Еще в своем первом в этом году и в качестве «энергетического» вице-премьера интервью «ЗН» (№ 3—4) Юлия Тимошенко рассказывала о проекте реорганизации рынка ТЭК. На тот момент, очевидно, еще не были конкретизированы нюансы реформирования системы управления сегментами этого рынка — энергетического, газового, нефтепродуктового. По мере конкретизации этих проектов росло и противодействие им, в результате чего «энергетический» сектор правительства предлагал чуть ли не еженедельно новый проект реорганизации рынка энергоносителей.
На сегодня программа реформы рынка топливно-энергетического сектора, по словам Ю.Тимошенко, практически готова и проходит согласование с заинтересованными сторонами. И именно в этот период Юлия Владимировна вынуждена заявить об активном «политическом и экономическом противодействии» предлагаемым реформам ТЭК: «Практически на всех уровнях власти есть люди, безоглядно лоббирующие интересы тех структур, которые действуют против госинтересов».
Почти два месяца, между тем, не прошли впустую. На сегодня предложенную Ю.Тимошенко программу реформы в ТЭК поддерживает премьер В.Ющенко, а также, по ее словам, все замы министров, Госналоговая администрация, Нацбанк и генерирующие компании.
Впрочем, похоже, что при этом «энергетическому» вице-премьеру пока что не удалось заручиться поддержкой Минтопэнерго Украины в лице министра С.Тулуба. Не разделяют ее взглядов и глава Минэкономики С.Тигипко, а также министр финансов И.Митюков. Впрочем, в отношении несговорчивости последнего существует версия о том, что глава Минфина вынужден считаться с возможной реакцией МВФ. И, разумеется, самыми активными оппонентами предлагаемой схемы реформ выступают приватизированные облэнерго, часть (вероятно, большая) независимых энергопоставщиков, а также негосударственные газотрейдеры (в части реформ в секторе газа) и частично НАК. Частично, потому что НАК в лице, если не ошибаюсь, зампреда правления этой компании И.Диденко участвовал в разработке последнего варианта реорганизации рынка газа, однако глава НАКа И.Бакай, насколько известно, этих идей до последнего времени не разделял.
Вот приблизительно при каком раскладе сил Ю.Тимошенко ищет союзников своих реформаторских устремлений. При этом она, по ее же выражению, тратит время на бесконечные совещания в Кабмине с единственной целью: чтобы впопыхах и под чьим-то давлением компании и личности, которые потенциально заинтересованы в реорганизации рынка, не зная доподлинно, о чем идет речь, не проголосовали против реформ. При этом вице-премьер однозначно отвергает обвинения в свой адрес в том, что она просто стремится таким способом обеспечить максимально теплое место на энергорынке якобы патронируемым ею компаниям. Ю.Тимошенко говорит, что предлагаемая ею схема организации энерго- и газового рынка достаточно прозрачна и обеспечит присутствие на этом рынке исключительно добросовестных операторов.
ЭНЕРГОРЫНОК
Итак, предлагаемая схема реформирования энергосектора, по словам Ю.Тимошенко, уже на первом этапе («еще до полного ее задействования») консолидации договоров и денежных потоков через государственный Расчетный региональный центр позволит увеличить денежную оплату генерации за произведенную электроэнергию до 45%.
Схема эта в общих чертах такова. Создается Региональный расчетный центр (РРЦ), который и получает лицензии на право поставки электроэнергии.
Сегодня такими лицензиями располагают облэнерго — областные энергораспределяющие компании, которые при этом наряду с независимыми энергопоставщиками занимаются собственно и сбытом электроэнергии. Они же аккумулируют у себя собираемые платежи потребителей за используемую электроэнергию, оставляют часть средств у себя, а часть (как правило, меньшую, по словам Ю.Тимошенко) перечисляют в Энергорынок. Оттуда уже эти крохи попадают собственно генерирующим компаниям.
Практика действующей схемы работы оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) в общем-то не оставляет собственникам электроэнергии шансов законным способом требовать и добиваться увеличения платежей за принадлежащую им электроэнергию. А число неплательщиков постоянно возрастает и практически нет возможности добиться от них платежей. И это проблема и генерации, и дистрибуции. Причем, облэнерго (речь о 20 госкомпаниях) в общем-то экономически не заинтересованы в аккуратности платежей, ибо их доход мизерный. А добиться покрытия издержек через задействование механизма банкротства должников в современных условиях если не невозможно вообще, то настолько сложно, что это практически никому не удается (процедура может длиться от 1 года до 5 лет). Кроме того, независимые энергопоставщики грешат тем, что норовят бартеризовать расчеты, а также используют неэффективные для генерации формы расчетов, такие, как зачеты, векселя и пр. В результате это автоматически увеличивает себестоимость электроэнергии, поставляемой на энергорынок.
