах «Киевского» журналисты - пассажиры первого рейса - убедились буквально через несколько минут поездки. Троллейбус ехал по проспекту Победы легко, бесшумно и, несмотря на внушительные размеры, казался удивительно изящным. На вопрос представителей масс-медиа, кто будет финансировать серийное строительство, заместитель министра машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Виктор Забара ответил: «Мы приглашаем к сотрудничеству всех. С Киевской горадминистрацией мы заключили договор, и она будет участвовать в финансировании, в подготовке серийного производства на условиях инвестирования. То есть, мы берем деньги и говорим: вот такая-то доля от прибыли на весь период от выпуска троллейбуса будет отчисляться горисполкому на его бюджетные нужды».
И эти слова Виктора Николаевича обнадеживали бы, не оговорись он вначале, что задача финансирования на сегодняшний день полностью так и не решена.