ДОРОГА В КРЫМ КУРОРТНЫЙ ТРАНСПОРТ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ, РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ. ЧТО ПРЕДПРИНИМАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО АВТОНОМИИ?

19 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 19 декабря-26 декабря 2003г.
Отправить
Отправить

Сотням тысяч отпускников знакомы эти тревоги прошлых десятилетий: хоть профсоюз и дал путевку, но ...

Сотням тысяч отпускников знакомы эти тревоги прошлых десятилетий: хоть профсоюз и дал путевку, но самое сложное — добраться до здравницы: билетов на Крым никогда не было, вечно приходилось их доставать, переплачивать, ездить в невыносимых условиях (в вагоне духота, теснота, грязь). Симферопольский аэропорт, самый крупный в Украине после «Борисполя», в конце 80-х принимал самолеты через каждые 10—15 минут, но рейсов все равно не хватало. Однако самым сложным было передвижение по Крыму: состояние автобусов и сервис были ниже всякой критики, поэтому кто куда приехал, тот там и отдыхал, и даже мысли о переезде на другой курорт или тем более туристском путешествии по самому Крыму не возникало. Не меньшие муки терпели автомобилисты: парковка, заправка, контроль выхлопа — все превращалось в героические победы над самим собой и советским сервисом. А как сейчас?

По мнению главы крымского правительства Сергея Куницына, сегодня транспорт курорта в целом справляется с поставленными задачами. Этому способствовали два фактора: во-первых, транспортные потоки хоть и не намного, но все же менее напряженные, чем, например, в середине 80-х годов прошлого века, когда количество туристов на полуострове доходило до 8—10 млн., во-вторых, сама транспортная инфраструктура значительно изменилась. И Симферопольский аэропорт, и Симферопольский автовокзал — это недавно реконструированные современные транспортные комплексы. На Симферопольском железнодорожном вокзале сегодня пассажирам оказывают 62 услуги вместо прежних 10—12. Изменились морские вокзалы, стала значительно гуще сетка автобусных сообщений. В Крым можно приехать на автобусе из любого города Украины, кроме четырех: Луцка, Ковеля, Ужгорода и Львова, и то Совет министров автономии сейчас пытается организовать эти маршруты.

В целом к концу ноября количество прибывших на полуостров с начала года увеличилось по сравнению с аналогичным показателем 2002-го на 5,3 процента и достигло 5 млн. человек, хотя в прошлом году этот рубеж был перекрыт только за один-два дня до Нового года. Причем количество прибывших по железной дороге увеличилось на 5%, авиатранспортом — на 22,5% и лишь автотранспортом — осталось практически на прежнем уровне.

Основным перевозчиком туристов и отдыхающих, по словам министра промышленности, транспорта и связи Крыма Азиза Абдуллаева, остается железная дорога. Общая протяженность главных путей на полуострове более 1045 километров, основные центры грузопассажирских перевозок — Симферополь, Джанкой и Керчь. Ехать в фирменном поезде Киев — Симферополь одно удовольствие. Преобразился внешний и внутренний вид вагонов, постельное белье предлагается пассажиру на выбор в разных комплектах и по разной цене, горячая вода, большой ассортимент напитков и закусок, неплохое обслуживание. Такого же уровня еще один поезд, на Москву. В январе 2004 года Минтранс АРК и Крымская дирекция железнодорожных перевозок совместно с Приднепровской железной дорогой приступят к формированию еще одного фирменного состава. Но такого уровня поездов, увы, немного. Поездка же в остальных вынуждает вспомнить советские времена: будь доволен уже тем, что едешь, а как — вопрос второстепенный.