В качестве одного из вариантов упрощения взаимоотношений на энергорынке предлагаются прямые договора между генерацией и, например, облэнерго. И стоит заметить, что часть руководителей генерирующих компаний склонны были ее принять. Однако, настаивает вице-премьер Тимошенко, система прямых договоров очень скоро может привести к тому, что генерирующие компании будут просто вынуждены идти на любые варианты расчетов, диктуемые облэнерго, особенно приватизированными. В противном случае им (энергогенерирующим компаниям) вообще не видать даже формальных зачетных расчетов. Но это отнюдь не сможет привести к нормализации взаиморасчетов участников энергорынка.
Констатируя факт значительной задолженности облэнерго перед энергорынком со стороны приватизированных облэнерго, госпожа Тимошенко, впрочем, говорит о том, что правительство не намерено сдерживать приватизацию облэнерго (пока что в госсобственности остается двадцатка таких энергообъектов). Однако пропагандируемая ею реформа энергорынка прежде всего призвана «создать регулятивный государственный механизм, позволяющий обеспечить полноценный контроль государства за энергорынком, равноправные условия его участникам, независимо от формы собственности субъектов этого рынка, и стабильное энергообеспечение потребителей».
А тем временем отсутствие должной системы учета энергоресурсов и их расхода провоцирует бесконтрольность энергопотребления. В итоге неучтенное потребление электроэнергии списывается на «потери в сетях». Некоторые специалисты энергоотрасли утверждают, что даже в советские времена дозволялось «списывать» не более 7—10%. Сегодня же некоторые облэнерго умудряются, по данным Минтопэнерго, приведенным Ю.Тимошенко, «доводить потери в сетях» чуть ли не до 40—45%, как, например, в Закарпатской области. Однако маловероятно, что такой объем электроэнергии мог «испариться». Это просто наталкивает на мысль о том, что при таких «потерях» просто задействованы схемы «увода» электроэнергии от учета и оплаты.
Словом, в реформируемой системе предлагается все вышеупомянутые изъяны энергорынка ликвидировать. Облэнерго должны будут (в течение месяца после принятия постановления КМ, утверждающего описываемую схему реформирования ТЭК) заключить соответствующие договора с РРЦ, который будет обладать лицензией на сбыт (см. схему). Облэнерго и другие желающие смогут на тендерной основе получить на жестких условиях функцию управления в конкретном регионе. При этом в каждом конкретном случае будет оговорена сумма вознаграждения такого управляющего, скажем, 10% — как разница между оптовой и розничной ценой электроэнергии, а точнее, процентная ставка дохода в зависимости от суммы собранных на счет РРЦ платежей. Однако в случае недобросовестности управляющей компании не нужно будет искать способ и механизм (каковых сейчас почти все равно нет), дабы лишать ее лицензии на сбыт — она ему не будет принадлежать.
А это значит, по версии Ю.Тимошенко, что механическая замена управляющей компании не приведет к однозначному разрыву действующих контрактов, никуда не денутся кредиторы, дебиторы, не случится реорганизационного хаоса в результате вынужденного перезаключения сотен тысяч договоров с бывшим лицензиатом по энергопоставкам. Как не сможет управляющая компания и контролировать денежный поток, который будет однозначно проходить и контролироваться исключительно РРЦ. При этом энерготранспортные компании, будь то приватизированные облэнерго или госкомпании, будут кровно заинтересованы в аккуратном исполнении своих обязанностей, включая сбор платежей «живыми» деньгами, так как от этого напрямую будет зависеть их доход, который, предположительно, может составить 17% от стоимости реализуемой ими электроэнергии.
Денежный поток, согласно описываемой схеме, должен быть централизован и обслуживаться уполномоченным системным банком. Управляющие компании должны будут перечислять собранные платежи за электроэнергию на единый распределительный счет РРЦ в конкретном районе, оттуда деньги единым потоком будут направляться на аналогичный счет областного РРЦ, с которого уже идут пропорциональные отчисления управляющим и транспортным компаниям (т.е. вышеупомянутые доходы операторов — 10% и 17%). Затем деньги направляются в Национальный расчетный центр, созданный при Оптовом энергорынке, который должен будет получить статус юрлица. А уже оттуда средства пропорционально будут распределяться генерирующим компаниям и независимым энергопоставщикам, участвующим в реализации электроэнергии.
