Украина стала местом возникновения баптизма в Российской империи. Вряд ли это можно назвать случайностью. Ведь главная особенность баптизма — стремление к свободе, которое присуще украинцам как никому другому. Наша страна занимает седьмое место в мире и первое место в Европе по количеству прихожан баптистских церквей. В этом году этой — одной их крупнейших христианских конфессий — исполняется четыреста лет.
В мире баптистские церкви посещают более ста миллионов человек. В состав национальных баптистcких союзов входит более двухсот тысяч церквей. Большинство баптистов живут в США, там это самая распространенная христианская конфессия. Политики Авраам Линкольн, Джимми Картер, Мартин Лютер Кинг, предприниматели Джон Рокфеллер, Томас Кук, актеры Чак Норрис, Эдди Мерфи, Кевин Костнер — вот неполный перечень известных американских баптистов. Среди известных баптистов английские писатели Джон Мильтон, Даниель Дэфо, бразильский футболист Кака, русский боксер Олег Маскаев и наши соотечественники — игрок киевского «Динамо» Стефан Решко, политик Александр Турчинов.
Доктрина баптистских церквей строится вокруг четырех главных принципов: Библия — единственная норма для веры и жизни; церковь, которая состоит из духовно возрожденных верующих, автономия поместной церкви; религиозная свобода. Последнее, по мнению генерального секретаря Европейской баптистской ассоциации Тони Пека, можно назвать и главной отличительной особенностью этого вероисповедания. По его словам, баптисты выступают за отделение церкви от государства и за возможность для человека сознательно и свободно выбирать свою веру. В практической плоскости последний принцип означает, что принимать крещение баптист может лишь в сознательном возрасте, когда он понял и принял суть Благой вести Спасителя.
Из глубины веков
Принципы, на которых построено баптистское движение, в том или ином виде существовали со времен зарождения христианства. Одна из версий появления баптизма зиждется на преемственности этого движения анабаптистам и менонитам — европейским христианским реформаторским движениям XVI века. Однако для баптистов нехарактерно обостренное ожидание близкого конца света, как у анабаптистов. В отличие от менонитов они не запрещают судебные тяжбы, присягу и воинскую службу. Поэтому наиболее вероятной представляется другая версия — происхождение баптистов из среды английских пуритан.
Под влиянием идей Реформации на территории Англии сформировалось пуританское движение, несогласное с Англиканской церковью. В 1605 году священник официальной церкви Джон Смит познакомился с группой пуритан и, согласившись с их доктриной, возглавил группу верующих. В 1609 году, спасаясь от религиозных преследований, пуритане во главе с Джоном Смитом переселились в Амстердам, где основали первую баптистскую общину. Ее члены приняли решение креститься только в сознательном возрасте и по вере. Это событие и считается датой основания движения. Спустя два года первая баптистская община решила вернуться в Англию, хотя гонения на религиозных диссидентов не прекратились. К 1620 году в Англии уже было пять баптистских общин, а к 1644 году — 46.
Земля обетованная
Украина, а именно нынешние Одесская, Херсонская и Кировоградская области, стали в XIX веке первым местом возникновения баптизма в Российской империи. Все началось с того, что немецкие колонисты Северного Причерноморья с 1824 года начали проводить время в совместной молитве и размышлениях о Библии — в так называемых библейских часах (по-немецки biblestunden). Посещать эти собрания стали и украинцы.
Одним из первых баптистов в Российской империи считается крестьянин Онищенко, уроженец деревни Основа Одесского уезда. По его собственному свидетельству, долгие годы он посвятил религиозным исканиям и, пережив возрождение при чтении Библии, поделился своими переживаниями с соседом Михаилом Ратушным. В 1860 году Ратушный также обратился к новой вере и стал проповедовать Библию. К 1865 году в деревне Основа батпистская община насчитывала уже около
20 человек, а к 1870 году — 219. Аналогичные процессы происходили в деревнях Карловка и Любомирка Елисаветградского уезда (ныне Кировоград).
Еще один ключевой человек в украинском баптизме — Иван Рябошапка. Его наставником оказался житель немецкой лютеранской колонии Мартин Гюбнер. Вместе с Гюбнером он начал посещать библейские занятия и стал горячим проповедником Евангелия. Приезжая на ярмарку, Рябошапка взбирался на телегу и кричал: «Нашел! Нашел!». Когда на этот крик собирались люди, он рассказывал о том, как нашел Господа Иисуса Христа и обрел мир и покой в душе.
