Количество жалоб в Совет бизнес-омбудсмена (СБО) сокращается: в июле—сентябре 2024 года — 278 жалоб, или на 97 обращений меньше по сравнению со вторым кварталом 2024-го и на 62 меньше по сравнению с третьим кварталом 2023 года. Такая тенденция может свидетельствовать о позитивной динамике решения проблем бизнеса. Хотя… это может говорить и о том, что бизнеса стало меньше. Действительно, если контролирующие и надзирающие додавят легальный украинский бизнес до нуля, то и жалобы обнулятся.
Налоговая
В течение июля—сентября проблемы с налоговой службой стали причиной 59% всех жалоб предпринимателей в Совет бизнес-омбудсмена — 165 обращений. СБО отмечает, что явно просматривается тенденция к снижению количества жалоб — на 21 жалобу меньше по сравнению со вторым кварталом текущего года. Вместе с тем отчетливо видно, что система администрирования НДС до сих пор остается проблемой для значительного количества предпринимателей. Жалоб на работу СМКОР (автоматизированной системы мониторинга соответствия налоговой накладной/расчета корректировки критериям оценки степени рисков) меньше не стало.
И темы жалоб все те же: блокировка налоговых накладных, невыполнение судебных решений о регистрации накладных, включение компаний в списки рисковых плательщиков. После некоторого снижения в течение двух кварталов подряд количество таких обращений снова выросло до уровня первого квартала — 103 жалобы.
После публикации результатов расследования о проблемах СМКОР Совет постоянно отслеживает изменения в системе НДС и их влияние на бизнес. Он поддерживает связь с Министерством финансов и Государственной налоговой службой, прежде всего о конкретных шагах по устранению недостатков в СМКОР и улучшению взаимодействия налоговых органов с плательщиками. С момента выхода отчета по СМКОР Совет отметил важные изменения в системе:
- введена процедура административного обжалования решений о рисковости плательщика и отказов в учете таблиц данных (учтена рекомендация СБО от 2019 года);
- улучшены функции анализа и учета изменений в законодательстве, что способствовало уменьшению количества блокировок налоговых накладных;
- усовершенствована форма решений о рисковости плательщика;
- ограничен период для рассмотрения операций при определении рисковости плательщика (180 дней);
- расширен перечень показателей положительной налоговой истории;
- созданы региональные коммуникационные платформы и горячие линии для плательщиков и общественных организаций.
Проанализировав полученную от ГНС статистику, Совет наблюдает тенденции к уменьшению количества случаев блокировки налоговых накладных: после скачка до 0,96% в июне постепенное снижение до 0,62% в сентябре 2024-го. Такие показатели свидетельствуют об улучшении в сфере регистрации накладных. С остановкой регистрации в третьем квартале 2024 года столкнулись около 9,4% плательщиков, что ощутимо меньше показателей 2022-го (тогда блокировка накладных коснулась около трети плательщиков), но немного больше, чем за июнь 2024 года (8,74%).
Правоохранители
Жалобы на действия или бездействие правоохранителей традиционно занимают второе место в общей структуре обращений бизнеса в СБО. В отчетном квартале количество жалоб бизнеса на правоохранительные органы достигло 15% (41 обращение) против 11% (32 жалобы) во втором квартале и 14% (48 жалоб) в первом квартале. В течение июля—сентября 2024 года Совет имел дело с обращениями компаний на процессуальные злоупотребления и бездействие органов прокуратуры и Национальной полиции, касавшихся, в частности, невозврата изъятого имущества.
Наряду с направлением индивидуальных обращений в территориальные органы, такие жалобы Совет также выносил на рассмотрение экспертной группы совместно с Офисом генерального прокурора. Цель: добиться устранения нарушений по делам жалобщиков, а также обеспечить эффективность расследования по делам, где предприниматели выступают потерпевшей стороной.
По сравнению с прошлым кварталом возросло количество жалоб в отношении Бюро экономической безопасности — с шести во втором квартале до 11 в третьем (напомним, летом Верховная Рада приняла закон о перезагрузке БЭБ). Совет выступает за скорейшую перезагрузку БЭБ путем обновления его состава и внедрения современных аналитических методов расследования экономических преступлений. Это в свою очередь должно привести к уменьшению вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность, полагает бизнес-омбудсмен.