Как отмечалось на заседании крымского правительства, за год на работу крымской железной дороги получена всего одна жалоба, а это говорит о том, что транспортники все же стараются работать получше. Но эта работа сопряжена со многими проблемами. Так, в курортный сезон были дополнительно назначена 71 пара поездов дальнего следования и 27 пар электропоездов пригородного сообщения. Серьезно сдерживает развитие «железки» то, что уже более 60 процентов вагонов крымских поездов прослужили свыше 15 лет, а дополнительные поезда, назначаемые в курортный сезон, формируются в основном из вагонов, изношенных на все 100. Курорт явно страдает от того, что украинская промышленность выпускает недостаточно новых вагонов и локомотивов, не говоря уже о хроническом отставании в области дизайна и внутреннего устройства железнодорожных вагонов. Конечно, потенциальные пассажиры избрали бы другой вид транспорта, однако путешествовать на самолетах сегодня очень дорого и не всем по карману, а в автобусах — не слишком комфортно…

В 2003 году перевозки пассажиров в Крыму осуществляла 171 авиакомпания, из них 45 украинских. Услугами авиаперевозчиков в курортный сезон воспользовалась почти половина отдыхающих из России, 32% — из Украины, что на 10% больше прошлогоднего показателя. Международная авиакомпания «Крым» перевезла 11,4% всех пассажиров. Аэропорты Крыма обслужили на 3387 рейсов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это уже устойчивый рост, ведь и в 2002 году по сравнению с 2001-м услугами авиатранспорта через Симферополь воспользовались на 11,2% пассажиров больше. По словам Азиза Абдуллаева, к 1 июня 2004 года аэропорт планирует завершить реконструкцию пассажирского терминала международных авиалиний, увеличив его пропускную способность не менее чем на одну пятую.

В 2003 году успешно развивалось ставшее уже обычным в Крыму вертолетное обслуживание курортников. По данным заместителя директора вертодрома «Ялта» Валерия Стеценко, в нынешнем году услугами предприятия воспользовались около 500 туристов, в том числе многие — из стран дальнего зарубежья: Великобритании, США, Германии, Болгарии и других. А всего за три года работы вертодрома — свыше 2 тыс. туристов — ничтожный процент от всех гостей Ялты. Основной сдерживающий фактор — высокая стоимость полетов. Вертодром «Ялта» сегодня является единственным вертодромом в СНГ, сертифицированным в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации — ICAO. Вертолеты Ка-26 снабжены комфортабельными креслами для пассажиров и люками для осмотра местности. В кабинах установлены вентиляторы и магнитофоны для прослушивания текстов маршрута. В Ка-26 помещается пять человек. Минимальная продолжительность экскурсионного полета в Крыму — 20 минут. У иностранцев полеты на вертолете над Крымом пользуются большим успехом.

Сегодня авиаторы работают над тем, чтобы вертолетные полеты над Крымом стали круглогодичными и не зависели от температуры воздуха. В планах Киевского авиаремонтного завода №410 гражданской авиации, филиалом которого является вертодром «Ялта», — восстановление вертолетных посадочных площадок в 12 пунктах: на плато Ай-Петри, на Демерджи, в Кореизе, Форосе, Севастополе, Бахчисарае, Судаке и других. Хотя, по словам генерального директора завода Анатолия Кудрина, развитие вертолетного транспорта не сводится только к деловым поездкам — в перспективе он может использоваться вплоть до полетов отдыхающих от коттеджа до ресторана (авиатакси). Для Крыма с ограниченной пропускной способностью его автомобильных дорог и всевозрастающим потоком туристов и отдыхающих это очень важно…

Много качественных изменений на морском транспорте. Морские прогулки — это лечебная процедура, которая даже рекомендуется врачами-курортологами по методике талассотерапии. И воспользоваться для них «морским трамвайчиком», надеемся, смог в этом году любой из гостей Крыма, ибо это доступно, просто, удобно. На балансе четырех морских торговых портов Крыма — Керченского, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского — находятся 22 причала. В период летней навигации на 22 местных каботажных линиях работали 16 судов пассажирского флота общей пассажировместимостью 3,777 тыс. мест.