Власти поначалу относились к новому движению терпимо. В тех случаях, когда дело доходило до суда, оно решалось в пользу общины. Так, в 1878 году в Одесском окружном суде рассматривалось уголовное дело Михаила Ратушного и его единоверцев, «обвиняемых в распространении секты штундистов». В показаниях одного из свидетелей сказано: «Собираются у себя в хатах, молятся Богу, а такого ничего худого не знаю за ними. Между ними нет ни пьяниц, ни воров, а напротив, бывали случаи, что человек, который прежде был вором или пьяницею, когда поступит в штунду, делается хорошим человеком, перестает пить, воровать, работает». После пятиминутного заседания присяжные вынесли оправдательный приговор.
История на крови
Гонения на баптистов в царской России начались в июле 1894 года по инициативе обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева. Баптистов из числа аристократов, простых людей, в основном украинцев, ссылали в Закавказье и Оренбургский край. Полиция применяла в отношении верующих пытки, инициировала погромы и самосуды. После революции 1905 года гонения на время прекратились, и вспыхнули с новой силой в 1911 году. После Февральской революции 1917 года наблюдался беспрецедентный рост баптистских и евангельских общин. В первой половине 20-х годов миссионерская деятельность осуществлялась беспрепятственно. Советская власть не трогала баптистов вплоть до 1928 года, когда в стране началась массовая борьба с религией. К 1936 году почти все поместные протестантские общины в СССР были сняты с регистрации, а молитвенные дома отобраны. Уже к 1935 году все руководство Баптистского союза было арестовано, и он прекратил свое существование. В ходе гонений советской власти в Украине были расстреляны и сосланы в лагеря 24 тысячи баптистов.
В 1944 года правительство СССР разрешило официально зарегистрировать союз евангельских христиан-баптистов, а вскоре к нему присоединились и другие евангельские течения. После войны баптистские церкви переживали некоторое оживление, происходила легализация общин. Но в конце 50-х годов началось хрущевское наступление на всех верующих, связанное с подготовкой новой программы построения коммунизма в СССР. В начале 60-х баптисты стали первыми диссидентами, осмелившимися выступить против существующего порядка. В ходе волны репрессий тем или иным гонениям подверглись все украинские баптисты. А это ни много ни мало — 150 тысяч человек. «Среди баптистов были те люди, которые в очень тяжелые времена свидетельствовали о вере. Они свидетельствовали о Христе часто ценой жизни, карьеры, многих других вещей. И за это им надо сказать спасибо. Для нас, их потомков, сейчас тоже есть возможность совместно свидетельствовать всем народам в Украине о Христе. Свидетельствовать в том числе нашей христианской любовью и взаимным уважением»,?— говорит епископ Виталий Скомаровский, помощник Киево-Житомирской диецезии Римско-католической церкви в Украине.
Долгожданный мир
Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов, после распада Советского Союза насчитывавший около 90 тысяч членов, сейчас стал самым многочисленным в Европе. В Украине около 200 тысяч членов баптистских церквей. Большинство баптистов полностью отрицают не только курение, наркотики и распущенность, что характерно для всех христианских церквей, но и алкоголь.
Любопытно, что украинские баптисты имеют ряд особенностей, которые можно объяснить их православным прошлым. Например, хор в украинских баптистских церквях исполняет гимны, написанные православными композиторами. Если на Западе многие баптисты исповедуют спасение исключительно по вере, в Украине в баптистских общинах любят подчеркивать, что «вера без дел мертва».
Изменилось к лучшему и отношение православия к баптистам. Так, когда баптисты после одной из лекций профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева спросили: «Как вы к нам относитесь?», он ответил: «Хорошо отношусь. Я считаю вас христианами».
Что касается католиков, они готовы не только признать в баптистах своих братьев во Христе, но и проповедовать вместе с ними Слово Божье. Как считает глава Украинской Греко-католической церкви, кардинал Любомир Гузар, «мы должны вместе с баптистами думать, как нам выполнить приказ Иисуса Христа «идите и научите все народы». По его словам, католиков и баптистов объединяет Иисус Христос, от которого все христиане имеют общее поручение проповедовать Слово Божье. И, объединив усилия в этом поручении, христиане добьются гораздо больших результатов. Ведь у каждой христианской конфессии есть свой уникальный духовный опыт, пренебрегать которым было бы неверно.