Системный учет энергоресурсов
Разумеется, без системного учета расхода электроэнергии надеяться на адекватные платежи наивно. Поэтому предлагаемая Ю.Тимошенко схема содержит еще две важные составляющие: участие во всей системе учета системного банка и активную модернизацию имеющейся системы учета, установку новых счетчиков электроэнергии и газа. Причем, по ее словам, в Украине сегодня производится достаточно много видов современных приборов учета, установка которых позволит сначала минимализировать, а затем и аннулировать «ручное» административное вмешательство, например, губернаторов (да и самого КМ) в процесс энергопоставок и сбора платежей. Если энергопоставки будут контролироваться приборами учета, например так называемыми импульсными, то фактор психологического и административного давления будет ликвидирован: железке ведь все равно, кого она отключит он энерго- или газосети за неплатежи.
Разумеется, достичь такого баланса в одночасье невозможно. Для этого потребуются время и деньги. Большие деньги.
Временной фактор означает, что на первом этапе реформирования схемы учета энергии и газа распределяющие компании должны будут установить счетчики для так называемых проблемных потребителей (бюджетникам — и тогда местные бюджеты обязаны будут обеспечить планирование и своевременное поступление на счета РРЦ средств на оплату энергоносителей в полном объеме, а не 30% от потребности, как сейчас; аграриям, которым ежегодно прощают все долги, и т.д.). А уже на втором этапе, при полном оснащении потребителей системами учета расхода энергоносителей, можно будет говорить об эффективности такой схемы.
Большие деньги, требующиеся для переоснащения и установки систем учета, по словам Ю.Тимошенко, готовы предоставить системные банки. Под доступные проценты на долгосрочной основе, но единому заемщику — РРЦ (в энергетике), который и будет собственником всех систем учета, независимо от того, кто будет управлять региональными системами. Если банкам будет понятен механизм возврата таких кредитов (а каждой области потребуется по предварительным подсчетам в среднем 25 млн. долл. на создание систем учета), уверяет вице-премьер, они готовы предложить (эдак лет на 5—10, в зависимости от величины займа и условий его предоставления) такие условия, при которых возврат кредитов не ударит по карману потребителей и операторов этих систем.
Аналогичные системы, но учета газа, могут быть установлены и за счет кредита, предоставленного системными банками новосозданному АО «Оптовый рынок природного газа».
Сектор газа
«ЗН» регулярно и подробно описывает ситуацию на рынке газа, поэтому из-за ограниченности места на полосе обойдусь кратким описанием предлагаемой схемы реорганизации этого сегмента ТЭК.
Итак, базой этой системы должно стать АО «Оптовый рынок газа» с единым, как и в энергетике у РРЦ, консолидированным счетом. Региональные отделения этого предприятия, а точнее, право управления ими (технически — это региональная сеть облгазов, функции которых аналогичны функциям облэнерго), также будут «выставлены» на тендер, победитель которого получит право поставлять газ потребителям и собирать платежи. Опять же, как и в энергетике, лицензии на право заниматься такой деятельностью будут выданы не управляющим компаниям, а непосредственно подразделениям «Оптового рынка газа». Средства в регионах за газ должны будут поступать на транзитные счета этих региональных подразделений, а изначально газ от них практически всем потребителям — бюджетникам, теплокоммунальщикам, промышленности, населению. Тепловая энергетика и промпредприятия также смогут покупать газ на аукционах, куда отечественные производители и импортеры газа смогут выставлять свой товар дважды в год. Но даже в этом случае контракты будут регистрироваться «Оптовым рынком газа».
По замыслу авторов этой схемы, посредством аукционных торгов дважды в год (с учетом сезонного спроса) можно будет установить реальные цены газа и исключить демпинг, присутствующий сегодня на рынке газа. Система выбора управляющего и его смены в случае неэффективного управления практически предлагается по аналогии с вышеописанной схемой для энергорынка. Разумеется, в обоих случаях есть еще масса нюансов, возможны поправки. Однако, по словам «энергетического» вице-премьера, такой подход способен обеспечить баланс энергорынка вообще и его прозрачную и стабильную систему работы.
Предлагаемая параллельно вышеописанному система тендерного выбора управляющих компаний и системных банков, по замыслу авторов, способна обеспечить не только своевременное обеспечение энергоресурсами потребителей, но и своевременный и полный сбор платежей. А этот фактор — основа для привлечения инвестиций, так необходимых всем сегментам ТЭК.