Конечно, при большом наплыве туристов этого недостаточно, но и сейчас порты стараются разнообразить формы своей работы. Можно только вспомнить, как в былые времена сотни теплоходов на подводных крыльях перевозили курортников из Одессы и Севастополя в Керчь и Новороссийск. Но сейчас все они проданы в основном в Грецию и Турцию, а морские порты обходятся тем, что осталось. Как сказал Сергей Куницын, правительство Крыма обеспечивает «зеленый свет» феодосийскому предприятию «Море», выпускающему суда на подводных крыльях. Пока их закупает Голландия, но будем надеяться, что и крымские порты в следующем году смогут приобрести несколько новеньких модернизированных «Восходов».

Для привлечения туристов на эти 16 судов порты заключили 39 договоров со здравницами, детскими оздоровительными лагерями, туристическими фирмами на экскурсионное обслуживание и организацию морских прогулок. К 1 июня 2004 года Ялтинский морской торговый порт намерен завершить реконструкцию и ввести в эксплуатацию причал в портопункте Гурзуф, а затем — в Симеизе и Рыбачьем, говорит Азиз Абдуллаев. В нынешнем году Ялтинский порт капитально отремонтировал причал в портопункте «Профессорский уголок» в Алуште. Как отметил министр, с начала года иностранные круизные суда заходили в порт 43 раза, что на 11 судзаходов больше, чем в 2002 году. Помимо этого, порт принял 24 судна под украинским флагом, а также свыше 5 тыс. судов пассажировместимостью менее 12 человек. С этих малых судов за предоставленные услуги порт получил 284 тыс. грн. доходов.

Пожалуй, самым консервативным транспортом оказался автомобильный.

Для улучшения качества автобусных пассажирских перевозок Совет министров, по словам Сергея Куницына, объявил конкурс среди автоперевозчиков на внутриреспубликанских и пригородных автобусных маршрутах. Он охватывает практически все маршруты Крыма. Уровень сервиса в 2004 году надеются поднять благодаря строительству и реконструкции крымских автовокзалов и автостанций. Как ожидается, эта программа «потянет» на 2,5 млн. гривен. В частности, планируется построить и реконструировать здания автостанций в Белогорске, Армянске, Симферополе, Ялте, Судаке, Бахчисарае, Инкермане, на Северной стороне в Севастополе.

Примечательно, что сегодня передвижение по Крыму становится более доступным и для инвалидов. По данным статистики, в автономии проживают более 130 тыс. инвалидов; многим людям с ограниченными возможностями движения, в том числе детям, приходится добираться в Крым на лечение в специализированные санатории, но условия наших вокзалов и транспорта, к сожалению, очень затрудняют или вообще делают невозможными такие путешествия. Постановление Совета министров АР Крым обязывает к 1 июня 2004 года всех автоперевозчиков, железную дорогу, аэропорты, морские порты и портопункты оборудовать пандусы и съезды для инвалидных колясок.

Комфорт и безопасность пассажирских перевозок в значительной мере зависят от качества дорог. Но, кроме выбоин, здесь есть проблемы посерьезнее. Около 60% находящихся в коммунальной собственности мостов и переходов нуждаются в ремонте, а еще порядка 12% — в реконструкции. В первую очередь это касается мостов и путепроводов в Симферополе, Керчи, Феодосии, Ялте, Алуште и Бахчисарае. На большинстве мостов и путепроводов разрушены тротуары и проходы для пешеходов, многие имеют не соответствующие стандартам ограждения и не могут предотвратить падение автомобилей. «Состояние этих сооружений может стать причиной дорожно-транспортных происшествий», — отметил заместитель начальника отдела управления ГАИ крымского главка МВД Украины Владимир Аверьяненко. По его словам, именно это стало причиной падения автомобиля с моста в Феодосии в минувшем году…

P.S. Материал готовился к печати еще до страшной катастрофы 17 декабря, когда на спуске с Ангарского перевала сорвался с дороги автобус с павлоградскими шахтерами. С одной стороны, вроде бы причиной аварии послужила недостаточная техническая готовность автобуса, а не дорога, данный участок которой как раз недавно был реконструирован. С другой — тревожный сигнал для будущих гостей Крыма прозвучал: авария может стать не последней…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК