Судьба любого омбудсмена, а тем более бизнес-омбудсмена, — жить и работать с командой в пропасти между правами, задекларированными в законах, и повседневной административной практикой. На берегах потока жалоб, текущего на дне пропасти, мы пытаемся спасать предприятия-утопленников и договориться с госорганами о тропинках поворота из долины страданий на поле равных возможностей. А еще при этом — в свободные минуты — пробовать лопатой системных рекомендаций закопать эту самую пропасть.
Насколько нам это удавалось в 2024 году?
Во-первых, механизм административного обжалования (наш основной инструмент) все же действует примерно в двух третьих жалоб, которые мы берем в работу. Это значит, что комиссии в самих госорганах, прежде всего в налоговой и таможне, готовы выслушать наши с предпринимателями аргументы и пересмотреть или даже отменить ошибочные решения. Это может быть отмена корректирования (то есть завышения) таможенной стоимости партии товаров на несколько тысяч долларов, кровно важных для малого предпринимателя-импортера. Но может также быть и отмена налоговых сообщений-решений на отрицательную стоимость почти в 4 млрд грн (с прямым финансовым эффектом более 700 млн грн) в пользу крупного иностранного инвестора, что восстановит его уверенность в надежности недавних крупных капиталовложений в новый завод. А это означает, что среди госслужащих не перевелись смельчаки, готовые взять на себя ответственность за исправление непропорциональных или необоснованных действий своих коллег.
Во-вторых, хотя медленно и со скрипом, но воплощаются в жизнь некоторые наши системные рекомендации последних двух лет по усовершенствованию системы администрирования НДС и подхода к налоговым проверкам. Что касается НДС, то уже расширен перечень показателей положительной налоговой истории и создана новая возможность обжалования решений о рисковости плательщика и отказах в учете таблиц данных. Если говорить о проверках, то новейшая презентация налоговой о комплаенс-рисках подтверждает наши выводы о том, что подавляющее большинство бизнеса добровольно платит налоги и что контрольно-проверочные мероприятия — это самые дорогие (как для бизнеса, так и для государства) меры воздействия, поэтому они должны применяться только в случае очень серьезных нарушений.
В-третьих, уже бывший генеральный прокурор Андрей Костин создал вместе с нами консультационную площадку с бизнесом, где было сказано немало правильных вещей. Да и мы продолжали кропотливо работать в рамках нашей Экспертной группы с Офисом генпрокурора, разбирая кейсы необоснованного давления на бизнес. К сожалению, повышенная открытость (включительно с запуском дашборда уголовных дел) еще не победила процессуальную инерцию системы, в которой трудно остановить уже запущенное, но явно слабое и бесперспективное дело. Даже законодательные инициативы Совета предпринимателей при президенте Украины по вопросам процессуальных изменений в отношении бизнеса почему-то еще не попали в повестку дня.
Каким в этом случае я вижу 2025 год?
Годом внимания к имплементации законов, а не просто констатации факта их принятия или цифрового отображения. Годом, на протяжении которого руководители разных вертикалей в Украине поймут, что смогут успешно пройти скрининг Еврокомиссии только в том случае, если будут воспринимать презумпцию доброй воли относительно собственного бизнеса (и граждан в целом) не как романтику из страны розовых пони, а как вполне серьезное обязательство власти, уважающей себя, свой народ и свои международные обязательства.
На практике это означает довести до успешного завершения уже проголосованные перезапуски Бюро экономической безопасности и Государственной таможенной службы, а затем уже взяться за Государственную налоговую службу. Назначить нового генерального прокурора, который углубил бы уже начатый диалог с бизнесом, но также более энергично взялся за прокурорский надзор с позиций здорового смысла в своей работе с органами досудебного расследования.
Каким бы ни был сценарий военных действий, 2025-й также будет годом восстановления и возрождения — то ли текущего, то ли окончательного. Для этого Украина должна сбросить собственные регуляторные кандалы, которые сейчас сковывают строителей и других предпринимателей. Попытки набросить статичные статистические показатели на динамичные рынки работы и услуг обречены. Здесь необходимы системные решения уже на этапе первоначальных проектов, чтобы не столкнуться с дальнейшими непонятными контрактами и аудитами.
На протяжении трех лет невероятных испытаний здоровое и подавляющее большинство украинского бизнеса — от малого до крупного, от локального до транснационального — показало себя стабильным и надежным партнером государства. Год 2025-й — лучшая возможность, чтобы сделать эти отношения полностью взаимными. Пора закапывать пропасть — метр за метром, решение за решением.