Ю.Тимошенко убеждена, что имплементация предложенных ею схем потому и воспринимается в штыки, что очень удобно без системы учета, используя различные бартерно-вексельные схемы, просто получать прибыль, не заботясь о том, сколько еще «протянут» энерго- и газовые сети и где брать средства для закупки топлива. По ее словам, уже под новую схему работы энергорынка в настоящее время два украинских банка согласны предоставить кредит на общую сумму 50 млн. долл. «Энергоатому» — для оплаты ядерного топлива. Предполагалось, что это будет сделано до 25 марта.
Дата эта, увы, этапная для энергетики и, очевидно, для вице-премьера Ю.Тимошенко. Представители тепловых энергогенерирующих компаний накануне этой даты заявили, что топлива у них осталось едва ли на пару суток, а «водный» ресурс гидроэнергетики — на критическом уровне, у АЭС нет твэлов. Так что если на днях эти проблемы не разрешатся, то через неделю-другую, по выражению самой Ю.Тимошенко, — «все это будут только банальные заклинания»…
А тем временем энергогенерирующие компании, покупавшие с января до сих пор недостающий газ у группы компаний Itera (сначала по 40 долл. за 1000 кубометров, а с 1 марта — по 38 долл.), до сих пор не могут рассчитаться с владельцем уже использованного газа. Несмотря на то, что практически все получаемые теплоэнергогенерацией средства сразу же отправлялись в оплату «итеровского» газа, несмотря на бюджетную помощь, энергокомпании остаются должны огромную сумму. И несмотря на то, что объем потребления ими газа, закупаемого у компании Itera, в последнее время сокращается, по старым контрактам еще предстоят солидные платежи.
Между тем, вице-премьер Ю.Тимошенко сообщила, что впредь генерирующие станции будут закупать газ у НАК «Нефтегаз Украины» по цене 29 долл. (с учетом НДС) за 1000 кубометров. На резонный (в ситуации, когда Минтопэнерго называет объем дефицита газа в первом квартале в Украине на уровне 17 млрд. кубометров) вопрос о том, откуда у НАКа вдруг взялся газ, да еще такой сравнительно дешевый, Ю.Тимошенко, не вдаваясь, правда, в подробности, ответила, что это газ туркменского происхождения, поставки которого в Украину постепенно возобновляются. Мол, пока его поступает немного, но есть надежда и даже предварительная договоренность с той же компанией Itera (оператором доставки газа по территории РФ до границ Украины) о возможности транспортировки туркменского газа в Украину.
Однако проблема согласования взаимной украинско-российской задолженности, по словам Ю.Тимошенко, остается неразрешенной. НАК и российский «Газпром», говорит вице-премьер, называют слишком несопоставимые суммы украинской задолженности, и сблизить позиции сторон по этой проблеме до сих пор не удается. Ю.Тимошенко, впрочем, не склонна драматизировать ситуацию, считая что и внешние, и внутренние долги можно реструктуризировать и договориться о взаимоприемлемой программе их погашения. Чем и намерено заниматься, кроме прочего, правительство Украины, в частности для разрешения проблемы внутриукраинской задолженности.
А пока энергогром не грянул и еще возможно что-то предпринять, надеюсь успеть подробнее рассказать о том, удастся ли Ю.Тимошенко найти компромисс со всеми сопричастными к топливно- энергетическому рынку сторонами и личностями. Если, конечно, у Президента терпение не лопнет раньше. Впрочем, Юлия Владимировна заметила, что будет предлагать схемы реформирования ТЭК до тех пор, пока они не будут приняты.
P.S. Между тем, пока дописывался этот материал, в центральном офисе НАК «Нефтегаз Украины» глава этой компании Игорь Бакай давал, можно сказать, прощальную пресс- конференцию. И.Бакай публично сообщил журналистам, что они узнали раньше премьера Ющенко о том, что глава НАКа в пятницу подал в отставку и якобы намерен добиваться ее принятия. Свое решение об отставке И.Бакай прокомментировал так: «Я не хочу, чтобы мое имя было предметом политического шантажа высших должностных лиц государства». При этом он дал понять, что такой шантаж осуществляется со стороны некоторых западных держав. Впрочем, подробности и последствия этой акции — уже в следующем выпуске.
А пока Игорь Михайлович готовился сделать это заявление, тем временем, по сведениям «ЗН», группа компаний Itera и НАК «Нефтегаз Украины» успели договориться о создании СП, о котором прежде уже упоминалось. Не исключено, что это СП вписывается в реформаторскую схему Ю.Тимошенко как составная АО «Оптовый рынок природного газа». Или же это реализация одной из прежде оглашенных схем обустройства рынка газа, уже описанной «ЗН»? Посмотрим.