Как известно, в конце прошлого года президент России Владимир Путин издал распоряжение «О проведении в Российской Федерации Года Украины». Зачем государствам, которые и так достаточно интегрированы экономически и связаны политически, объявлять пустые, популистские мероприятия на первый взгляд не ясно. Но, присмотревшись к отношениям двух стран, становится очевидно, что проблем все еще остается слишком много — долг за газ реструктуризирован, но не в полном объеме; возможность транзита электроэнергии оговорена, но не используется; НПЗ Украины российскими нефтяниками приватизированы, но налоги в стране остаются для НК высокими.
В конце концов экономика взаимоотношений да и конкретная выгода предпринимателей двух стран будет зависеть именно от того, насколько прагматично подойдут государства к устранению мелких технических несоответствий и накладок в принципиально решенных вопросах. А это невозможно без прагматичного, делового подхода.
Именно прагматичным хозяйственником чаще всего называют Виктора Черномырдина, возглавляющего сегодня дипломатическую миссию Российской федерации в Украине, к которому корреспондент «ЗН» обратился за комментариями о последних тенденциях во взаимоотношениях двух государств.
— 18 января Украина заявила о том, что начинает антидемпинговое расследование против импорта из России автомобилей. Таким образом у нас продолжают возбуждать специальные и антидемпинговые расследования против российских товаров, а в России соответственно против украинских. Возможно ли решение этой проблемы иным способом?
— Я считаю возбуждение антидемпинговых расследований закономерным. Хотя, конечно, лучше не доводить дело до расследований, а вести цивилизованный диалог и переговоры еще до возбуждения расследований. Возможно, вводить временное квотирование по тем товарным позициям, которые действительно поставляются в значительных объемах. Это все же лучше, чем постоянно действующая заградительная пошлина.
— Может ли квотирование поставок украинских труб в Россию быть пересмотренным?
— Нет, квотирование на весь год будет оставлено в прежних объемах. Хотя я уверен, что придет время, когда произведенных на российских и украинских заводах труб не будет хватать. Между прочим, во времена СССР так и было.
— Что дает повод для столь оптимистических прогнозов в части увеличения потребления труб?
— Экономический рост в России.
— Уточнены ли объемы транзита российской электроэнергии по территории Украины на экспорт?
— Пока ведутся переговоры об уточнении величины экспорта, но принципиально вопрос уже решен. Россия в этом году будет осуществлять транзитные поставки электроэнергии через территорию Украины.
— Окончательно ли решился вопрос об участии России в строительстве энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС?
— Как известно, на форуме РСПП и УСПП в Харькове Россия и Украина подписали окончательное соглашение о помощи в строительстве за счет поставок оборудования и технологии. В бюджете России на 2002 год предусмотрены 100 млн. долл. на помощь Украине в этом вопросе. Возможно, к совместному соглашению присоединится и ЕБРР.
— Что общего в практике ведения бизнеса в России и Украине?
— Общие проблемы. Сложности ведения бизнеса есть и в Москве, и в Киеве. Но в Москве этих сложностей несколько больше.
— Некоторые народные депутаты Украины связывали ваше назначение на должность посла с активизацией усилий России в области приватизации газотранспортной системы Украины. Возможно ли приобретение или участие в концессионном управлении украинской газотранспортной системой ОАО «Газпром»?
— Пока все это только разговоры и никакого решения до сих пор не принято. Вот когда Украина примет решение о том, что ей выгодно: приватизация или концессия, мы в свою очередь определимся с тем, как мы видим свое участие в этих процессах.
— Как вы оцениваете возможность приватизации или сдачи в концессию газопроводной системы?
— Я не могу её оценить, поскольку я не располагаю обоснованием приватизации или передачи в концессию газопроводов Украины.
— Как вы оцениваете последние газовые договоренности между двумя странами?
— Хорошо уже хотя бы то, что удалось окончательно согласовать сумму государственного долга в 1,4 млрд. долл. Этот долг был подвергнут реструктуризации по модели Парижского клуба. Это означает, что первые три года Украина вообще ничего не будет платить России. В то же время до сих пор не разрешена проблема корпоративной задолженности частных компаний за природный газ перед ОАО «Газпром». Россия утверждает, что величина этого долга около 600 млн. долл., а Украина настаивает на меньшей цифре. Идет процесс согласования.
— Расскажите о вашем отношении к принятым в Украине законам, запрещающим реэкспорт природного газа?
— Согласно этим законам на природный газ, экспортируемый из Украины, вводится пошлина в размера в 100 долл. за 1000 кубометров. Это, по-сути, заграждающая пошлина. Реэкспорт возможен лишь в двух случаях — по Ямбургским соглашениям (расчеты за строительство газопроводов) и того газа, который будет добыт в Украине иностранными инвесторами на основании закона «О соглашениях о разделе продукции».