Таможня
В третьем квартале количество жалоб от бизнеса по таможенным вопросам несколько снизилось и составило 16 обращений, или 6% от их общего количества. Для сравнения, во втором квартале СБО получил 20 обращений (или 7%). Традиционно значительная часть жалоб на таможню касалась корректировки таможенной стоимости товаров — восемь обращений. Также бизнес обращался в Совет по поводу переклассификации таможенными органами импортируемых товаров, задержек таможенного оформления и сложностей реэкспорта отходов переработки давальческого сырья. Совет сопровождает компании в административном обжаловании решений таможни и помогает подтвердить первоначально заявленную таможенную стоимость импортируемых товаров.
Чтобы помочь компаниям урегулировать вопросы на таможне, СБО проводит регулярные встречи своей экспертной группы с Государственной таможенной службой. Постоянный диалог с таможенниками позволяет более эффективно решать проблемы бизнеса в этой сфере.
В сентябре Верховная Рада приняла законопроект о перезагрузке таможни, который уже подписан президентом Украины и вступил в действие 1 ноября. Закон включает возможность для СБО участвовать в дисциплинарных производствах в отношении таможенников, нарушающих легитимные интересы бизнеса.
Как остановить добычу каменной соли в Украине — рецепт от ГНС
Основной на сегодняшний день производитель каменной соли в Украине (не назван в отчете СБО) столкнулся с проблемой включения в перечень рисковых плательщиков, сообщил бизнес-омбудсмен. В марте 2024 года главное управление ГНС в Закарпатской области включило предприятие в перечень рисковых плательщиков. Компания оперативно подала объяснения и необходимые документы, чтобы отменить рисковый статус. Однако, несмотря на предоставленные объяснения и документы, налоговая несколько раз меняла основания своего решения и оставляла компанию в перечне рисковых плательщиков. Это фактически заблокировало ее деятельность. Столкнувшись с таким давлением, в мае 2024 года компания обратилась в Совет бизнес-омбудсмена. Совет пришел к выводу, что предприятие предоставило убедительные объяснения, чтобы развеять сомнения налогового органа по поводу рисковых операций.
Совет, взявшись за рассмотрение дела, организовал встречу с представителями ГНС Украины в рамках экспертной группы. На встрече налоговики в итоге озвучили полный перечень замечаний к деятельности налогоплательщика. Основные сомнения налоговиков касались именно товарных остатков, за счет которых был сформирован налоговый кредит по НДС. Эти сомнения после вмешательства СБО удалось развеять. В июле 2024 года, после подачи предприятием очередных объяснений и документов, налоговая исключила предприятие из перечня рисковых плательщиков.
Как остановить импорт топлива — рецепт от БЭБ
Компания с иностранными инвестициями (не названа в отчете СБО), дистрибьютор топлива в Украине, столкнулась с серьезными проблемами в рамках уголовного производства. В ходе длительного досудебного расследования уголовного производства, инициированного Бюро экономической безопасности в отношении компании, последняя стала жертвой ряда процессуальных нарушений со стороны органа досудебного расследования. В частности, детективы Бюро в течение многих месяцев не выполняли около десятка постановлений следственных судей, которые обязывали их повторно рассмотреть ходатайство компании.
Предприятие решило обратиться за помощью в Совет бизнес-омбудсмена. СБО направил официальные письма в Офис генерального прокурора и БЭБ, где обратил их внимание на то, что детективы БЭБ своевременно не реагировали на ходатайства компании. Через два месяца после обращения Совета старший детектив БЭБ закрыл уголовное производство по одному из эпизодов из-за отсутствия состава преступления в действиях руководителей компании.
***
Финансовый эффект работы СБО в третьем квартале оценивается в 156 млн грн. Подавляющее большинство жалоб подает в Совет именно украинский бизнес — 89%. Доля жалоб от иностранного бизнеса составила в отчетном квартале 11%. Это может свидетельствовать как об особой придирчивости к местным предпринимателям, так и о специфике ведения бизнеса по-украински.