— Каковы ваши взаимоотношения с Александром Миллером, нынешним председателем правления ОАО «Газпром»?
— Встречаемся, ведем совместные переговоры, никаких проблем в отношениях нет. Хочу заметить, что на Александре Миллере сегодня лежит огромная ответственность. Работа ОАО «Газпром» — это основа экономики России. И любая кадровая ошибка здесь является опасной для экономики страны.
— Насколько, по вашему мнению, была своевременной смена руководства ОАО «Газпром»?
— Я считаю, что время для замены руководства газового монополиста действительно пришло. Рем Вяхирев сам неоднократно обращал внимание на свой пенсионный возраст. Когда руководителя в 66 лет меняют на более молодого, это отнюдь не неожиданно. Хотя, конечно, смена руководства ОАО «Газпром» вызвала бурю эмоций в России. Самое важное, чтобы новое руководство оказалось компетентным. Допускать ошибку в таком важном вопросе нельзя.
— Хватит ли у «Газпрома» средств на то, чтобы инвестировать в увеличение добычи природного газа?
— У «Газпрома» денег хватит на все. Для «Газпрома» — это главная задача и для её обеспечения должно быть подчинено абсолютно все.
— Не является ли реформа ОАО «Газпром» как раз той самой попыткой «помешать» работе предприятия?
— Необходимость нынешней реформы назрела давно. Важно, чтобы она продолжалась в духе совершенствования деятельности компании, а не её разрушения.
— Как в России относятся к приходу отечественных нефтяных компаний на украинские НПЗ? Не возникнут ли у российских нефтяников сложности с поставками сырья на принадлежащие им украинские заводы?
— Та продукция, которая производится российскими нефтяными компаниями в Украине, полностью обеспечивает внутренние потребности этой страны. Благодаря успешной работе нефтяников удалось не только ликвидировать все проблемы с обеспечением ГСМ, но и добиться снижения цен. Когда стоимость нефти в мире упала, украинский рынок отреагировал на это внутренним снижением стоимости ГСМ быстрее, чем российский. И основная причина этому — успешная работа российских нефтяников. Некоторый избыток топлива российские НК даже начали экспортировать из Украины.
— В Украине опасаются, что экспорт из нашей страны ГСМ, произведенных из российского сырья, вызовет отрицательную реакцию в РФ?
— Нечего опасаться. Экспортируют ведь прежде всего российские фирмы, а они сами с собой конкурировать на внешних рынках не станут.
— Некоторые украинские нефтетрейдеры, конкурирующие с бизнесом «Тюменской нефтяной компании» в Украине, не так давно обвинили её в финансовой неустойчивости и призвали Кабинет министров к пересмотру условий сотрудничества с этой фирмой. Отразится ли это как-то на бизнесе упомянутого инвестора в Украине? Могут ли быть пересмотрены условия работы с другими российскими НК («ЛУКойл», «Татнефть»)?
— Тюменская нефтяная компания имеет устойчивое положение как в России, так и в Украине — на Лисичанском НПЗ. Им удалось добиться значительного улучшения финансового состояния АО «ЛиНОС», оживить его работу. Этот инвестор достаточно динамично развивается в Украине и имеет для этого возможности. Вообще большая часть нефти в Украину поставляется из России. Лисичанский, Кременчугский, Одесский НПЗ простаивали, пока на них не пришли российские нефтяные компании. Сегодня проблем с нефтепродуктами в Украине нет. Это знают и в украинском правительстве. Поэтому никакие условия сотрудничества ни с кем из нефтяников не пересмотрят.
— При экспорте нефти в Украину Россия не возмещает своим нефтяникам НДС, в то время как Казахстан возмещает. Таким образом поставлять нефть из Казахстана в Украину выгодней, чем из России. Намерены ли вы изменить создавшуюся ситуацию?
— Это действительно серьезная проблема прежде всего потому, что она регулируется Налоговым кодексом. Но тот факт, что от этого страдают свои же, российские, нефтяники, говорит о том, что правительству РФ необходимо разрешить эту проблему.
— Почему вы согласились стать послом России в Украине?
— Моя главная задача на этой должности — это отстаивание интересов России. Я придаю очень большое значение отношениям России и Украины. Даже будучи председателем правительства РФ я понимал, что наши взаимоотношения являются ключевыми для страны. Меня не устраивает попустительство во взаимоотношениях, которое приводит к постепенному удалению Украины от России и к потерям для экономки. Украинское направление для нас очень важное. Поэтому я бы не стал послом РФ ни в какой другой стране мира.
— Когда Рем Вяхирев покинул свой пост в «Газпроме» у вас не возникло желание покинуть Украину и возглавить эту естественную монополию?
— Даже мысли такой не было. Я уже отдал «Газпрому» много лет моей жизни, но сейчас у меня другая работа, которая меня устраивает.